Турцева Светлана Валентиновна,
учитель нач. классов, ГБОУ №601
г. Санкт- Петербург
Содержание:
Постановка проблемы и ее актуальность…………………………1-3
Содержательная часть………………………………………………….3-11
Заключение…………………………………………………………………11-12
Список литературы…………………………………………………………12
Постановка проблемы и ее актуальность
Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.
Под термином «краеведение» понимается территория своей административной области (края, субъекта Федерации), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой и картографическими материалами, а также путем непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.
Под термином «краеведение» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7 – 8 км. Понятие «своя местность» может охватывать территорию административного района, поселка городского типа, города, городской район с прилегающей зеленой зоной.
От локального до регионального уровня изучается местность в школьных курсах географии. Своя местность изучается больше всего в начальной школе. Родной край рассматривается при изучении природных и социально-экономических особенностей административного района, в теме «Своя область» (край, республика) в курсе «География России)» (8,9 кл.).
В настоящее время накоплен достаточный опыт в изучении своей местности на региональном уровне. Теоретические и прикладные исследования на локальном уровне требуют серьезного к себе внимания. Это, как считает академик В. П. Максаковский, перспективное направление в школьном краеведении. Он говорит: « Нам представляется, что в любом случае при дальнейшем совершенствовании такого содержания в географическом образовании - пронизать, насытить весь школьный курс географии краеведческим материалом, - необходимо обратить главное внимание не столько на региональный, сколько на локальный его уровень, т.е. на город, сельский район, в котором проживают школьники, на микрорельеф и микроклимат, на почвенные разрезы, сельскохозяйственные угодья, местные предприятия и т.д. Именно на этих конкретных примерах учащиеся должны учиться наблюдать, измерять, анкетировать – словом, формировать свои представления, чувственные образы».
Передовые русские педагоги горячо отстаивали родиноведение в виде особого курса начальной географии на местном материале и родиноведческий принцип. К. Д. Ушинский предлагал родиноведение объединить с преподаванием русского языка, так как оно может давать разнообразнейший материал для изучения родного языка. «Как светло, как сознательно и разумно может взглянуть дитя после такого курса на окружающий мир!.. Этот курс вводит детей в науку, не как в мёртвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни»... «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного, обязательного курса. Что такой курс совершенно на месте в народном училище, это неоспоримо».
Но царское правительство было глухо к голосу передовых педагогов. Оно считало родиноведение «вредным мудрствованием» и не допускало его в школы.
Только советская власть широко раскрыла двери школы для краеведения. В первых же советских программах, составленных в 1918 г., преподавание географии начиналось на III году обучения на основе изучения своей местности. В объяснительной записке к программе географии 1918 г. говорилось, что курс географии в III классе «...в существе и методе своём есть курс родиноведения»...
В 1923 г. географический учебный материал был включён в программу природоведения, и изучение его начиналось тоже с третьего года обучения. О нём говорилось, что этот материал «...объединён общей идеей — изучения местного края, почему третий год обучения заслуженно получает наименование краеведческого».
Хотя начальный курс географии и признавался «родиноведческим», но он никогда не сводился к изучению только своего края. В нём не было систематического всестороннего изучения своего края.
Для успешных результатов обучения по региональной составляющей географического образования, учителю необходимы знания о родном крае. Если учитель географии сам хорошо знает свой край, умеет сочинять и взаимосвязывать отдельные сведения в комплексной географической характеристике, то учебный процесс поставлен грамотно.
Знание географии своего края – необходимое условие профессиональной подготовки будущих учителей . Приобретенная информация используется учителем не только в учебном процессе, но и при организации исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из выше сказанного, учитель должен:
1. Знать подходы и приемы изучения определенной территории.
2. Методы научного исследования, применяемые в краеведении.
3. Этапы научного исследования малой родины.
4. Примерные типовые программы изучения объектов природы, население и хозяйства определенной территории.
Выделяют следующие подходы в изучении своей местности:
1. сплошное изучение своей местности;
2. ключевое изучение своей местности.
Содержательная часть
Сплошное изучение территории подразумевает исследование природы, населения и хозяйства значительной местности. Примером может служить тема «Родной край – часть большой страны» (УМК «Школа России» 4 класс)
Ключевое изучение территории основывается на исследовании небольших территорий с различными географическими особенностями, доступными для наблюдения. Например: « Город не Неве» ( 2 класс ), « Наш край» (4 класс) (УМК «Школа России»), «Название города, в котором мы живём» (1 класс) (УМК «Начальная школа XXIвека») и др.
В чём состоит дидактическое значение введения элементов краеведения в программу по «Окружающему миру»?
Введение элементов краеведения в программу даёт возможность построить изучение программных тем на основе принципов «от близкого к далёкому», «от известного к неизвестному».
Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это даёт возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания программных тем придаёт преподаванию географии высшую наглядность и конкретность. Учащиеся видят своими глазами в натуре то, о чём им говорится на уроках. Недаром К. Д. Ушинский родиноведение называл наглядным обучением.
Местная география может быть использована по-разному. Она может служить только лишь иллюстративным материалом при проработке географических тем. Например, при прохождении темы «Реки» учитель может организовать экскурсию к местной реке для показа правого и левого берега, отдельных частей реки. В данном случае местная река используется подобно наглядному пособию. Полезность такой экскурсии заключается в наглядности обучения, но она лишена краеведческой направленности. Вследствие этого элементы краеведения лишаются эмоциональной окраски. От этого воспитательное действие их притупляется.
Для придания краеведческой направленности экскурсии на реку необходимо рассматривать реку как нашу реку. В таком случае река будет воспринята как элемент краеведческого комплекса, как одно из природных условий, при которых развивается хозяйство нашего края. Краеведческий подход к изучаемым темам усилит интерес учеников, поднимет эмоциональное состояние. Знакомство учеников с использованием местных природных богатств на благо народа будет укреплять их любовь к своей родине.
Возьмём для примера тему «Погода и климат». Для её изучения учитель организует наблюдения над температурой, над направлением ветра, облачности, характером выпадения осадков. Полезность таких наблюдений очевидна. Дети ознакомятся с атмосферными процессами и их изменчивостью. Уже в процессе наблюдения они будут улавливать связь между отдельными элементами погоды. Особенно убедительно эта связь вы явится при обработке материала наблюдений.
Образовательно-воспитательное значение изучения этой темы увеличится, если ей придать краеведческое направление. Для этого необходимо, чтобы дети в результате наблюдения над погодой и обработки полученных данных пришли к какому-то представлению о погоде (о климате) своей местности и её особенностях и могли сделать хотя бы элементарную характеристику её. Это будет уже элементом краеведения. Чтобы закрепить его в сознании детей, желательно (в меру сил детей) выяснить, как влияют особенности климата своей местности на другие стороны природы и жизнь местного населения. Пока атмосферные процессы рассматриваются без связи с местностью, с ними трудно увязывать воспитательную работу. А краеведческое изучение этой темы открывает широкие возможности для воспитательной работы. Климат взаимодействует с другими местными элементами ландшафта и влияет на жизнь и хозяйство людей.
Каким образом изучение географии своей местности может помочь пониманию географии отдалённых областей?
Во-первых, непосредственное ознакомление учеников с географическими объектами своего края даст возможность образовать у них географические представления и географические понятия, которые помогут им познать и отдалённые географические явления.
Отдельные местности наряду с различиями имеют и сходства, общие черты. Это позволяет говорить, что каждый пункт на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Все географические объекты имеют подобные элементы. Например, все реки на земле имеют правые и левые берега, устья, истоки, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается из того или другого состояния температуры воздуха, ветров, осадков, облачности и т. д.
Поэтому в результате непосредственного ознакомления учеников с рекой, с холмом, с горой, с климатом своей местности они могут составлять правильные общие представления об этих географических объектах. Это поможет ученикам понять и представить себе реки, холмы, горы, климат далёких областей, когда они будут о них читать в книге или слушать объяснение учителя. Таким образом, ознакомление с географией своей местности помогает пониманию географии всей России и всего земного шара.
Во-вторых, при локализации программы география своего края делается образцом для сравнения с ней географии всех других частей поверхности земного шара.
Дидактическое значение сравнительного метода давно уже выяснено. Сравнивая какой-нибудь предмет с другим, мы его лучше познаём.
К. Д. Ушинский писал, что- всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение.
Путём сравнения предметов устанавливают сходные, общие и отличительные существенные признаки. Сравнение есть один из необходимых способов образования научных понятий.
Сравнение достигает свою познавательную цель только тогда, когда изучаемый географический объект сравнивается с другим, хорошо известным однородным географическим объектом. В этом осуществляется принцип: «Идти от известного к неизвестному».
Многовековой педагогический опыт показал, что в сравнении надо идти «от близкого к далёкому», т. е. от географии своей местности к географии отдалённой области.
Свой край полезно использовать в качестве единицы измерения в преподавании географии. Идёт речь о величине территории отдалённой области — надо её сравнить с величиной своей местности.
Свой край должен быть ориентиром при работе над картой при объяснении географического положения любого пункта. В результате краеведческих занятий учащиеся хорошо помнят положение своей местности на карте. По своей местности они будут определять положение всех других пунктов земной поверхности: лежат они на севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.
