Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности организации внеурочной деятельности

Галкина Марина Владимировна
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы.
Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников и формы сетевого взаимодействия определяются образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в общеобразо­вательных учреждениях осуществляется через дополнительные образовательные программы, организацию групп продленно­го дня, деятельность педагогических работ­ников (учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры, библио­текаря, психолога, педагога дополнитель­ного образования).
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности
Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно реализовывать следующие виды:
-  игровую деятельность;
- познавательную деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательную деятельность;
-  художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовую деятельность;
- спортивно-оздоровительную деятельность;
- туристско-краеведческую деятельность [Григорьев, Степанов].
Данные виды деятельности могут осуществляться в самых разнообразных формах (таблица 1).
 
 
Таблица 1
Формы реализации внеурочной деятельности
Виды
внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
1 Игровая деятельность Дидактические игры, ролевые игры, деловые игры, социально-моделирующие игры и т.д.
2 Познавательная деятельность Групповые дискуссии, школьные интеллектуальные клубы, дидактический театр, научно общество учащихся, кружки по образовательным областям, предметные недели, специализированные курсы, исследовательские проекты и т.д.
3 Проблемно-ценностное общение Этическая беседа, технология «Дебаты», проблемно-ценностная дискуссия, акции «Секретный друг», ведение «Книги личных рекордов»,  День друга, социальное проектирование, социальные проекты и т.д.
4 Досугово-развлекательная деятельность Походы в театр, музей, концертный зал, галерею; постановка концертов, инсценировок; праздничные вечера общения (античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник), театральный капустник и т.п.); тематические ярмарки, тематические фестивали и т.д.
5 Художественное творчество Беседы, лекции, любительский театр, видеотворчество, художественное творчество и дизайн и т.д.
6 Социальное творчество Социальные акции, коллективные творческие дела, социально-образовательный проект и т.д.
7 Трудовая деятельность Кружки технического творчества, домоводства, народных промыслов; легоконструирование; техническое проектирование; социальные операции («Малышок», «Ветеран», «Одинокий человек»); коллективная трудовая игра с участием социальных партнеров; работа на школьном производстве (сельскохозяйственное производство, типография, фотовидеоателье и т.д.
8 Спортивно-оздоровительная деятельность Спортивные секции, клуб «Самозащита», секция спортивного туризма, спортивные мероприятия и декады; клубы «Неболейка», «Будь здоров!» и т.д.
9 Туристско-краеведческая деятельность Экскурсии, музейные занятия, полевые лагеря, экспедиции, слеты, краеведческие олимпиады и викторины и т.д.
 
