Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД

Береснева Ольга Александровна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 125
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Ни в какой другой деятельности ребенок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Хорошей игре он отдается целиком, открывая ей все « поры» своей души. Игра используется, как средство обучения, развития и воспитания детей. В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Игра – самое серьёзное дело». И это действительно так, ведь с помощью игр формируются такие качества личности как внимание, наблюдательность, память, развивается мышление, выявляются творческие способности школьника, самостоятельность, инициатива. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Однако, несмотря на богатейшие возможности игровых технологий, им уделяется слишком мало внимания либо, игры не направлены на решение конкретных педагогических задач. Воспитатель ГПД имеет большие возможности в их реализации, чем учитель, который больше уделяет внимание учебному процессу.
При составлении планирования на новый учебный год воспитатель должен учитывать не только направления, в которых он будет работать, но и учитывать технологии, которые он будет использовать в работе.
Чаще игровые технологии в группе продленного дня  находят свое отражение , когда дети играют на улице. Проведя несколько часов в помещении, даже взрослому захочется подвигаться. Поэтому  в планы  мои коллеги  включают  « Подвижные игры», которые могут иметь разнообразные названия, отражать сезонность времен года, тематику праздников и пр.
Что касается других направлений, то они могут показаться детям скучными и пресными, если воспитатель не будет использовать на занятиях игровые технологии. А ведь именно они являются средством формирования  познавательных универсальных учебных действий. Так же учащиеся младшей школы  приобретают опыт практической деятельности и ценностных взаимоотношений, роль которых в данный возрастной период трудно переоценить в процессе становления личностных характеристик и общего комплекса необходимых знаний, умений и навыков.
Выделяют группы игр по виду педагогического процесса:
  • Учебные
  • Познавательные
  • Репродуктивные
  • Коммуникативные
На практике воспитатель ГПД может использовать все группы вместе.
Например, в беседу « Кем быть?» можно включить момент инсценировки в виде пантомимы.  Малыши 1-2х классов могут изобразить свою любимую профессию, а ребята более старших классов угадывают профессию по опорным словам и доказывают ее значимость. Любой может брать в помощники своего товарища, выходить из класса для подготовки, тем самым сохраняя интригу.
При проведении мероприятия «Советы Айболита» детям можно предложить карточки, на которых изображены продукты. Карточки по определенному признаку нужно распределить на группы. Ребята могут выделить животную и растительную пищу, полезную и вредную. Для учеников 3-4 классов можно попросить принести упаковку своего любимого лакомства и по надписи на ней рассказать  о содержащихся калориях, витаминах, добавках и др. составе. Можно предложить на занятии « Как сберечь зубы?» прорекламировать свою зубную пасту. Современные дети с удовольствием играют в эту игру.
На занятиях при изучении ПДД  любой захочет побывать инспектором, провести разъяснительную беседу с нарушившим правила учеником или оштрафовать взрослого гражданина. Может быть, ребята смогут придумать новый дорожный знак или разобрать конфликтную ситуацию в общественном транспорте.
Чтобы этап самоподготовки в классе не выглядел рутинной работой, воспитатель может так же использовать игровые технологии. В процессе игры «Учитель-ученик» дети могут взаимопроверять друг друга. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с загадками (отгадки которых нужно нарисовать), несложным красочным кроссвордом.
Для развития у детей коммуникативных способностей можно «ввести» на самоподготовку сказочный персонаж или игрушку. Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения домашнего задания, обязательно отмечает тех, кто 508хорошо потрудился, зачитывая фамилии ребят, чьи тетради оказались в папке Почёта. У каждого ученика в ГПД есть папка-помощник, где лежат памятки с алгоритмами  Как решать примеры., Как готовить домашнее задание по русскому языку. Как готовить домашнее задание. Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее… 
Многие ребята проводят в школе по 10,а то и по 12 часов! Не всякий взрослый может выдержать такой длинный рабочий день. И получается, что ребенок дольше общается с педагогами и одноклассниками, чем с семьей. Задача воспитателя создать такие условия в классе, чтобы они были ближе к домашним. Хорошо, если школа может предоставить 604отдельный кабинет для группы продленного дня. Чтобы там была комфортная зона отдыха и игр, «живой» или «зеленый» уголки. Мебель, где  бы дети могли оставлять свои личные вещи, ведь многие ходят на кружки и спортивные секции. У воспитателей возможностей больше, чем у учителей:
прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время
самоподготовки. Если группа разновозрастная, игра всегда выручает ,ведь пока старшие выполняют задания ,малыши не смогут сидеть спокойно на месте. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения,
так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель
должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть
направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
  Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.
Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т. д.
В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.103Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра , способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке. Главная задача обучения — подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра,  является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем.
В практике работы воспитателя ГПД  я 1) вовлекаю детей в игру, использую особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);2) помогаю действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);3) развиваю творческий потенциал ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!». Таким образом, можно сделать вывод, что проводить игры воспитательного характера во внеурочное время очень важно, так как с одной стороны ребенок отдыхает от занятий и ответов у доски, но с другой стороны он не тратит попусту время, просиживая часами за компьютером или бесцельно гуляя по улицам, а получает новые знания и воспитание в игре и раскрывает при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для детей школьного возраста.
Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть.(Джордж Бернард Шоу)
Игра — высшая форма исследования.(Альберт Эйнштейн)
Ребенок любит свою игру не за то. что она легкая, а за то, что она трудная.(Бенджамин Спок)
Понимание атомной физики — детская игра по сравнению с пониманием детской игры.(Дэвид Креш)
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»