Введение элементов краеведения в программы имеет и другие благотворные последствия. Так оно укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает её влияние на население. Оно даёт возможность обеспечить учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы в соответствии с хозяйственной спецификой данной местности.
Введение элементов краеведения в школьные программы требует применения активных форм и методов преподавания: экскурсий, наблюдений, упражнений на географической площадке, создания краеведческого уголка или музея, сбора коллекций и т. п. Таким образом школьное краеведение активизирует педагогический процесс, усиливает самодеятельность учащихся, углубляет изучение основ науки и поднимает качество учебно- воспитательной работы школы.
М. И. Калинин говорил: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма, но ведь это воспитание начинается с углублённого познания своей родины». Он советовал «в начальной школе ребят знакомить с местной географией:». «Это позволит им более сознательно отнестись к географии всей страны, а кроме того сделает их любовь к родине живой и непосредственной».
Какие приемы наиболее целесообразно применять для краеведческих исследований при различных подходах?
Кроме общепринятых научных приемов – сопоставление, сравнение, анализ, синтез, - в краеведческих исследованиях применяются такие приемы, как ассоциирующий, конструктивный, графический, технический.
Посредством ассоциирующего приема лучше находятся примеры для сравнения и сопоставления. Конструктивный прием позволяет ярче видеть общие особенности территории. Графический прием наглядно отображает информацию об объектах и явлениях, об исследуемой территории. Технический прием способствует на научной основе делать выводы, обобщать.
Различные подходы и приемы краеведческого изучения своей местности просматриваются через комплекс м е т о д о в н а у ч н о г о
и с с л е д о в а н и я.
Опираясь на классификации методов научного исследования в географии, предложенные В.П.Максаковским, Ф.Н.Мильковым, выделим те, которые наибольшее нашли отражение в краеведческих исследованиях.
Методы краеведческого изучения своей местности:
1. Литературный (использование различного рода печатных источников об изучаемой территории с целью получения предварительных знаний об исследуемой территории, решения вопросов, связанных с историей развития края, оформления теоретических выводов).
2. Картографический(работа с картами разного направления с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории родного края, характеристики определенной местности).
3. Статистический.
4. Визуальный (непосредственное наблюдение (обозрение) изучаемых явлений и объектов).
5. Метод анкетирования(сбор информации по ряду вопросов с помощью теста-опроса или устно по родному краю).
6. Фотографирование и съемка местности(сбор экспозиционного и наглядного материала посредством технических средств).
7. Метод полевых исследований(ландшафтный метод). Сущность ландшафтных методов исследования заключается не в анализе отдельных природных компонентов (земной коры, вод, воздуха, растительного и животного мира, почв), а в выделении и характеристике природно-территориальных комплексов.
Остановимся подробнее на характеристике полевого метода исследования, как ведущем при краеведческом изучении своей местности.
Рассматривать краеведческий материал можно в следующих темах:
УМК «Начальная школа XXIвека»
1 класс: «Название города, в котором мы живём», «Памятные места нашего города», « Труд людей родного города» и др.
2 класс: «Родной край – частица Родины», « Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны» и др.
3 класс: «Разнообразие растений родного края», « Животные родного края», « Особенности труда людей родного края» и др.
4 класс: история родного края и др.
УМК «Школа России»
1 класс: «Что мы знаем о нашей стране и своём городе?» и др.
2 класс: «Путешествие по родной стране», « «Город на Неве» и др.
3 класс: «Наши ближайшие соседи»
4 класс: «Наш край», «Поверхность нашего края», «Водоёмы нашего края» и др.
Для данного краеведческого материала можно использовать следующие тестовые задания:
Тест №1«Мой край»
1. Мой край расположен на материке …
a) Африка;
b) Евразия;
c) Австралия;
d) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне …
a) лесов;
b) тундра;
c) степи;
d) пустыни.
3. Мой край находится в …
a) восточном полушарии;
b) западном полушарии.
4. В моем краю растут …
a) кактусы, кипарисы;
b) ягель, клюква, карликовая ива;
c) ель, береза, осина;
d) полынь, ковыль, саксаул.
5. У нас обитают …
a) лоси, зайцы, кабаны;
b) косули, волки;
c) олени, медведи.
6. Мой край дает стране …
a) продукты сельского хозяйства;
b) легковые автомобили;
c) морепродукты.
7. Территория моего края расположена в …
a) тропическом поясе;
b) полярном поясе;
c) умеренном поясе.
Тест№2 «Водоемы нашего края»
1). Что не относится к естественным водоемам?
А). Океан Б). Море В). Канал
2). Что не относится к искусственным водоемам?
А). Река Б). Пруд В). Водохранилище
3). Какое действие человека загрязняет водоемы?
