Развитие личности на уроках «одного слова»
Конкина Марина Анатольевна
Под языковой личностью принято понимать личность, выраженную в языке (текстах)и через язык, личность, реконструированную в своих основных чертах на базе языковых средств. В современных исследованиях предприняты попытки построить модель языковой личности, проанализировать ее структуру установить признаки сильной языковой личности изучить языковую личность с позиций теории речевых жанров и т.д. В настоящее время понятие «языковая личность» уже прочно закрепилось в лингводидактике и в методике преподавания языка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление
личностных характеристик ученика младшего школьного возраста, составляющих
«портрет выпускника начальной школы»
Этот «портрет» сформирован с учетом «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где определены базовые национальные нравственные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Представление об этих ценностях формирует у младших школьников картину мира — концептуальную и языковую. Последняя, являясь частью концептуальной картины мира, понимается как «зафиксированная
в языке схема восприятия действительности» Формирование картины мира происходит как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Наиболее серьезным потенциалом для подобной работы обладают, на мой взгляд, уроки филологического цикла, прежде всего, уроки русского языка. Известный русский языковед Ф.И. Буслаев писал: «Основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося, дает ему истинное гуманистическое образование, а вместе и свое собственное, народное, ибо родной язык
есть неистощимая сокровищница духовного бытия человечества»
В методике преподавания дисциплин филологического цикла в последнее время широкое распространение получили исследовательские проекты культурологического характера «Урок одного слова» (энциклопедия одного слова) (Т.Ф. Новикова,Т.В. Попова, Н.А. Семенова и др.). В рамках такого проекта предлагаются следующие этапы работы: 1.Представление слова, темы (ребус, загадка, рисунок и т.д.),
2.Этимологическая страничка,
3.«Слово в словарях»,
4.Литературная страничка (использование слова в пословицах, поговорках,сказках и т.д.), 5 Анализ текстов, в которых представлено ключевое слово,
6.«Творческая мастерская» (написание сочинений различных жанров, работа над творческими проектами — индивидуальными и коллективными).
«Подобный путь изучения языка, — считает Т.Ф. Новикова, —позволяет дать молодому поколению представление о том, как народ через язык передает свою историю, характер, систему нравственных ценностей, открыть для них возможность осознать родное Слово не только как вместилище знаний из разных сфер жизни, но и как хранилище смыслов — народных, национальных, региональных, личностных»
Предметом исследования на подобных уроках должны стать «ключевые слова» (концепты) культуры: знание, Родина, труд, семья, родная природа и др. Ниже предлагаю примеры заданий для организации работы учащихся на «Уроках одного слова» в соответствии с этапами урока.
Представление слова, темы
Задание 1.
Познакомьтесь с высказываниями русских писателей. Какой общей
темой их можно объединить? Приведите свой пример высказывания известного писателя, ученого или общественного деятеля о природе.
Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Язык этот надо изучать (Н. Гарин-Михайловский).
Охранять природу — значит охранять родину (М. Пришвин).
Задание 2.
Вместе с соседом по парте сыграйте в игру под шуточным названием «Балда». В этой игре нужно составлять слова с использованием имеющихся на игровом поле букв. Правила игры: 1) Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, что бы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали
или по вертикали. Должно получиться новое слово. 2) Слово может читаться слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. 3) Слово должно существовать в словарях. 4) Слово должно являться нарицательным именем существительным в начальной форме. 5) Чем длиннее слово вы придумаете, тем больше очков получаете. Одна буква —одно очко. 6) Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки.
7) Слова в одной игре повторяться не могут. 8) Запрещается написание слова в случае, если оно уже читается на поле, даже если оно не было составлено ни одним из играющих.
Этимологическая страничка
Задание 1.
Знаете ли вы, почему именно такое название носит место, где вы
родились? Прочитайте отрывок из очерка Н. Шанского «Как называются города». Многие города называются по имени той реки, на которой они находятся.Так, город Москва, стоящий, как известно, на реке Москве, «присвоил» себе ее имя. От реки Витьбы, притока западной Двины, получил свое имя город Витебск. Определенно говорит своим
именем о местоположении на реке Сестре город Сестрорецк. Ну а Великий Устюг? Этот город назван так потому, что он стоит на реке Сухоне неподалеку от устья реки Юг, впадающей в Сухону. Почему так часто использовались для обозначения городов имена рек? Это вполне понятно, ведь многие города возникали и, как правило, возникают на реках. Конечно, местоположение города в момент его основания может быть и иным. Города могли возникать по берегам озер и морей, в таких случаях они получали имена соответственно по названию озера или моря: Белозерск, Балтийск, Каспийск и т.д. Но чаще всего города появлялись все же на реках.
