Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Макаренко Наталья Викторовна,
учитель нач. классов,
ГБОУ №601 г. Санкт- Петербург
 
Содержание:
Постановка проблемы и ее   актуальность…………………………1-2
Содержательная часть………………………………………………….2-11
Заключение…………………………………………………………………11-12
Список литературы…………………………………………………………13
постановка проблемы и ее   актуальность
       Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемой рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.
Введение курса экономики в школьное образование – требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.
В результате совместной деятельности семьи, дошкольных учреждений, дополнительных структур дошкольного воспитания у детей к началу обучения в школе возникает активный интерес к явлениям социально-экономической действительности. Они способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, готовы осознать связь "труд - деньги", распознают факты купли - продажи, получают первичные представления о некоторых профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер и др.).
  Ко времени поступления в школу ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами.
Введение курса экономики в школьное образование – требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.
         Интерес школьников и их родителей к экономическому содержанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.
 
          Преподавание в начальной школе ведется по различным программам, и авторы по-разному распределяют материал в них.
           На сегодняшний день экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «естествознание» и «обществознание».
        Основными задачами реализации содержания курса являются:
1)    формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
 
Содержательная часть
          Особая значимость этого курса состоит в формировании у  школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». Понятно, что экономическое образование младших школьников носит пропедевтический характер, так как на данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями.         
          Рассмотрим изучение экономических понятий на примере УМК «Школа России»(под редакцией А.А. Плешакова).
Так, в учебнике А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, II часть выделен раздел «Чему учит экономика», который поможет учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством; подумать над тем, как ведется семейное хозяйство; выяснить, как связаны между собой экономика и экология.
Учебный материал данной темы отобран с учетом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
          В 3 классе на изучение  раздела  «Чему учит экономика» отводится 12 часов.
 

Название темы   Требование к ЗУН
1.Для чего нужна экономика.
 
2.Три кита экономики
 
3. Полезные ископаемые.
 
4. Растениеводство.
 
5. Животноводство.
 
6.Какая бывает промышленность?
 
7. Что такое деньги?
 
 
8. Государственный бюджет.
 
9. Семейный бюджет.
 
10.Экономика и экология.
 
1 ч.
 
 
 
1 ч.
 
 
2 ч.
 
 
 
1 ч.
 
 
 
1 ч.
 
 
1 ч.
 
 
 
1 ч.
 
 
 
 
1 ч.
 
 
1 ч.
 
 
2 ч.
знать:
-     понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство», «зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы»,  «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»;
-     7-8 названий полезных ископаемых (железная руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ);
-     способы добычи полезных ископаемых;
-     представителей различных групп культурных растений;
-     представителей различных групп домашних животных;
-     отрасли промышленности.
понимать:
-     в чем состоит главная задача экономики;
-     от чего  зависит успех труда в экономике;
-     значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей;
-     как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность;
-     какую продукцию производит каждая отрасль промышленности;
-     от чего зависит цена товара;
-     зачем нужен государственный бюджет;
-     из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете;
-     зачем нужен семейный  бюджет;
-     из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете;
-     взаимосвязь экономики и экологии.
уметь:
-     коротко описать «рождение» какого-либо предмета;
-     определить название предложенного образца
-     полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или
    рыхлое);
-     давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение;
-     определять лицевую и оборотную сторону монеты;
-     составлять простые экологические прогнозы;
-     использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Тема:Три кита экономики
Тест: «Найди лишнее»
1.Основу экономики составляют:
А) природные богатства;
Б) промышленность;
В) капитал
2. К природным богатствам относится:
А) воздух;
Б) животные;
В) заводы.
3. Капитал – это …
А) здания заводов, фабрик, ферм;
Б) деньги
В) оборудование
4. Труд может быть:
А) тяжёлым;
Б) физическим
В) умственным
5. Успех труда зависит от:
А) образования человека
Б) места жительства человека;
В) здоровья человека.
 
Тема:Полезные ископаемые
Работа по вопросам задания “Проверь себя” (по учебнику с.50).
- Для чего добывают полезные ископаемые?
- Люди какой профессии отыскивают месторождение в природе?
- Расскажи о том, как добывают полезные ископаемые?
- Почему надо бережливо использовать полезные ископаемые?
 
А, в учебнике О.Т.Поглазовой«Окружающий мир» 3 класс, II часть в разделе «Изменение быта и культуры наших предков» выделены несколько тем связанных с экономикой, который поможет учащимся разобраться в том, как  развитие торговли влияет на экономику,как люди совершали обмен не используя деньги,как появились первые деньги.Учебный материал данной темы отобран с учетом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний об обществе и человеке.
Во 2 классе тема:Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми).
Знать:
-профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми,
наиболее распространённые профессии в родном крае;
Понимать:
 – все профессии важны и нужны в обществе, деятельность
людей может разрушать природу, но может оберегать и со-
хранять её;
уметь:
различать по существенным признакам профессии людей;
 
          В 3 классе на изучение  раздела  Изменение быта и культуры наших предков (11 ч)

Название темы часы Требования к ЗУН
Развитие торговли на Руси.
 
  Знать:
-Понятия:«бартер», «купля-продажа», «денежные единицы», «сбережения», «бюджет», «доходы», монеты,рубли
Понимать:
-опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков,беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей
-  зачем нужен семейный  бюджет;
Уметь:
Описывать: старинный город,
старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда,уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников
и их детей;
сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйствен ной деятельности людей на окружающую среду
и необходимость её защиты
-приводить примеры: изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;исторические памятники, старинные предметы,
сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения,
сообщения с использованием дополнительных
 Занятия купцов.
 
 
Товарообмен.  
Появление денег.  
Старинные и современные деньги  
Семейный бюджет  
     

В начальной школе умения и навыки формируются в процессе упражнений, выполнения различных заданий, общественных поручений, самостоятельной работы экономического содержания.Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока.
         На мой взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономического мировоззрения  состоит в том, что в этой работе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников.
        Можно выделить систему базовых экономических понятий в изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе
1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.
Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п.
2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий.
         При этом в процессе экономической подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение (содержание профессии, ее престижность, условия труда и т.д.; классификация профессий по группам, основанная на развитии умений выделять общее и особенное в профессиях; определение профессионально важных качеств представителей известных профессий).
3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое".
4. Рынок, обмен, торговля (в том числе и межрегиональная – в 4-м классе), товар, услуга. Что такое товар и как он попадает в магазин; почему цены разные; что делают предприятия и магазины, чтобы выдержать конкуренцию; зачем нужны реклама и упаковка; что такое сфера услуг и т.д. – вот те вопросы, на которые ученики начальной школы могут найти ответы в процессе экскурсий, деловых, имитационных и ролевых игр, выполнения творческих заданий.
5. Деньги. Деньги как средство купли-продажи; владение деньгами; процесс обмена "денег" на товар. Изучая понятие деньги, школьники узнают о том, зачем нужны деньги, можно ли без них обойтись, все ли потребности можно удовлетворить с помощью денег; учатся пользоваться деньгами, совершать элементарные покупки.
При выборе форм и методов экономического содержания  младших школьников необходимо учитывать особенности развития познавательных процессов в этом возрасте.
Одна из форм проведения урока – это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор.
Кроме уроков в игровой форме, можно использовать отдельные игровые моменты, например игра “ Кто больше?” На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5 – 7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места, ответить на наибольшее количество вопросов, указанных в карточке, обязательно указывая номер. При взаимопроверке (самопроверке) учитель называет номер и ответ. Выигрывает тот, кто ответил правильно на наибольшее количество вопросов.
При контроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, использую вопросы, требующие ответа “да”, “нет”, “+” или “-”. Например: Самостоятельная работа по теме “Деньги”:
1.     Всегда ли можно расходовать деньги на то, что хочется?
2.     Всегда ли деньги находятся в движении?
3.     Нужно ли платить налоги?
4.     Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?
Главное – в каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
В заключение хотелось бы сказать, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Заключение
 Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста, во-первых, резко усиливается, будучи подкрепленным практической деятельностью ребенка, во-вторых, важнейшим катализатором восприятия является эмоциональность. Поэтому следует при экономической подготовке детей использовать наглядную, яркую, живую информацию, которая воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические схемы и изображения, необходимо применять практические методы, активизирующие деятельность ребенка, различные игровые формы, нетрадиционные задания, что позволит сконцентрировать внимание ребенка на изучаемых экономических понятиях. Весьма продуктивным следует считать ссылки на собственный экономический опыт ребенка.
          Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Поэтому важнейшим условием организации внимания в процессе экономического обучения является наглядность обучения, использование новых, ярких, броских наглядных пособий. Знакомство с такими отвлеченными понятиями как "бюджет", "план", "прибыль" и другими требует широкого применения иллюстраций, рисунков, плакатов. Однако надо помнить, что младшие школьники очень впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснение.
          Психика младшего школьника характеризуется повышенной подражательностью. Значительный авторитет представляет для ребенка учитель. Доверительность и открытость детей к воздействию педагогов и родителей создают благоприятные возможности для формирования в сознании детей социально ценностных представлений о такой важнейшей стороне жизни общества, как экономическая, для формирования у ребенка на всю жизнь позитивной этической основы для развития правильной модели экономического поведения
              Показателем сознательного усвоения младшими школьниками экономических знаний будет их умение и, что очень важно, желание разбираться в простейших экономических фактах, объяснять существующие между ними связи. Только такая постановка экономического образования и воспитания детей и только такой подход к овладению экономическими знаниями позволят воспитать полноценных, экономически мыслящих граждан, вооруженных прочными экономическими знаниями и глубокими экономическими убеждениями. Усвоенные сознательно и прочно, они становятся орудием экономического мышления и деятельности учащихся в значительной степени благодаря тому, что обрастают умениями.
         Формируя экономическое мировоззрение  отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.
В рамках общего экономического содержания в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей.Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “ “Твоя будущая профессия”,  и другие.
Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры “Мир профессий”,  дискуссии на проблемные экономические темы. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.
Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”.. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.
 
 
Литература:
1.     Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Издательство «Вита -Пресс» Москва 2008г.
2.     Кондратенко Татьяна Михайловна. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2002. - 217 с. РГБ ОД, 61:03-13/1-X
3.     Школа России: Концепция и программы для начальных классов: В 2 ч.: Ч. 2 Анастасова Л.П. Горяев В.Г. Алексеенко Е.В.Издательство: Просвещение:2010
4.     Младшие школьники: особенностиразвития -  Кулагина И.Ю. ; Эксмо: 2009.
5.    http://nsc.1september.ru
Елена ЗЕМЛЯНСКАЯ «Экономика для младших школьников»
6.     http://www.edurm.ru/
«Экономическое образование младших школьников» И.А.Лазуткина,  ст. преподаватель кафедры начального и дошкольного образования МРИО.
7.     http://www.bestreferat.ru/referat
«Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников»
8.     А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» Учебник 3 класс в 2 ч. «Просвещение» 2008г.
9.     И.А.Сасова «Экономика. Учебно-методический комплект» 1 класс
          Вита – Пресс; 2010г.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»