Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательных УУД у младших школьников
на занятиях этнокультурного содержания

Лапицкая Александра Евгеньевна

Интеграция представляет собой не просто обобщение знаний из различных предметов, когда одна тема освещается с помощью различных наук и предметов. Интегрированное обучение предполагает системный и осознанный синтез элементов обучения, лежащих в основе разных, в том числе противоположных теорий. 

«В узком значении интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления» [3, с. 7]. За счет интегрированных занятий у ребенка расширяется объем понятий, обогащается содержание изученного. Мир для ребенка предстает как единое целое, которое состоит из взаимосвязанных частей этого целого. Интегративное обучение формирует целостный подход к миру, сохраняя гармонию человека с природой, людьми и с самим собой. 

Интегрированный урок строится на основе одного предмета, главного, выступающего интегратором, но понятия и сами факты могут освещаться из разных областей науки, чтобы шире изучить связь с реальной жизнью, связь предметов и лучше понять изучаемый предмет.  

Интегрированные занятия требуют от ученика творческого подхода, когда ребенок должен обобщить свои знания и применить их на практике.  

Интегрированное обучение способствует развитию целостного мировоззрения личности, способности к самостоятельной систематизации своих знаний и применении в различных ситуациях. На интегрированных занятиях возрастает темп и количество учебного материала, что не дает ученикам расслабиться, а наоборот стимулирует их интерес к познавательной деятельности [4]. 

На таких занятиях умственная деятельность и познавательный интерес активизируется гораздо лучше, чем на традиционных уроках. Интегрированные занятия помогают лучше закрепить материал или сократить часы на изучение какой-то темы, которая дублируется на другом предмете. Эти занятия в какой-то степени снижают утомляемость учащихся, за счет переключения с одного вида деятельности и на другой.  

Еще один отличительный момент интегрированного занятия — ребенка можно завлечь тем предметом, к которому он никак не проявлял интереса. Например, если ребенку не нравится математика, но нравится история, то можно предлагать ему исторические задачи, при решении которых младший школьник будет открывать для себя новый исторический факт и, тем самым, начнет проявлять заинтересованность к математике. Или, если человек увлекается музыкой, но не заинтересован литературой, в интегрированном уроке, объединяющем литературу и музыку, ребенок найдет интересное в литературе, может заинтересоваться ею. 

По мнению многих преподавателей, учащиеся проявляют больший интерес к тем предметам, в которых представлена интеграция, включение в содержание других предметов. Но стремиться к интеграции нужно начинать тогда, когда у детей младшего школьного возраста уже накоплен хотя бы небольшой объем знаний (хотя могут быть не сформированы многие навыки и умения) конкретного предмета [4]. 

Тем более интегрированный урок требует самостоятельности, что не всегда еще сформировано у первоклассника на начальном этапе обучения, к примеру. Поэтому педагог должен учесть все эти закономерности развития и после того, когда он увидит, что данные условия уже достаточно сформированы у учеников, тогда можно все больше и больше включать интегрированные занятия в процесс обучения.  

При составлении урока учитель должен понимать, можно ли интегрировать те или иные предметы, их учебные материалы, методы изучения, чтобы добиться наилучшего понимания и осознания учениками изучаемой темы. Так же учитель должен правильно подбирать объекты, источники информации, которые бы полноценно освещали тему урока и позволили бы углубиться в нее и заинтересовать детей. Учитель должен четко видеть, на каком основании он интегрировал учебные предметы, это может быть понятие, идея, предмет изучения. Для достижения максимального эффекта учитель должен понимать, что эмоциональность и его заинтересованность в успешной работе в классе играет немаловажную роль. По данным исследований равнодушный тон учителя снижает интерес и работоспособность учащихся на 20%, средних — на 30%, сильных — на 37%. 

Информация, которую преподносит учитель, должна быть интересной и оригинальной для детей, что безусловно вызовет познавательный интерес учеников. В качестве примера интегративного занятия можно привести урок математики, на котором учащиеся решают задачи с историческим содержанием. Решая такие задачи, ученики не только развиваются в области математики, но и узнают исторические факты, что никак не может оставить равнодушным ребенка. Например, задача с таким содержанием: «Санкт-Петербург построен в 1703 году Петром I. Посчитай, сколько лет прошло с даты основания Петербурга». После решения такой задачи, можно спросить у детей, знают ли они, что раньше на месте Петербурга было болото, это информация вряд ли уже вылетит из головы ребенка, так как она очень шокирующая и останется в памяти ребенка, скорее всего, на всю жизнь. На данном примере ясно видно, что дети ясно видят взаимосвязь истории и математики. «Построенный на научной основе умственный труд школьников приводит к тому, что математика помогает детям усваивать историю, а история содействует развитию математических способностей» [4]. 

