Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урок по предмету "Окружающий мир" в 3 классе

Природные стихии в народном творчестве

Бугрякова Елена Валерьевна
Тип урока: ОНЗ
Цели урока: формирование знаний о значении стихий в жизни человека, знакомство с изображением природных стихий в прикладном искусстве и устном творчестве
Деятельностная цель: научиться различать природные стихии, познакомиться с устным народным творчеством о стихиях, узнать, как в прикладном искусстве изображались солнце, воздух и вода.
            Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент
(2 мин)
Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.
-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их добрыми улыбками.

 
Показывают готовность к уроку.
 
Приветствуют гостей.
 
 
 

 
К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность
Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
(5 мин)
Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.
1. Назовите ближайшую к Земле звезду?
 
 
 
2. Что называют невидимым сокровищем? Почему? Какие свойства воздуха вы знаете?
 
 
 
 
 
 
 
3. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля?
В каких состояниях вода встречается в природе?

 
Отвечают на вопросы.
 
 
-Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
-Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.
 
Вода. В природе встречается в газообразном (пар, туман),
жидком , твердом (лед, снег,)
 
 

 
К.: адекватно  использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить.
Самоопределение к деятельности
Постановка учебной задачи
(5 мин)

 
Подводит к определению учащимися темы и цели урока:
 
Воздух, вода, солнце… Что обобщает эти природные явления?
(слайд 1)
А как вы думаете, что такое стихия?
 
 
 
 
 
 
Давайте проверим ваши предположения и заглянем в толковый словарь.
 
 
 
 
 
 
Есть такая пословица: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. (слайд 2)
- Почему народ считает, что «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?
-А какому жанру литературы относятся пословицы?
 
- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
-Совершенно верно, тема нашего урока «Природные стихии в народном творчестве» (слайд 4)
-А какие виды народного творчества вы знаете?
 (слайды 5-7)
 
 
 
 
-Какие задачи мы с вами поставим себе на сегодняшний урок?

 
 
 
Это природные стихии.
 
 
Стихия – явление природы, сила которого независима от человека непреодолима им. Это бедствие, катастрофа…стихийные бедствия
Один ученик зачитывает понятие «стихия» из толкового словаря
 
 
 
 
 
-Потому что жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха.
-Устное народное творчество
 
 
 
 
-Устное народное творчество
-Декоративно-прикладное искусство
-Народная музыка
 
1. Выяснить, какое значение имеют природные стихии в жизни людей.
2. Узнать, как изображались природные стихии в музыке, литературе и декоративно-прикладном искусстве.
3. Научиться применять на практике полученные знания.

 
Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить.
П – определять и формулировать тему и  цель деятельности.
К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций.
Л – проявлять интерес к предмету

 
Открытие нового знания
 
Блок ИЗО+ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
-Какими знаками изображалось солнце? Вода? Воздух?
-Чтобы ответить на эти вопросы, откройте учебники на стр. 66-67, прочитайте текст. Найдите в тексте описание изображений солнца, воздуха и воды. Нарисуйте эти изображения.
 
-Давайте с вами совершим заочную экскурсию музей прикладного искусства, в результате которой  мы узнаем, какие предметы народного быта использовались, об их особенностях и отличиях. (слайды 10-18)
 
Блок МУЗЫКА
Игнатьева Н.Ю. (слайд)

 
 
 
 
Читают текст в учебнике, находят ответы на вопросы, зарисовывают знаки природных стихий.

 
Л.:  проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру.
К.:  использовать речь для регуляции своего действия;
Р.:  планировать решение учебной задачи.
П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы.
Физкультминутка Давайте немножко  отдохнем.
Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).

 
   
Открытие нового знания
 
-Как вы думаете, почему люди посвящали свое творчество природным стихиям? Какое значение имели природные стихии в жизни человека? Обоснуйте ответ. Работа с карточками.
 
 
 
Блок ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
-Назовите, пожалуйста, жанры устного народного творчества.
 
 
-Давайте попробуем отгадать, о какой стихии идёт речь? (слайд 19)
-Вы большие молодцы, отгадали все стихии…
-Ещё один из жанров, который мы рассмотрим, это пословицы и поговорки. Они создавались на протяжении сотен лет и имеют поучительный смысл. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Работа в парах.
 
БЛОК Технологии
Украшения Тейтельман Е.П.
 
 
 
-Сегодня вы будете выступать в роли мастеров, занимающихся народным творчеством. Я вам предлагаю такие задания: украсить полотенце и мужскую русскую рубаху орнаментом из символов природных стихий. Проверка выполнения работ.
 
 
Дети читают информацию на карточках, отвечают на вопрос, обосновывают свои ответы.
 
Пословицы, поговорки, загадки, сказки, заклички…
 
 
 
 
Дети читают пословицы и поговорки и объясняют их значение. Работа в парах
 
Дети слушают учителя и изготавливают кулон с изображением одной из стихий
 
 
 
 
Дети представляют результат своей работы.
Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;
Л.: формирование мотивов достижения и социального признания.
К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.
Рефлексия
 
(5мин)
Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 
 
Формулируют результат работы на уроке
 
Л.: самооценка на основе критериев успешности.
П.: рефлексия способов и условий действия
К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.
Р.: осознание качества усвоения
Подведение итогов урока
 
(3мин)
А сейчас ещё раз подведем итог нашей работы, сделаем вывод. Жизнь на Земле не возможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Поэтому природные стихии: воду, воздух и небесный огонь – они воспевали в прикладном и устном творчестве.
 
Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала
Р.: сличение способа действия с заданным эталоном,
Адекватно воспринимать оценки учителя.
П.: структурирование знаний
Домашнее задание Дома я вам предлагаю сочинить сказку о природных стихиях.    
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»