Интегрированный урок как средство
повышения эффективности обучения
Бугрякова Елена Валерьевна
Наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки.Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Понятие «интеграция» может принимать несколько значений: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения) ; во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения), в-третьих, это развитие учащихся (как результат обучения).
Интеграция, как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция, как средство обучения направлена на получение учеником всё новых и новых представлений о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения; снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку», способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию. Кроме того, интеграция предметов способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.
Но, следует отметить, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
В качестве методов, используемых на интегрированных уроках выступают: эвристические беседы; экскурсии; творческие работы по развитию речи, словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний; написание диктантов, изложений природоведческого содержания.
Возможно сочетания таких предметов, как литературное чтение – русский язык, литературное чтение – окружающий мир, литературное чтение – изобразительное искусство, литературное чтение – окружающий мир – изобразительное искусство, русский язык – литературное чтение – изобразительное искусство, литературное чтение – окружающий мир, литературное чтение – изобразительное искусство - технология, русский язык – окружающий мир – изобразительное искусство.
Интегрированный урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать: цель урока, подбор источников информации, которые бы отвечали целям урока, поиск оснований для объединения разнопредметной информации (идея, явление, понятие или предмет).
В первом классе лучше интегрировать чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность. Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, окружающий мир и изобразительное искусство. В третьем классе такими предметами могут быть чтение, русский язык, исторические рассказы, окружающий мир и изобразительное искусство. В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов.
Интегрированные уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В уроки включаются дополнительные игровые формы, проблемные ситуации, что, несомненно, способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся, расширению их знаний. На основе содержания интегрированного курса развивается зрительное и слуховое восприятие, идёт формирование эстетического воспитания. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.