Этнокультурное содержание также можно и целесообразно включать в различные предметы. Оно может входить в традиционные уроки и в уроки интегративного типа. Этнокультура имеет многоэлементную структуру, в которой элементы связаны между собой синкретично, в едином комплексе взаимосвязей. Комплексную природу этнокультуры можно познавать и глубже понять именно на интегрированных занятиях, позволяющих сочетать разнообразные материалы и способы деятельности, включающие этнокультурное содержание.  

Важность этнокультурного компонента в содержании образования обусловлена современными социокультурными проблемами гармонизации формирования этнической идентичности и этнической толерантности в условиях многонационального социума. По мнению К.Д. Ушинского, «система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества, что способствует формированию у них этнической идентичности» [2, с. 13].  

Однако современный глобальный мир - сложный поликультурный. Поэтому современная система образования нацелена на «подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба». В нынешних условиях образование направлено на приобщение молодого поколения к культурам разных народов, на необходимость помнить и с достоинством сохранять традиции своего народа, уважать и проявлять толерантность к культурам различных народов внутри страны и других стран [5]. 

 

В процессе работы над этническим компонентом в содержании образования можно формировать такие познавательные УУД: 

— демонстрировать понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; 

— сравнивать элементы народной художественной культуры славянских и других народов; 

— классифицировать предметы (изделия) по национальной принадлежности (одежда, предметы домашней утвари и интерьера и т.д.); 

— с помощью учителя анализировать предлагаемый материал, отличать новое от уже известного; 

— ориентироваться в различных видах народной художественной культуры; 

— устанавливать зависимости между природными явлениями и элементами родной художественной культуры; 

— использовать знаково-символические средства в решении творческих задач, в саморазвитии, самовыражении в художественно-творческой деятельности; 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы (орнаменты, знаково-символические изображения, используемые в различных видах художественной культуры своего и других народов); 

— сравнивать внешность (народный костюм), традиции, национальную архитектуру и искусство представителей различных этнических культур: выделять черты сходства и различия;  

— делать выводы о качестве работы и достигнутых результатах на уроке [1]. 

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: 

— «найди отличия» (можно задать их количество); 

— упорядочивание; 

— «цепочки»; 

— хитроумные решения; 

— составление схем-опор; 

— работа с разного вида таблицами; 

— составление и распознавание диаграмм; 

— работа со словарями. 

Учитель может использовать приемы для актуализации имеющихся знаний в связи с материалом, который предстоит изучить на данном уроке: оформление в виде таблицы (знаем, хотим узнать, узнали), «мозговой штурм», кластеры (графическое изображение информации), «дерево предсказаний», перепутанные логические цепочки. 

На этапе осмысливания можно использовать такие приемы: символические пометки, «Бортовой журнал», «тонкие и толстые вопросы». 

На этапе рефлексии: «Синквейн», «Верите ли вы?», верные и неверные высказывания. 

На уроке можно использовать игры, связанные с познавательной деятельностью: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает» и другие . 

Например, рассмотрим дидактическую игру: «Найди названный предмет» 

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта. 

Игровые действия: отгадывание. 

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.  

Можно проводить народные праздники, например, Масленицу (или Святки, Сороки и др.), при подготовке которых дети будут вспоминать традиции праздника, узнавать, есть ли похожий праздник у других народов. Можно разыгрывать с учениками сценки, где будут показаны традиции народа, организовывать исполнение народных танцев, песен.  

Таким образом, познавательное развитие детей на этнокультурном содержании занятий имеет огромное значение, так как с помощью этого ребенок развивает в себе положительные качества, которые благополучно отразятся в его дальнейшей жизни. Этнокультурное содержание может входить в традиционные и интегрированные уроки, целесообразно знакомить детей с этнокультурным содержанием. А так как этнокультурное содержание имеет многоэлементную комплексную природу, то наиболее полно можно знакомить с ним детей на интегрированных занятиях. Существует множества приемов, которые позволяют учителю формировать на уроке познавательные универсальные учебные действия у детей.  

Этнокультурное содержание обладает педагогическим потенциалом для их развития. 

Список используемой литературы 

  1.  Ильинская И.Л. Программа «Эстетические традиции разных народов» // Начальная школа. – 2015. –  №12. –  С. 16-26. 

  1. Кадырова С.Ш. К вопросу о формировании этнической идентичности в педагогической науке // Начальная школа. – 2015. –  №12. –  С. 12-16. 

  1. Как подготовить интегрированный  урок в соответствии с ФГОС ОО (памятка для педагога). / Авторы-составители: Бегельдиева С.М., Котова С.А., Федорова Л.А. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. – 36 с. 

  1. Руднянская Е.И., Коновалова Е.И. Интегрированный урок: литературное чтение — математика — окружающий мир // Начальная школа. – 2015. –  №4. – С. 20-21. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»