Задание 2.
Вспомните и запишите как можно больше устойчивых выражений (фразеологизмов), связанных с темой «Знание». Например, азы да буки, браться (взяться) за ум, голова варит, знать назубок, прописать ижицу и т.д. О происхождении одного из этих выражений подготовьте сообщение.
«Слово в словарях»
Задание 1. Прочитайте пословицы.
Какой общей теме они посвящены? Найдите и выделите в них синонимы.
Без дела жить — только небо коптить. Без ремесла — без рук.
Без труда нет добра. Была бы охота — заладится всякая работа.
Определите значения, в которых употреблены выделенные вами в задании четыре слова. При необходимости обратитесь к толковым словарям, например, к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.Например: ДЕЛО— работа, занятие, деятельность.
Занят важным делом. Привычное дело. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.
Попробуйте объяснить различия между выделенными вами словами. Составьте и запишите с одним из них свою пословицу или поговорку о труде.
Задание 2. Прочитайте словарную статью «Зима» из Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля. Какую информацию вы получили из словарной статьи? Самостоятельно познакомьтесь со статьями, посвященными другим временам года. Какие весенние (летние,осенние, зимние) праздники упоминаютсяв словарных статьях?
Литературная страничка
Задание 1. К началу каждой пословицы или поговорки подберите правильное окончание, и наоборот
Без труда...
Терпенье и труд...
Делу — время...
От труда здоровеют...
Ученье — труд...
Маленькое дело лучше...
Под лежачий камень...
Будешь трудиться — ...
Скучен день до вечера...
Откладывай безделье...
...потехе — час.
...а от лени болеют.
...а неученье — тьма.
…вода не течет.
...будет у тебя и хлеб,
…и молоко водиться.
...коли делать нечего.
...все перетрут.
...да не откладывай дело.
...большого безделья.
...не вытащить и рыбку из пруда.
Задание 2. Устройте в вашем классе читательскую конференцию. Пусть каждый из учащихся самостоятельно или в группе подготовит рассказ о русском или зарубежном писателе, которого можно назвать «человеком, влюбленным в природу», и о его книгах. Есть ли книги этого автора в вашей школьной библиотеке? В качестве примера такого выступления на конференции предлагаю вам познакомиться с текстом В. Грандовой об известном детском писателе В. Бианки. Многие поколения читателей, и особенно
юные натуралисты, зачитывались и зачитываются книгами писателя Виталия Бианки. Талантливый писатель так увлекательно раскрывает волшебный мир природы! Учит проникать в ее тайны, быть следопытами. Его «Лесная газета на каждый год» — целая энциклопедия жизни леса! Бианки не только открывает маленькому читателю природу, ее живой мир. Он зовет размышлять, радоваться, призывает быть добрым.
У Виталия Бианки много книг, но если вы посмотрите старые газеты и журналы, то пойме
те, что он был постоянным сотрудником «Дружных ребят», «Юного натуралиста», «Костра», «Мурзилки», «Ежа», «Чижа», «Нового Робинзона» и других газет и журналов. А это значит, что каждый его новый рассказ или сказку прочитывали сразу миллионы читателей! И начиналась у писателя переписка с ребятами, завязывалась большая дружба с ними. А для Виталия Валентиновича детские письма были очень важны. Он уважал своих читателей, прислушивался к ним...Бианки называли «лесным корреспондентом». В одном из своих писем он написал: «Детские писатели должны быть мастерами радости.
Это дело трудное». «Лесной корреспондент», как никто другой, умел делать это трудное дело. Радость, которую он приносил детям и взрослым, испытают еще многие и многие миллионы читателей, потому что книги Виталия Бианки никогда не устареют.
Анализ текстов
Задание 1.
Познакомьтесь с отрывком из книги Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой». Выполните задания после прочтения текста.
Не бери в лес ружье!
В глубокой древности человек оттолкнул от себя диких зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние руки с палкой. А что ему было делать? Нужно было мясо, чтобы есть, и шкуры, чтобы одеваться. С тех пор расстояние это все растет и растет, все дальше и дальше отодвигает человек от себя все живое. На дальность броска камнем. На расстояние полета стрелы. А вот уж не подпускает к себе и на ружейный
выстрел. Но что-то противится в человеке такому разрыву. Что-то толкает его к сближению. Страшных хищников больше нет. Шкуры и мясо дает хозяйство. Зачем же враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но все это, конечно, не то. Клеточный зверь не похож на лесного. В клетке он сам не свой.
