Технологическая карта урок по предмету "Окружающий мир" в 3 классе
Природные стихии в народном творчестве
Бугрякова Елена Валерьевна
Тип урока: ОНЗЦели урока: формирование знаний о значении стихий в жизни человека, знакомство с изображением природных стихий в прикладном искусстве и устном творчестве
Деятельностная цель: научиться различать природные стихии, познакомиться с устным народным творчеством о стихиях, узнать, как в прикладном искусстве изображались солнце, воздух и вода.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент (2 мин) |
Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. -Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их добрыми улыбками. |
Показывают готовность к уроку. Приветствуют гостей. |
К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин) |
Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы. - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках. 1. Назовите ближайшую к Земле звезду? 2. Что называют невидимым сокровищем? Почему? Какие свойства воздуха вы знаете? 3. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля? В каких состояниях вода встречается в природе? |
Отвечают на вопросы. -Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. -Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. Вода. В природе встречается в газообразном (пар, туман), жидком , твердом (лед, снег,) |
К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить. |
Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи (5 мин) |
Подводит к определению учащимися темы и цели урока: Воздух, вода, солнце… Что обобщает эти природные явления? (слайд 1) А как вы думаете, что такое стихия? Давайте проверим ваши предположения и заглянем в толковый словарь. Есть такая пословица: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. (слайд 2) - Почему народ считает, что «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»? -А какому жанру литературы относятся пословицы? - Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. -Совершенно верно, тема нашего урока «Природные стихии в народном творчестве» (слайд 4) -А какие виды народного творчества вы знаете? (слайды 5-7) -Какие задачи мы с вами поставим себе на сегодняшний урок? |
Это природные стихии. Стихия – явление природы, сила которого независима от человека непреодолима им. Это бедствие, катастрофа…стихийные бедствия Один ученик зачитывает понятие «стихия» из толкового словаря -Потому что жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. -Устное народное творчество -Устное народное творчество -Декоративно-прикладное искусство -Народная музыка 1. Выяснить, какое значение имеют природные стихии в жизни людей. 2. Узнать, как изображались природные стихии в музыке, литературе и декоративно-прикладном искусстве. 3. Научиться применять на практике полученные знания. |
Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить. П – определять и формулировать тему и цель деятельности. К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций. Л – проявлять интерес к предмету |
Открытие нового знания |
Блок ИЗО+ОКРУЖАЮЩИЙ МИР -Какими знаками изображалось солнце? Вода? Воздух? -Чтобы ответить на эти вопросы, откройте учебники на стр. 66-67, прочитайте текст. Найдите в тексте описание изображений солнца, воздуха и воды. Нарисуйте эти изображения. -Давайте с вами совершим заочную экскурсию музей прикладного искусства, в результате которой мы узнаем, какие предметы народного быта использовались, об их особенностях и отличиях. (слайды 10-18) Блок МУЗЫКА Игнатьева Н.Ю. (слайд) |
Читают текст в учебнике, находят ответы на вопросы, зарисовывают знаки природных стихий. |
Л.: проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру. К.: использовать речь для регуляции своего действия; Р.: планировать решение учебной задачи. П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы. |
Физкультминутка | Давайте немножко отдохнем. Солнечный знак покажем вот так (руками показывают круг) Лучи распускаем, землю согреваем. (руки протягивают в стороны) У неба попросим дождик проливной. (руки поднимают вверх) Его изобразим волной. (кистями рук имитируем волны) Дождик застучал по крыше (руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя) А потом все тише-тише. (шаги на месте на носочках) В землю весною семена сажаем (присели) Зелеными росточками летом прорастаем (поднимаются, раскрывая руки вверх). |
||
Открытие нового знания |
-Как вы думаете, почему люди посвящали свое творчество природным стихиям? Какое значение имели природные стихии в жизни человека? Обоснуйте ответ. Работа с карточками. Блок ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ -Назовите, пожалуйста, жанры устного народного творчества. -Давайте попробуем отгадать, о какой стихии идёт речь? (слайд 19) -Вы большие молодцы, отгадали все стихии… -Ещё один из жанров, который мы рассмотрим, это пословицы и поговорки. Они создавались на протяжении сотен лет и имеют поучительный смысл. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Работа в парах. БЛОК Технологии Украшения Тейтельман Е.П. -Сегодня вы будете выступать в роли мастеров, занимающихся народным творчеством. Я вам предлагаю такие задания: украсить полотенце и мужскую русскую рубаху орнаментом из символов природных стихий. Проверка выполнения работ. |
Дети читают информацию на карточках, отвечают на вопрос, обосновывают свои ответы. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, заклички… Дети читают пословицы и поговорки и объясняют их значение. Работа в парах Дети слушают учителя и изготавливают кулон с изображением одной из стихий Дети представляют результат своей работы. |
Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; Л.: формирование мотивов достижения и социального признания. К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения. |
Рефлексия (5мин) |
Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. |
Формулируют результат работы на уроке |
Л.: самооценка на основе критериев успешности. П.: рефлексия способов и условий действия К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения. Р.: осознание качества усвоения |
Подведение итогов урока (3мин) |
А сейчас ещё раз подведем итог нашей работы, сделаем вывод. | Жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Поэтому природные стихии: воду, воздух и небесный огонь – они воспевали в прикладном и устном творчестве. |
Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала Р.: сличение способа действия с заданным эталоном, Адекватно воспринимать оценки учителя. П.: структурирование знаний |
Домашнее задание | Дома я вам предлагаю сочинить сказку о природных стихиях. |