Интегрированный урок в начальной школе
Чапосова Наталья Владимировна
Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.Для проведения интегрированного урока необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее к подготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю. Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря ему происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Конечно, следует не забывать про учет возрастных психологических особенностей.
Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий.
Благодаря методике интегрированного обучения происходит формирование у учеников более объективной и всесторонней картины мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках.
Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: – предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; – логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Специфика преподавания в начальной школе заключается во многом в том, что один учитель ведет сразу несколько предметов от математики до литературы. Интегрированные уроки в начальной школе помогают детям лучше усвоить информацию, осознав предлагаемый спектр знаний в комплексе.
Легче всего связывать друг с другом гуманитарные предметы или наоборот технические. Так, например, легко установить связи русского языка с литературой. Читая с детьми отрывки из какой-нибудь сказки или басни, педагог может спросить, почему, то или иное слово написано именно этим, конкретным образом. Применяя правила, изученные на уроках русского языка, ребенок сможет дать правильный ответ. Также и на уроках родной речи педагог может дать под диктант отрывок из недавно изученного литературного произведения. Это поможет и знания касательно предмета освежить, и осуществить контроль за усвоением материала. нюансы употребления имен собственных.
Зачастую педагоги придумывают и более творческие задания. Так, например, педагог может взять отрывок из изученного литературного произведения и переписать его на доску с допущением орфографических ошибок. Цель детишек в данном случае — отыскать все ошибки и постараться их исправить, с применением известных им правил русского языка.
Огромное преимущество интегрированных уроков в том, что они не только влияют на лучшее усвоение той или иной информации, но еще и развивают логику, мышление, память. Некоторые задания на интегрированных уроках даже влияют на развитие воображения и творческих задатков. Здесь самое главное — это применять весь спектр возможных упражнений, чтобы детям не было скучно. В таком случае, и поставленных учебных целей удастся достигнуть очень быстро, а дети останутся в восторге от необычного урока. Педагоги рекомендуют использовать такие занятия не чаще 2-3 раз в месяц, чтобы интегрированный метод не мешал правильному усвоению нового материала. Позитивное влияние интегрированных уроков на учебный процесс уже давно доказали многие педагоги на своих примерах. Правильно подходя к формированию концепции урока, выбирая для детей интересные задания, учитель сможет не только внести разнообразие в учебный процесс, но еще и достигнуть всех поставленных педагогических результатов.