Человек идет в лес. Но в лесу все живое в ужасе шарахается от него. Человеку обидно: в этом теперь он уже не виноват, виноваты только охотники. Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв. Если мы выкинем ружья, расстояние недоверчивости сократится. Оно станет совсем маленьким, если при встрече мы не станем поднимать палку или нагибаться за камнем. И мы снова обретем добрых соседей. А пока...
Задания к тексту
1. Что отражено в заголовке текста — его тема или его идея? Какой языковой единицей (словом или предложением) выражен заголовок?
2. Какое из приведенных ниже высказываний противоречит содержанию текста?
а) Человек не должен враждовать с дикими зверями и птицами.
б) Если человек идет в лес с миром, то звери и птицы тоже ответят ему добром.
в) Теперь уже никогда не удастся преодолеть недоверчивость диких животных, и
с каждым годом человек все дальше отодвигает от себя все живое.
3. В каком значении употребляется слово добрый (в словосочетании добрые соседи) в тексте? 1) Отзывчивый. Добрая душа.
2) Несущий благо. Оставить по себе добрую память. 3) Дружески близкий, милый.
Добрые друзья. 4) Хороший, отличный. Добрый конь. 5) Безукоризненный, честный.
Доброе имя.
4. Как вы понимаете словосочетание
клеточный зверь? Как образовано слово клеточный?
5. Почему, на ваш взгляд, автор заканчивает текст многоточием?
Творческая мастерская
Задание 1. Составьте небольшой словарь слов и выражений для описания
неба, реки, поля, ветра в разные времена года.
Например, СОЛНЦЕ— красное, золотое, палящее, неяркое, румяное... греет, светит,
улыбается, ласкает, пригревает...
Задание 2.
Если бы вам поручили составлять энциклопедию «России славные сыны», словарные статьи о каких бы людях вы туда поместили? Может быть, о великом русском поэте А.С. Пушкине? О выдающемся ученом и просветителе М.В. Ломоносове? О первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине? Подготовьте рассказ о таком человеке. В качестве образца вы можете использовать текст Н. Семеновой.
И.И. Шишкин
В шутливой анкете, предложенной друзьями Ивану Ивановичу Шишкину, на вопрос «Мой девиз?» художник написал: «Да здравствует Россия!» Россия была для него любимой родиной, неповторимой, могучей и прекрасной. Он не уставал писать ее леса, поля и небо. Ей он преданно служил до последнего своего часа.
Художник родился в маленьком городке Елабуга на берегу Камы. Вокруг, сколько хватало глаз, стояли леса, и мальчик любил бродить по запутанным тропам и чащобам. Рисовать он начал с малых лет — то мелом, то углем на стенах и дверях. Учился Иван в уездном училище, а затем в 1й Казанской гимназии. С каждым годом росла в нем страсть к рисованию и живописи, и наконец мечта юноши сбылась: он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через четыре года — в Петербургскую академию художеств. За время учения Шишкин получил все награды, какие присуждались здесь за успехи. А по окончании академии был удостоен золотой медали. Это давало право на заграничную командировку. Но художник не торопился с выездом: лесная Елабуга ему милее всех чужедальних стран. Только через два года Шишкин едет в Германию и Швейцарию. Он тоскует здесь по родной стороне, по русским дубравам и рощам. С радостью вернулся он в Россию и принялся за любимую работу. Он получил уже звание академика. Талант художника развернулся в полную силу. Одна за другой появляются картины. О чем они — видно из названий: «Рубка леса», «Лесной ручей», «Лесная глушь», «Сосновый бор», «Корабельная роща». Лес, лес, лес...
Друзья в шутку прозвали Шишкина лесовиком, а в журналах и газетах писали о нем «царь леса». Вот знаменитое «Утро в сосновом лесу» — картина, знакомая всем с детства: медвежье семейство резвится в глухой чаще, окутанной легкой дымкой. Тихо вокруг, природа только-только пробуждается ото сна и оживает под первымилучами солнца... Чудо!
Творчество Шишкина в поколениях русских людей воспитывало патриотическое чувство гордости за свою отчизну. Недаром известный критик -искусствовед В.В. Стасов назвал его художником народным.
«Урок одного слова» фактически позволяет создать лингво-культурный портрет
«ключевого слова» (концепта) национальной культуры и способствует формированию культурологической компетенции, коммуникативных навыков и развитию языковой личности младшего школьника.
В среднем и старшем звене школы такие уроки могут быть обогащены новыми страничками (этапами работы), новыми методами и приемами работы со словом.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М., 1844.
2. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. М., 2009.
3. Новикова Т.Ф. Урок одного слова: путь от значения к смыслам / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. 2012.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестн. образования. 2009. No 3.
5. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, време
ни, восприятия). М., 1994