Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Свойства воды

(4 класс)
Анискевич Татьяна Михайловна
Ход урока.
Организационный момент. (Психологический настрой на работу в парах)
-Мы должны быть дружными и активными.
Проверка домашнего задания.
1.Краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя»
(В это время 4 ученика работают на карточках)
-Перечислите свойства воздуха.
-Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?
-Какой газ из воздуха мы поглощаем при вдыхании?
-Отчего загрязняется воздух?
-Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
(Ответы детей комментируются)
Карточки с индивидуальным заданием. (Ответы написать)
Карточка 1.
-Какие свойства имеет воздух?
Ответ: Без цвета, без запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Карточка 2.
Воздух плохо проводит тепло.
-Какое значение имеет это свойство для жизни животных и растений?
Ответ: Зимой растения не замерзают под  снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется.
 
Карточка3.
-Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают?
Ответ: Зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снегу, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха.
Карточка 4.
Почему легче дышать в местах, где растет много растений?
Ответ: Растения-зеленые легкие нашей планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ.
(Ученики читают ответы на своих карточках. Учитель оценивает и комментирует ответы. Ученики класса дополняют.)
2.Работа-тест.
На партах у вас лежат карточки с вопросами. Вы должны выбрать правильный ответ и написать букву ответа на лист внизу.
1.Что такое воздух?
В) Воздух-смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.
Б) Воздух-вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.
2.В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?
Г) Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный.
О) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
3.Что происходит с воздухом при нагревании?
Д) При нагревании воздух расширяется.
Г) При нагревании воздух сжимается.
4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
А) Углекислый газ.
К) Кислород.
Т) Азот.
(Теперь посмотрите на листок и прочитайте слово, которое у вас получилось.
ВОДА)
Сообщение темы и задач урока.
-Это вещество мы будем изучать на уроке.
-Послушайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Не готовить, не стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…(ВОДЫ)
-А теперь попробуем это доказать.
Что такое вода?
-Как вы думаете, много ли воды на планете Земля? (ответы детей)
Обобщение учителя.
-Воды на планете очень много.
-Что можно сказать о пространстве, занимаемом водой?
-Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под землёй(родники) Этим наша планета так уникальна, что некоторые ученые даже предлагали переименовать её.
Учитель – А кто может предложить название?
Дети - Голубая планета. Планета Вода.
Учитель – А в каких водоёмах больше всего воды?
Дети – В океанах.
Учитель – А какие океаны вы знаете? Назовите?
Учитель – Может вы догадались, как ученые решили назвать нашу планету?
Дети – Океан-планета.
Учитель – Правильно! Планета Океан!
-Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле? Ты можешь это узнать сам: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2!!! Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Человеку требуется более двух литров воды в день. Без воды человек  может прожить менее 10 дней.
-Итог. Что  нового узнали о воде?
 
Практическая работа.
-А сейчас мы превратим наш класс в лабораторию. Вы исследователи.
- Что будет предметом нашего исследования:
Я бегу струей из крана
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны - корабли. (ВОДА)
1.Для проведения практической работы класс делится на группы.
2. Ключ к практической работе находится на странице 50 учебника.
3. Результаты практической работы записываем в рабочей тетради на странице 22.
4. Беседа о технике безопасности при работе с бьющимися предметами.
Опыт 1.
-Какова прозрачность воды?
-Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
-Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
_Опустите в стакан с водой ложку.
-Видна она?
-О каком свойстве воды это говорит?
-Вывод: вода прозрачна.
-Результат запишите в тетрадь.
Опыт 2.
-Какого цвета вода?
-Сравни цвет воды с цветом полосок, изображенных в учебнике.
-Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зелёная? Желтая?
-Нет. Цвет воды не  совпадает ни с одной полоской.
-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.
-Каков же цвет воды?
-Вывод: вода бесцветна.
-Результат запишите в тетрадь. Обведите нужный ответ.
Опыт 3.
-Каков запах воды?
-Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
-А чем пахнет вода?
-Понюхай её и сделай вывод.
-Вода не имеет запаха.
-Обведи нужный ответ в тетради.
Опыт 4.
Вода растворитель.
Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой-столько же измельченного мела. Помешайте воду.
-Что можно заметить? О чем говорит этот опыт?
-Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела осела на дно.
-Вывод: вода растворитель.
Обведите нужный ответ.
Вода –универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали раны и лечили желудочные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустите в стакан с водой  серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся- этого глазом увидеть нельзя.
Учитель – Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Дети – Мы пьём чай сладкий, а суп солёный. Сахар и соль растворились.
Дети – Есть сухой порошок из которого можно получить напиток.
Учитель – Если ты испачкаешься и умоешься, то тоже используешь свойство воды – растворять.
Опыт 5.
-Учитель – А можно ли очистить мутную воду или воду с примесями песка и глины?
-Дети – да, можно. Надо купить фильтр.
-Учитель – А кто знает, что находится в колбе фильтра? (Активированный уголь)
-Мы сегодня сами будем делать фильтр из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите пополам и еще пополам. По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду.
- Учитель – Что произошло с водой?
- Дети – Вода очистилась и прошла через фильтр.
-Дети –Не растворённые вещества остались на фильтре.
      Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, вода проходит через него.
Опыт 6.(Опыт проводит учитель)
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустили в горячую воду.
- Учитель – Что происходит с водой в трубке?
- Почему?
Колбу поставили в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается.
- Как вы это объясните7
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыт 7.
-Учитель - Что произойдет с водой, если её вылить из посуды?
- Дети - Она растекается в разные стороны.
- Учитель - Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Можно)
- Учитель – Какое свойство воды используем?
Свойство- текучесть)
Физкультминутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
- Учитель –О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?
- Дети –Вода растворитель, текучесть воды.
Подведение итога работы.
Бережное отношение к воде. (Беседа)
- Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Поэтому воду – наше главное богатство. надо беречь!
-Учитель – Что для этого надо делать?
- Дети – Не бросать мусор в воду.
- Дети-Строить очистительные сооружения на заводах.
- Совсем чистой воды в природе нет. Её можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.
На доске – схема:
Состав воды           ВОДОРОД(2)
                                   КИСЛОРОД(1)
                                  Примеси
                                   Минеральные соли
На уроке химии узнаем формулу Н2О
Итог урока.
Рефлексия.
(У вас на парте лежат смайлики. Выберите тот, который отражает ваше настроение.)
Отметки за урок.
Домашнее задание.
Выполнить работу на стр.21 рабочей тетради. Можно дома показать родителям опыты, которые вы выполнили в классе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога Анискевич Татьяна Михайловна
Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс
Тема урока Свойства воды.
Цель урока Уточнить и расширить представление детей о значении воды для человека.
Задачи
 
Образовательные:
  • Создать условия для выполнения опытов, в ходе которых дети сделают выводы о значении воды для человека
  • Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение
Развивающие:
  • Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.
  • Развивать умение  организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.
  • Развивать воображение,  речь.
Воспитательные:
  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип занятия Освоение новых знаний
Оборудование   Учебник А,А,Плешакова Окружающий мир, Глобус,карточки для индивидуального опроса;лоток с лабораторной посудой,бумажный фильтр.толченый мел,песок,соль.
Методы и формы работы Частично-поисковый; Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Межпредметные связи Литературное чтение, русский язык
Технологии достижения Исследовательская, деятельностная, проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная
 
Планируемый результат
Предметные умения:
(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные умения: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные умения: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД ):
 Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
                                                                           
  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»