Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Основы религиозных культур и светской этики

Искусство в религиозной культуре

Лаась Оксана Леонидовна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Модуль: Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Урок №14.
 
Цель: Формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций мира.
Тема: Искусство в религиозной культуре Тип: урок «открытия» новых знаний, создание проекта
Задачи:
  • Продолжить формирование представление о религии как части общей культуры человечества
  • Познакомить с формами религиозного искусства, характерными для традиционных религий России
  • Учить находить нужную информацию в тексте для ответа на заданный вопрос;
 
Планируемые результаты
Предметные:
  • формировать представления о мировых религиях, их основателях;
  • владеть приёмами просмотрового и выборочного чтения для составления ответа на вопрос
  • создавать краткий конспект для знакомства с объектами искусства
 
Метапредметные:
  • осваивать различные способы деятельности
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
  • организовывать работу в группе: распределять обязанности между всеми членами группы
  • сравнивать предметы и объекты искусства разных религий, находить сходство и отличие;
  • оценивать результат своей работы на уроке
Личностные:
  • осознавать, что объекты религии являются объектами искусства;
  • осмысливать взаимосвязь светского и религиозного искусства;
  • устанавливать взаимосвязь религиозного искусства с традициями веры.
 
Ресурсы урока: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.. Основы мировых религиозных культур. 4 класс, с. 34-37,  политическая карта мира. Презентация. Таблицы для работы в группе.  Иллюстрации с изображением предметов искусства разных религий. Толковые словари.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, темы «Живопись, скульптура, архитектура, иконопись», литературное чтение, окружающий мир.
Ход урока
Содержание деятельности учителя: Содержание деятельности обучающихся:
Мотивация познавательной деятельности
Каждый день  в жизни человека приносит что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. На уроках мы совершаем с вами заочное путешествие, но и они позволяют узнать много нового и интересного.
Вспомните правила поведения в группе.
  • организует повторение прошлого урока
  • проверяет домашнее задание
 
 
 
 

 
  • повторяют правила работы в группе
 
Актуализация необходимых знаний
Слайд 2.  Предлагаю вам перекрёстные вопросы. Ответ обсудите в парах.
На слайде 3 вопроса.
  1. Назовите основные мировые религии.
  2. Какой религией является иудаизм?
  3. Почему мы изучаем  эти  четыре религии?
 
Слайд 3. Просит  показать территорию распространения  религий на карте мира.
 

 
  • Для актуализации знаний проводит блиц-опрос.
У вас на столах лежат карточки голубого цвета. Предлагаю вам ответить на вопросы.
После ответа каждая группа получит своё название.
А как выглядят эти сооружения?
  • Предлагает соотнести  иллюстрации священных сооружений и религию.
Какие прилагательные можно подобрать для характеристики внешнего вида?
А можем ли мы в одном городе  увидеть св. сооружения разных религий? Почему?
Как к ним  должны относиться люди?
Есть ли что- то ещё, что объединяет всех людей?
 
.

 
Обобщают свои знания, отвечают на вопросы.
 

 
  • буддизм; христианство; ислам
  • национальной
  • самые распространённые на территории России
 
  • Исследуют на политической карте мира, делают вывод: Христиане составляют  2,31 млрд. человек 33 % населения Земли
 
 
  • 1. Мечеть 2. Дом собраний 3. В храме 4. Ступа.
 
 
  • Соотносят священные сооружения и религию
 
 
  • Подбирают прилагательные
 
  • В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу
  • Охрана и бережное отношение памятников культуры–долг каждого человека перед собой и потомками.
  • Священные сооружения могут быть разными по своему внеш. строению, но назначение у них одно- совместное участие в ритуалах
 
Организация познавательной деятельности
  • Организовывает  практическую работу в группах:
составить рассказ о возникновении религий по плану, который представлен на карточках оранжевого цвета. Приложение1
 

 
  • Делятся на группы. Распределяют обязанности по работе.
  • Работают с карточками на местах и преобразовывают полученную информацию.
  • Организовывает  выступление каждой группы. Предлагает составить рассказ о возникновении религий по плану
  • Представляют результаты своей работы в группе. Работают с карточками на доске.
  • Делают вывод: важнейшей частью большинства духовных традиций является религия,  это слово переводится с латинского как связывать, соединять.
  • Подводит к теме и цели урока
Есть ли что- то ещё, что объединяет всех людей?
 
 
Как вы думаете,о чём будем говорить сегодня на уроке?
Слайд 5. Тема урока …..
На какие вопросы попытаемся ответить?
Слайд 6
Какие формы искусства характерны для религий России?
Какую роль в разных религиях играет искусство?
Как вы понимаете, что такое искусство?
                                                    
  • Сооружая храмы, мастера думали о красоте и уникальности каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками архитектуры.
 
 

 
  • Формулируют тему и цель урока
 
  • Организует работу с толковыми словарями разных авторов Слайд 7
Искусство есть одно из средств единения людей.
Так сказал Л.Н. Толстой
Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?
  • Почему?
  • Находят значение слова искусство
 
 
 
 

 
  • Они созданы великими мастерами и вызывают восхищение.
  • Физкультминутка
  • Выполняют упражнения по образцу
Вы уже знаете, что наша страна многонациональная. У каждого народа своя культура, обычаи, традиции. Искусство любой религии богато и неповторимо. В этом мы убедимся, познакомившись с особенностями искусства христианства, буддизма, ислама и индуизма.
  • Предлагает работу в учебнике по группам, с. 34-37
 
 
 
 

 
  • Читают статью учебника
  • Возвращает к карточкам на доске, предлагает заполнить последнюю. Приложение 2
  • Организует работу на карточках, составить краткий конспект
  • егодня мы вошли во внутрь помещения и познакомились с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.
  • Что бы вы определили к объектам каждой религии?
 
     
  • По итогам самостоятельно изученного материала отвечают на вопросы
  • Перечисляют  предметы и объекты искусства разных религий. Добавляют карточки
 
  • Составляют краткий конспект по опорным словам  Проверка: Икона, каллиграфия, семисвечник, изображения Будды.
 
  • Предлагает выполнить творческий проект,  побывать в роли художников – иллюстраторов книги и выбрать произведения искусства разных религий из предложенных. Названием книги послужит название вашей группы.  Оформить в виде коллажа
  • Изучают и оформляют отобранный материал, оценивают качество выполнения и эстетичность.
  • Представляют проект от каждой группы  в классе. Оформляют их на доске
Подведение итогов
  • Предлагает ответить на вопрос, какую роль играет искусство в разных религиях
  • Делают вывод,  что во всех религиях произведения искусства произведения искусства помогают создать атмосферу трепета и восхищения, выразить любовь к богу, передать преклонение перед ним
  • Организовывает рефлексию:
Оцените работу группы. Приложение 3
У вас на столаху каждого есть свеча. Закрасьте красным, если вы считаете, что урок был интересным и вы узнали что-то новое. Жёлтым, если вам не очень понравился урок. Если урок прошёл впустую, свеча остаётся незакрашенной.

 
  • Закрашивают в красный, если работа на уроке понравилась
  • В жёлтый, если работа на уроке была средней
  • Оставить свечу незакрашенной, если урок прошёл впустую
  • Дополнительный материал: иллюстрации храмов, икон, фресок, предметов искусства разных религий.
  • Диагностика достижения результатов: самостоятельно заполнить таблицу
Мировые религии Предметы и объекты религиозного искусства
         
Дополнительные творческие задания:вместе со старшими письменно описать одно из религиозных сооружений в нашем городе. Определить, какие художественные произведения религиозного назначения в нём находятся.
       
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»