Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Анализ влияния интерактивных средств в обучении
на формирование логических УУД младших
школьников на уроках математики

Лапицкая Александра Евгеньевна

На сегодняшний день в ФГОС НОО прописаны требования к формированию универсальных учебных действий, в том числе познавательных, включающих в себя логические УУД. Данные УУД предполагают, что ребенок будет уметь производить действия «сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям». [6] Значимость данных УУД огромна, так как она является основой для остальных УУД, формирование которых обеспечивает высокую эффективность обучения. Развитие логического мышления у детей способствует осуществлению постепенного перехода от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому. Задания, нацеленные на объяснение, оценку, проверку, сравнение, нахождение закономерностей, догадку, обобщение, наблюдение также способствуют формированию логических УУД.

На данный момент существуют различные диагностики, приемы и методы, которые позволяют выявить и повысить логические УУД: методика «выделение существенные признаков», «исследования словесно-логического мышления младших школьников», «логические закономерности».
ФГОС влияет на весь образовательный процесс, в котором главное внимание уделяется современному ученику. Поэтому учителю теперь не передает свои знания путем традиционных форм обучения, не является носителем знаний, теперь ученик самостоятельно добывает эти знания, он не только субъект, но и участник взаимодействия, и именно взаимодействие подразумевает под собой понятие «интерактивность». Нельзя обойтись без Ушинского, который был убежден, что хороший учитель — тот, который взаимодействует с ребенком. Такие педагоги как Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий рассматривали познавательный интерес детей и сходились на том мнении, что для того, чтобы изучать предмет, ребенка надо заинтересовать за счет занимательности, оживляющих занятий, наблюдать за тем, что нравится (интересно) ребенку и на основании этого строить свои уроки.
Но проблематика интерактивного обучения подробно исследована в обучении средних или старших классов, в ВУЗах. Достаточно мало представлено информации, касающейся использования интерактивных средств в начальной школе и ничтожно мало на формирование логических УУД на уроках математики. Учителя не знают, как верно использовать интерактивные средства обучения, поэтому редко прибегают к данным средствам.
В работах Е. А. Бондаренко, Г. М. Коджаспировой [2, 5] говорится о том, что применение интерактивных средств способствует мотивации учеников, создает атмосферу, повышающую познавательный интерес и увеличивающая интенсивность самого учебного процесса. 
«Интерактивное обучение (от англ. interation — взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.» [1]. Такое обучение позволяет ученикам самостоятельно добывать знания и приобретать опыт, а педагог лишь предлагает учеников к действиям, тем самым, увеличивая эффективность обучения. 
Интерактивные технологии подразумевают под собой информационно-коммуникативный подход, который способствует повышению мотивации учеников, повышают наглядность и облегчают восприятие и понимание материала. При использовании таких технологий больше вероятности того, что ученик усвоит изучаемую тему.
Какие же виды интерактивных технологий существует на сегодня? Это, прежде всего, различные дидактические игры: мозговой штурм, круглый стол, ролевые и деловые игры, кейс (анализ конкретных ситуаций), мастер классы. Также работа в группах, работа с мультимедиа (видео, аудио, изображения, интерактивные доски).
 Данная технология позволяет активизировать мыслительный процесс обучающихся, побуждает к высказыванию своего мнения, анализировать информацию различными способами. У младших школьников формируется умение сравнивать различные взгляды, мнения, находить лучший вариант для решения задач. Формируется умение находить причинно-следственные связи, синтезировать полученную информацию и составлять общую картину по уроку.  И все это происходит в процессе взаимодействия учеников и учителя, то есть данные технологии опираются на формирование коммуникативных умений и вовлекают в учебный процесс всех субъектов обучения.
Принимая участие на таком уроке, ученик не только получит положительные эмоции от общения и полученных результатов, но лучше усвоит и запомнит материал. 
При проведении интерактивного урока учитель должен помнить о следующих этапах:
1. Этапе мотивации;
2. Целеполагании;
3. Предоставления новой информации;
4. Использования интерактивных средств;
5. Получения нового продукта;
6. Рефлексии;
7. Оценивания;
8. Домашнем задании. 
Так же для работы на интерактивных занятиях следует помнить о нескольких правилах:
1) Участвовать могут все;
2) Перед началом следует провести небольшие игровые разминки, похвала,  которые смогут раскрепостить ребят в группе, парах;
3) Благоприятное количество участников — до 25 человек;
4) Четкий регламент и порядок выполнения заданий. 
Хочется выделить и условия для организации интерактивного обучения:
1) Позитивный настрой в учебной группе (доверительные отношения друг к другу);
2) Контакт со всеми участниками процесса (учитель-ученик, ученик-ученик);
3)  Уместно будет включение личного опыта, ярких примеров и фактов;
4) Различные формы и методы представления информации, деятельности учащихся;
5) Мотивирование деятельности учеников, взаимопомощь. 
Познавательная активность оказывает положительное влияние на ученика. И за счет взаимодействия с детьми учитель может добиться высоких результатов, способствующих формированию логических УУД. Главная задача, стоящая перед педагогом — добиться, чтобы ученик начал проявлять инициативу на уроке, так как она позволит ребенку в значительной степени углубить свои знания и стать активным участником образовательного процесса. У  такого ученика будут постоянно возникать вопросы, на которые он сам активно ищет ответы. Ученик с интересом будет анализировать и синтезировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, классифицировать и сравнивать, то  есть в полной мере совершенствовать логические УУД. 
В качестве примера хочется привести статью Е.С. Немкиной «Использование интерактивной доски на уроках математики» [4], в которой описаны работы с интерактивной доской на уроках математики. В статье говорится о заданиях, при которых учащиеся могут анализировать, строить и выдвигать гипотезы, сравнивать, обобщать. Например, в задании на соответствие даны множества, задача учеников — соединить линиями элементы одного множества с другим. Приведены примеры с заданиями на выбор лишнего, задания на дополнение (формирование причинно-следственных связей). Описаны задания на коррекцию, когда ученикам стоит найти и исправить ошибку в записи. Если ученик исправил то, что ему показалось неверным, то остальные ученики могут его дополнить или исправить ответ, не совершая при этом лишних движений. В работе «Методы и приемы интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе» [3] представлены фрагменты нескольких уроков, в которых при изучении определенных тем по математики (единицы площади, площадь прямоугольного треугольника, задачи на вычисление площади) используются дидактические игры, интерактивная доска. 
Развитие всех качеств и видов мышления являются главнейшей задачей учителя начальных классов, которые позволят детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы. 
Для каждого типа урока целесообразно использовать определенные интерактивные технологии. Для удобства эту информацию можно свести в следующую таблицу:

Тип урока Интерактивные технологии, направленные на формирование логических УУД
Урок изучения нового  изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог), разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»), мультимедия
Урок закрепления знаний  творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); мультимедия
 
Урок комплексного применения знаний социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки),
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула), мультимедиа
Урок обобщения и систематизации знаний обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула), мультимедиа
Урок контроля, оценки, коррекции Тестирование; мультимедиа
 
Но для того, чтобы активно использовать интерактивные средства в обучении на начальном этапе следует придерживаться следующих этапов:
1. Подготовительный этап (проведение диагностики, подбор терминов, понятий по теме, внедрение в урок одного интерактивного средства)
2. Развитие интеллектуальных умений (использование на уроке нескольких интерактивных средств)
3. Творческое взаимодействие (интерактивный урок) 
Данные этапы повысят эффективность использования интерактивного обучения и подготовит всех участников взаимодействия к такому обучению. 
Плюсы использования интерактивных средств:
  • повышают мотивацию учеников, креативность;
  • укрепляют знания;
  • формируют коммуникативные умения;
  • способствуют активности учеников, активной жизненной позиции;
  • способствуют сплочению команды;
  • используется принцип индивидуализации и свободны слова;
  • деятельностный подход;
  • использование различных форм контроля;
  • увеличение самостоятельной работы учеников. 

Можно сделать вывод, что использование интерактивных средств требует определенной четкости и структуры. И если учитывать все условия, правила, тогда процесс обучения будет действительно эффективным для формирования логических УУД у младших школьников.
Таким образом, совмещение коллективного обучения и мультимедийных технологий, будут способствовать формированию логических УУД младших школьников и созданию игровой атмосферы, влияющей на дружеское общение и раскрепощение.
Использование интерактивных средств обучения будет способствовать формированию познавательных УУД младших школьников на уроках, если:
1) осуществлять этот процесс с широким использованием интерактивных средств обучения поэтапно;
2) в качестве интерактивного средства организации взаимодействия субъектов образовательного процесса применять комплексное сочетание технологий коллективного обучения и мультимедийных технологий;
3) соблюдать основные правила и алгоритмы организации интерактивного обучения. 
Библиографические ссылки 
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Интерактивное обучение - это... Что такое Интерактивное обучение? (academic.ru) 
2. Бондаренко Е.А. Медиаобразование как основа для формирования культуры личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Технологии медиаобразования в современной школе (cyberleninka.ru) 
3. Методы и приемы интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3bd79b4c43a88521316d27_0.html#text   
4. Немкина Е.С. Использование интерактивной доски на уроках математики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://n-shkola.ru/storage/archive/1407142989-1371466288.pdf 
5. Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с. 
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - 53 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»