Многие виды внеурочной деятельности осуществляются в форме проектов. Планирование проектной деятельности преследует цели формирования у детей нескольких групп умений:
- исследовательские (выделение противоречия, формулирование проблемы, гипотезы, цели и задач, конструирование логики исследования, анализ и проверку фактов);
- социального взаимодействия (сотрудничество в процессе учебной деятельности, оказание помощи товарищам и прием их помощи, слежение за ходом совместной работы, изменение направления деятельности);
- оценочные (оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельный поиск нужной информации; выявление информационных дефицитов);
- презентационные (выступление перед аудиторией, ответы на незапланированные вопросы, использование различных средств наглядности, демонстрация артистических возможностей);
- рефлексивные (понимание своих образовательных достижений, проектирование новых целей и задач, самооценка своей роли в коллективе, коррекция собственной деятельности);
- менеджерские (проектирование процесса; планирование деятельности, времени, ресурсов; принятие решения; распределение обязанностей при выполнении коллективного дела) [Логвинова].
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Для учащихся 1-х классов темы проектных работ могут быть выбраны из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Лучше, если для учащихся 1 – 2-го класса проекты будут краткосрочными, осуществляться как индивидуально, так и в группе, с участием членов семьи. Целесообразно определять тематику ученических проектов в соответствии с направлениями социально-воспитательной работы школы [Прохорова].
Возможными результатами проектной деятельности младших школьников может быть  альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентации, буклеты.
При проектировании программ и модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении формы определяются в соответствии уровням результатов внеурочной деятельности, разработанные Д.В. Григорьевым и
П.В. Степановым:
1) формы, содействующие приобретению социальных знаний;
2) формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;
3) формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия [Григорьев, Степанов].
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эффективность влияния деятельности на развитие школьников существенно возрастает, если применяются комплексные формы ее организации. Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей (познавательно-игровые экспедиции, длительные проекты) [Степанов ].
В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:
1) проектный включает в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
2)  организационно-деятельностный этап заключается в создании и функционировании разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
3) в ходе аналитического этапа осуществляется анализ функционирования созданной системы.
На первом этапе организуется сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся; учреждениях дополнительного образования детей, спорта, культуры, в которых занимаются дети во внеучебное время; запросах, пожеланиях родителей (законных представителе) . Для изучения  используются методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. 
Затем в учреждении создаются творческие группы по разработке модели внеурочной детальности. В ходе работы важно выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о характере взаимодействия участников образовательного процесса, используемых формах внеурочной деятельности, минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении. При этом надо иметь в виду, что время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Проект должен включать широкий спектр видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации, что позволит обеспечить удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника. Учитывая, что для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, проектируемое многообразие внеурочной деятельности станет основой для апробирования своих сил и способностей [Щербаков].
Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими ее компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов (направлений) деятельности определить, какой из них может стать доминирующим (приоритетным) и выполнить роль системообразующего фактора [Степанов].
При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. Целесообразно сочетать массовые, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей; комбинировать формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности; широко использовать статические и динамические способы передвижения участников; включать детей в деятельность, предусматривающую как обязательное участие, так и предполагающую добровольное участие; широко использовать индивидуальные, групповые и коллективные способы организации дел.
Моделирование внеурочной деятельности в обязательном порядке должно учитывать санитарно-гигиенические требования к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Включение в образовательную программу внеурочных занятий чаще всего ведет к организации работы учебного заведения в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся.
На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанного проекта. Их успешность во многом зависит от ресурсного обеспечения.
Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации проекта. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.
Администрации образовательного учреждения необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. Необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.
Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся. Может потребоваться появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности координатора (диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеучебных занятиях [Степанов].
Аналитический этап реализации внеурочной деятельности предполагает учет следующих аспектов реализации внеурочной деятельности:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся;
 - эффективность внеурочной деятельности.
Для осуществления анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность можно использовать индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Анализ карты дает возможность каждому классному руководителю выявить наиболее интересные направления деятельности каждого школьника, осуществить коррекцию индивидуальных образовательных маршрутов детей. Заполнение общей карты занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности систематизирует информацию об активности детей, учитывает использование ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, спорта, культуры, позволяет оптимизировать расходы на реализацию внеурочной деятельности [Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС].
Составленные классными руководителями таблицы передаются координатору внеурочной деятельности в образовательном учреждении или заместителю директора по воспитательной работе для обобщения и анализа сведений в общешкольном масштабе.
Наряду с анализом включенности детей во внеурочную деятельность важно установить, насколько она соответствует принципам организации. В данном случае принципы могут выступать в качестве критериев анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Можно использовать следующие критерии:
- гуманистическая направленность деятельности;
- системность организации внеурочной деятельности;
- вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;
- направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;
- ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха (Е.Н. Степанов).
Каждый критерий может быть оценен количественно (от 1 до 5 баллов) на основе использования наблюдения, анкетирования детей и родителей, метода экспертной оценки и самооценки.
Эффективность внеурочной деятельности может быть оценена по ее продуктивности и удовлетворенности участников ее организацией и результатами. Показателями эффективности внеурочной деятельности могут выступать:
1) знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;
2) достижения учащихся в реализуемых видах внеурочной деятельности.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др. [Степанов].
Оценка эффективности внеурочной деятельности по критерию «удовлетворенность участников внеурочной деятельности» может осуществляться по следующим показателям:
- проявление устойчивого интереса обучающихся к занятиям во внеурочной деятельности;
- проявление активности обучающимися в ходе внеурочной деятельности;
- положительная оценка родителей достижений детей во внеурочной деятельности;
- позитивное отношение родителей к общей организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении;
- удовлетворенность педагогов ресурсным обеспечением внеурочной деятельности;
- положительная оценка педагогами своего профессионального роста, творческого самовыражения[Новикова].
Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.
Совокупность критериев, показателей и методик анализа и оценки может быть составлен диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности младших школьников.
Таким образом, организация внеурочной деятельности характеризуется сложным процессом,  в результате которого определяются методы и направления проводимой с детьми работы. Основу организации внеурочной деятельности составляют потребности, интересы учащихся.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»