А). Лов рыбы Б). Мытье машины В). Купание
4). Какие искусственные водоемы не наносят на физическую карту?
А). Пруды Б). Каналы В). Водохранилища
5). Какая машина помогает копать землю при строительстве каналов?
А). Бульдозер Б). Самосвал В). Экскаватор
6). Какие реки не соединены каналом?
А). Москва-река и Волга Б). Волга и Обь В). Волга и Дон
7). Что нельзя делать на берегу водоема?
А). Строить замки из песка
Б). Играть в мяч
В). Оставлять обертки от продуктов
8). Какой водоем является искусственным?
А). Волго-Донской канал Б). Черное море В). Река Обь
9). Как называется искусственное русло, наполненное водой?
А). Река Б). Ручей В). Канал
10). Как называется искусственный водоем для хранения и регулирования запасов воды?
А). Пруд Б). Море В). Водохранилище
Тест№3«Животноводство в нашем крае»
1). Какая отрасль не относится к животноводству?
А). Полеводство Б). Птицеводство В). Пчеловодство
2). Какое животное не относится к мелкому рогатому скоту?
А). Корова Б). Овца В). Коза
3). Что не получают от коровы?
А). Молоко Б). Мясо В). Шерсть
4). Стадо каких животных называется отарой?
А). Лошадей Б). Коров В). Овец
5). Большое количество каких животных называется табун?
А). Лошадей Б). Коров В). Коз
6). Где раньше жили дикие пчелы?
А). В норах Б). В гнездах В). В дуплах
7). Какая птица не является домашней?
А). Гусь Б). Утка В). Лебедь
8). От какого животного человек не получает пух?
А). От овцы Б). От лошади В). От кролика
9). Молоко какого животного считается самым полезным для маленьких детей?
А). коровы Б). Козы В). Овцы
10). Одомашненной формой какой рыбы является карп?
А). Сазана Б). Толстолобика В). Окуня
Заключение.
Откуда учителю брать краеведческий материал для насыщения программных тем? Готовые книжные знания о своём крае, конечно, нужно использовать. Но если этим ограничиться, то мало будет пользы от краеведения. Краеведение только по книге — это пародия на краеведение. Школьное краеведение возникло, крепло и развивалось в борьбе с злоупотреблением словесно-книжным методом. Благотворное учебно-воспитательное влияние краеведения на учеников определяется тем, что сами ученики непосредственно исследуют свою местность.
Ушинский, знакомясь за границей с руководствами по краеведению, уловил опасность возможного схоластического вырождения этого интересного курса. «Руководство к такому курсу для учащих можно, и должно составить,— пишет Ушинский,— ...такая книга для учащих необходима; но для учеников она невозможна».
Итак, по Ушинскому, очень желательно издание краеведческих руководств, материалов, исследований для учителей; необходимо снабдить их литературой по истории, теории и методике краеведения. Он мечтал о таком положении, чтобы каждая школа имела книгу о своём крае. Но Ушинский отрицал целесообразность учебных книг по краеведению для учеников, ибо словесно- книжное краеведение представляет собою его искажение.
Только тот учитель сможет увязать программные темы с краеведческим материалом, который имеет такой материал. А имеет его тот, кто изучает свой край, кто ведёт краеведческую работу. Учителю необходимо исследовать свой край, накапливать краеведческий материал и хранить его, как достояние школы. Краеведческий материал он может черпать: 1) из литературных, картографических и архивных источников, 2) в результате исследования своей местности путём: а) записи устных рассказов, опроса населения, б) регулярных географических наблюдений, в) экскурсий, сбора коллекций и пр., г) обработки материалов метеорологических станций, местных планов, краеведческих музеев и пр.
Нельзя надеяться только на свою память. Надо записывать сведения о своём крае и записи хранить. Желательно составлять карточки (как это делают в библиотеках) на книги, журнальные и важные газетные статьи о своём крае. Такая библиографическая картотека по своему краю должна быть в каждой школе. Учитель будет находить в ней указания на литературу по возникшему перед ним краеведческому вопросу. Надо хранить «календари природы», «календари погоды», результаты наблюдений, принесённые с экскурсий материалы и т. п. Надо брать на учёт достопримечательные места и наиболее интересные объекты для экскурсий, туристических походов. Проф. А. А. Половинкин рекомендовал в школе завести «Летопись» в виде большой тетради или книги, в которую записывались бы важнейшие события в жизни школы и сведения о своём крае. Учителя в школе могут меняться, а «Летопись» как коллективный труд их, должна храниться в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Статьи из журналов «Начальная школа» 1998 - 2010г.
«Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000г.
«Мир вокруг нас» Хрестоматия. 1 кл. ПлешаковА.А., АСТ-Пресс, 1997.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека»