Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ

Мякотина Елена Германовна,
учитель начальной школы ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга

Что такое ИКТ?

            Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) – методы, средства и способы взаимодействия человека с окружающим миром, обеспечивающие хранение, обработку, передачу и отображения информации с помощью, прежде всего, компьютерных технологий.

3 аспекта информационных технологий

•      Предмет изучения.

•      Средство обучения.

•      Инструмент автоматизации учебной деятельности.

         Все аспекты можно рассматривать как технологизацию учебного процесса, которая позволяет повысить качество выполняемой на уроке работы.

Возможности использования ИКТ:

•      Иллюстрирование изучаемого материала (презентации, видеофильмы, учебные видеоролики, графики, таблицы, формулы и т.п.)

•      Повторение изученного материала ( тренинг, контроль знаний)

•      Дифференцирование обучения и индивидуальный

    подход к обучающимся.

•      Создание раздаточных материалов для работы  на уроке

     и дома (разноуровневых и многовариантных).

 

Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.

         Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый.

         Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.

         Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовку обучающимися домашнего задания.

         Все модули снабжены электронными учебниками, который имеет не только учитель, но и обучающиеся. 

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

         Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

       Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

         Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

         Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

         Я три года  вела уроки модуля «Светская этика».  Ни один урок не обходился без применения ИКТ технологий.
         Уроки  «ОРКСЭ»  проходят в кабинете информатики, что позволяет каждому ребёнку на занятиях поработать с электронным учебником. По каждой теме есть теоретический материал, статьи из словарей, интерактивные модели, иллюстрации, тренировочные упражнения и контрольные тесты. Выполняя тренировочные  и контрольные упражнения, обучающиеся видят свой результат.

       

Любой модуль начинается с темы урока « Россия — наша Родина». На этом уроке используется демонстрационная презентация и фронтальная работа по ней. В конце урока обучающиеся заполняют таблицу по технологии «Критического мышления» : Что я знал, что я узнал и что хочу ещё узнать.  В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить презентацию на темы «Моя Родина» или моя «Моя малая Родина».  Учащимся разрешается объединиться в группы по 2-3 человека или сделать работу индивидуально. Презентации выполняются на хорошем уровне, в достаточном объёме с соблюдением всех норм для составления презентаций.  Идёт отработка информационных  и общекультурных компетенций. В сети интернет учащиеся могут найти  необходимый иллюстративный  материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.

Так по окончании модуля «Основы светской этики» учащимися были составлены следующие презентации:

«Нравственный образ богатыря»

«Добро и зло»

«Добро и зло в русских народных сказках»

«Береги честь смолоду»

«Этикет и его разновидности»

«Мы пришли в гости»

«Добродетель и порок»

«Нравственные истоки»

«Моя семья — моя крепость»

«Нравственные ценности моей семьи»

«Крепка та семья, где чтут традиции»

«Ценности православной семьи»

«Баба Яга: добро или зло?»

«Дружба дороже богатства»

«Сто рублей или сто друзей?»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Есть ли богатыри в наши дни?» и другие

          Так же обучающимся нравится составлять кроссворды, викторины и разного рода задания (доскажи слово, закончи фразу, переведи фразу на современный язык, соедини парами и т. п.) Ребята могут составлять их для закрепления материала и для контроля.

         Часто на уроках просматриваем видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать.

         Так по теме «Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества»  урок начинаем с просмотра видеоролика «Для меня семья — это..». Данный ролик был снят специально к уроку,  рассуждают четвероклассники нашей школы о роли семьи.  После просмотра ребята пытаются ответить на вопрос: А что для меня значит семья?

    

         Обращение в рамках компьютерной  презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации.

         Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсии. Ведь не в каждой школе есть возможность посетить храм или мечеть, музей или галерею.  Можно провести туда заочную (вертуальную) экскурсию, где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галереймира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций.  Рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты.

         Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метопредметные УУД.

          

 

 

Инклюзивное образование и система обучения Moodle.

         

             Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Изучить курс ОРКСЭ детям с ограниченными возможностями призвана помочь система дистанционного обучения Moodle. Так как курс  имеет несколько модулей, то благодаря этой программе учащиеся могут изучить любой модуль, не выходя из дома.

Что представляет из себя система дистанционного обеспечения Moodle?

Все ресурсы в одном месте

·        В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, учащиеся не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

·        Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

·        Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

·        Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

·        Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

·        В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

·        Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически.

Качество обучения – под контролем

·        Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

·        В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

Ученики

°        учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,

°        тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем, знания лучше усваиваются.

Преподаватели

°        поддерживают курс в актуальном состоянии,

°        меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,

°        тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,

°        поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.

Администрация

°        эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,

°        анализирует результаты обучения,

°        снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»