Цель: Формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций мира. |
Тема: Искусство в религиозной культуре |
Тип: урок «открытия» новых знаний, создание проекта |
Задачи:
- Продолжить формирование представление о религии как части общей культуры человечества
- Познакомить с формами религиозного искусства, характерными для традиционных религий России
- Учить находить нужную информацию в тексте для ответа на заданный вопрос;
|
Планируемые результаты |
Предметные:
- формировать представления о мировых религиях, их основателях;
- владеть приёмами просмотрового и выборочного чтения для составления ответа на вопрос
- создавать краткий конспект для знакомства с объектами искусства
|
Метапредметные:
- осваивать различные способы деятельности
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
- организовывать работу в группе: распределять обязанности между всеми членами группы
- сравнивать предметы и объекты искусства разных религий, находить сходство и отличие;
- оценивать результат своей работы на уроке
|
Личностные:
- осознавать, что объекты религии являются объектами искусства;
- осмысливать взаимосвязь светского и религиозного искусства;
- устанавливать взаимосвязь религиозного искусства с традициями веры.
|
Ресурсы урока: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.. Основы мировых религиозных культур. 4 класс, с. 34-37, политическая карта мира. Презентация. Таблицы для работы в группе. Иллюстрации с изображением предметов искусства разных религий. Толковые словари. |
Межпредметные связи: изобразительное искусство, темы «Живопись, скульптура, архитектура, иконопись», литературное чтение, окружающий мир. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности обучающихся: |
Мотивация познавательной деятельности |
Каждый день в жизни человека приносит что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. На уроках мы совершаем с вами заочное путешествие, но и они позволяют узнать много нового и интересного.
Вспомните правила поведения в группе.
- организует повторение прошлого урока
- проверяет домашнее задание
|
- повторяют правила работы в группе
|
Актуализация необходимых знаний |
Слайд 2. Предлагаю вам перекрёстные вопросы. Ответ обсудите в парах.
На слайде 3 вопроса.
- Назовите основные мировые религии.
- Какой религией является иудаизм?
- Почему мы изучаем эти четыре религии?
Слайд 3. Просит показать территорию распространения религий на карте мира.
- Для актуализации знаний проводит блиц-опрос.
У вас на столах лежат карточки голубого цвета. Предлагаю вам ответить на вопросы.
После ответа каждая группа получит своё название.
А как выглядят эти сооружения?
- Предлагает соотнести иллюстрации священных сооружений и религию.
Какие прилагательные можно подобрать для характеристики внешнего вида?
А можем ли мы в одном городе увидеть св. сооружения разных религий? Почему?
Как к ним должны относиться люди?
Есть ли что- то ещё, что объединяет всех людей?
.
|
Обобщают свои знания, отвечают на вопросы.
- буддизм; христианство; ислам
- национальной
- самые распространённые на территории России
- Исследуют на политической карте мира, делают вывод: Христиане составляют 2,31 млрд. человек 33 % населения Земли
- 1. Мечеть 2. Дом собраний 3. В храме 4. Ступа.
- Соотносят священные сооружения и религию
- В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу
- Охрана и бережное отношение памятников культуры–долг каждого человека перед собой и потомками.
- Священные сооружения могут быть разными по своему внеш. строению, но назначение у них одно- совместное участие в ритуалах
|
Организация познавательной деятельности |
- Организовывает практическую работу в группах:
составить рассказ о возникновении религий по плану, который представлен на карточках оранжевого цвета. Приложение1
|
- Делятся на группы. Распределяют обязанности по работе.
- Работают с карточками на местах и преобразовывают полученную информацию.
|
- Организовывает выступление каждой группы. Предлагает составить рассказ о возникновении религий по плану
|
- Представляют результаты своей работы в группе. Работают с карточками на доске.
- Делают вывод: важнейшей частью большинства духовных традиций является религия, это слово переводится с латинского как связывать, соединять.
|
- Подводит к теме и цели урока
Есть ли что- то ещё, что объединяет всех людей?
Как вы думаете,о чём будем говорить сегодня на уроке?
Слайд 5. Тема урока …..
На какие вопросы попытаемся ответить?
Слайд 6
Какие формы искусства характерны для религий России?
Какую роль в разных религиях играет искусство?
Как вы понимаете, что такое искусство?
|
- Сооружая храмы, мастера думали о красоте и уникальности каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками архитектуры.
- Формулируют тему и цель урока
|
- Организует работу с толковыми словарями разных авторов Слайд 7
Искусство есть одно из средств единения людей.
Так сказал Л.Н. Толстой
Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?
|
- Находят значение слова искусство
- Они созданы великими мастерами и вызывают восхищение.
|
|
- Выполняют упражнения по образцу
|
Вы уже знаете, что наша страна многонациональная. У каждого народа своя культура, обычаи, традиции. Искусство любой религии богато и неповторимо. В этом мы убедимся, познакомившись с особенностями искусства христианства, буддизма, ислама и индуизма.
- Предлагает работу в учебнике по группам, с. 34-37
|
|
- Возвращает к карточкам на доске, предлагает заполнить последнюю. Приложение 2
- Организует работу на карточках, составить краткий конспект
- егодня мы вошли во внутрь помещения и познакомились с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.
- Что бы вы определили к объектам каждой религии?
|
- По итогам самостоятельно изученного материала отвечают на вопросы
- Перечисляют предметы и объекты искусства разных религий. Добавляют карточки
- Составляют краткий конспект по опорным словам Проверка: Икона, каллиграфия, семисвечник, изображения Будды.
|
- Предлагает выполнить творческий проект, побывать в роли художников – иллюстраторов книги и выбрать произведения искусства разных религий из предложенных. Названием книги послужит название вашей группы. Оформить в виде коллажа
|
- Изучают и оформляют отобранный материал, оценивают качество выполнения и эстетичность.
- Представляют проект от каждой группы в классе. Оформляют их на доске
|
Подведение итогов |
- Предлагает ответить на вопрос, какую роль играет искусство в разных религиях
|
- Делают вывод, что во всех религиях произведения искусства произведения искусства помогают создать атмосферу трепета и восхищения, выразить любовь к богу, передать преклонение перед ним
|
- Организовывает рефлексию:
Оцените работу группы. Приложение 3
У вас на столаху каждого есть свеча. Закрасьте красным, если вы считаете, что урок был интересным и вы узнали что-то новое. Жёлтым, если вам не очень понравился урок. Если урок прошёл впустую, свеча остаётся незакрашенной.
|
- Закрашивают в красный, если работа на уроке понравилась
- В жёлтый, если работа на уроке была средней
- Оставить свечу незакрашенной, если урок прошёл впустую
|
- Дополнительный материал: иллюстрации храмов, икон, фресок, предметов искусства разных религий.
|
- Диагностика достижения результатов: самостоятельно заполнить таблицу
Мировые религии |
Предметы и объекты религиозного искусства |
|
|
|
Дополнительные творческие задания:вместе со старшими письменно описать одно из религиозных сооружений в нашем городе. Определить, какие художественные произведения религиозного назначения в нём находятся. |
|
|
|
|