Развитие познавательных УУД на занятиях этнокультурного содержания
Лапицкая Александра Евгеньевна
Type the title here
Так как познавательные УУД являются одними из важнейших компонентов обучения, описанных во ФГОСе, учитель должен приложить все силы, чтобы развить данные УУД.
Педагогический потенциал занятий с этнокультурным компонентом содержания недостаточно используется в педагогическом процессе, такие занятия могут стать эффективным средством развития у младших школьников познавательных УУД, а именно, УУД сравнения и группировки при следующих условиях:
В данной программе заложена идея активизации потенциала интегрированных уроков и этнокультурного содержания. Разработан проект краткосрочного образовательного модуля «Машина времени», включающий цикл занятий, направленных на развитие познавательных УУД на этнокультурном содержании. Модуль рассчитан на детей 7-8 лет и может быть реализована в рамках урочной деятельности (интегрированные уроки окружающего мира, литературы, математики, ИЗО), а также во внеурочной деятельности.
Цель программы: развитие познавательных УУД на основе этнокультурного содержания в интегрированных занятиях.
Задачи программы:
Основная задача: развитие у обучающихся познавательных УУД сравнения и группировки посредством включения в содержание учебных предметов материалов этнокультурного содержания.
Вспомогательные задачи:
а) привлечение интереса детей к этнокультуре,
б) расширение осведомленности детей о явлениях этнокультуры, традициях, фольклоре, истории своей страны.
Модуль реализуется 2 раза в неделю в течение одного месяца в качестве интегрированных уроков и внеурочных занятий. В целом программа продумана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В модуль были включены разнообразная деятельность: изобразительная, музыкальная, литературная, математическая; деятельность, связанная с русским языком и окружающим миром, элементы сочинения (продолжение рассказа от выбранного лица) и театрализации (инсценировка, изображение своих ассоциаций) и тому подобное.
Занятия модуля проходят фронтально и индивидуально, в паре либо в группах, для формирования не только познавательных умений, но и коммуникативных (умение слушать и высказывать свое мнение, умение договариваться, умение аргументировать свою точку зрения). В формировании познавательных УУД особое внимание уделяется сравнению и группировке.
Краткосрочный образовательный модуль разделен на три блока:
Первый блок — сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы. Дети вместе с учителем находят основания для сравнения, группировки. Представляют себе принцип данного выполнения действий.
Второй блок – работа в паре. Дети начинают учиться сотрудничать друг с другом в различных видах работы, приходить к компромиссу, пытаются самостоятельно сравнивать и группировать объекты.
Третий блок — работа в группе. В данном блоке детям необходимо не только верно выполнить задание, но и договориться друг с другом, распределить обязанности, помогать друг другу в заданиях на группировку и сравнение.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Форма организации |
Первый блок — сочетание индивидуальной и фронтальной работ | ||||
1. | «Предметы постарели» |
1 | Сравнение предметов быта (какие использовались раньше, а какие сейчас). | Внеурочное занятие |
2. | «Расшифруй слово» | 1 | Решение примеров и составление слов по ответам: «Кожух», «Плуг», «Кафтан», «Онучи», «Кокошник», «Серп», «Жбан». Распределение слов по группам. Сравнение русских народных костюмов и костюмов других народов. |
Интегрированный урок математики |
3. | «Пасха» | 1 | Как праздновали Пасху раньше и сейчас (сравнение). | Интегрированный урок окружающего мира. |
4. | «Портрет музыки» | 1 | Прослушивание и зарисовка русской народной песни и мелодий других народов. Цветовая модель музыки. Сравнение песен, цветовых моделей музыки, плясовых импровизаций под музыку. | Внеурочное занятие с интеграцией музыки. |
Второй блок – работа в паре | ||||
5. | «Сказочники» | 1 | Прочитать начало сказки, затем попросить ее продолжить от лица разных героев (лягушки-квакушки, царевны, царевича, яблока и т. п.). Сравнение героев. | Интегрированный урок литературного чтения. |
6. | «Порядок во всем» | 1 | Поместить на листок с изображением избушки те предметы, которые могут там находиться. Группировка предметов по основанию разных функций применения в быту. | Внеурочное занятие. |
7. | «Поучающие слова» | 1 | Сравнение и распределение скороговорок, пословиц, поговорок. | Интегрированный урок литературного чтения. |
Третий блок – работа в группе | ||||
8. | «Режиссер» | 1 | Инсценировка и сравнение старинной русской народной сказки и сказки в её современной обработке. | Внеурочное занятие с интеграцией литературного чтения. |
9. | «Оркестр» | 1 | Прослушивание музыки и выяснение, какие муз. фрагменты исполняют русские народные инструменты, а какие – инструменты других народов. Группировка музыкальных инструментов по основанию особенностей звукоизвлечения (струнные, ударные, духовые). | Внеурочное занятие с интеграцией музыки. |
Всего | 9 |
Подводя итог, можно сказать, что познавательный интерес в учебной жизни играет важную роль. Но не только в учебной деятельности, но и в развитии личности, так как благодаря познавательному интересу улучшаются и развиваются многие психические особенности. Поэтому урок должен строиться интересно и правильно, а каждая инициатива ученика не должна быть отвергнута или наказана.
Познавательная деятельность развивает в ребенке самостоятельность и повышает эмоциональное состояние. Познавательный интерес — один из значительных мотивов в учебной деятельности.
Благодаря интегративным занятиям уровень знаний учащихся значительно повышается и позволяет применять полученные знания не только в одной области, но и на других предметах.
Интегрирование с этнокультурным содержанием помогает заинтересовать ребенка и расширить свои знания о данной информации и уметь применять свои знания и умения при изучении других предметов.