Использование мобильных и интерактивных технологий
на интегрированных уроках Музыки и Изобразительного искусства
Дашкова Галина Евгеньевна,
учитель музыки ГБОУ школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Современные дети живут в условиях повсеместного Интернета и использования мобильных устройств. Они не помнят другой жизни – без смартфонов, планшетов и всемирной сети. Развитие мобильных и интерактивных технологий бросает нам определенные вызовы. Мобильные технологии все активнее интегрируются в систему традиционного образования – оно трансформируется и оптимизируется.учитель музыки ГБОУ школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Использование новых технологий при обучении в школе является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции учителем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Основным источником обучения является опыт педагога. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.
Прежде всего – пассивность обучающегося во время занятия, его функция – слушание, в то время как педагогические и социологические исследования показывают, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа. Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельность.
Мобильное обучение не существует отдельно от традиционной системы обучения, поскольку это - технология, способ обучения. Мобильные технологии все больше интегрируются в систему традиционного образования: происходит трансформация и оптимизация традиционного обучения. С точки зрения выбора ученик становится более свободным: он имеет возможность выбирать самостоятельно. Кажется, это нонсенс?! Это возможно! Мобильное обучение осуществляется с применением разнообразных мобильных устройств. Мобильное обучение не зависит от времени, оно не ограничено рамками 45-минутного урока. Мобильное обучение не зависит от «географического положения» ученика и учителя. Мобильное обучение позволяет нам расширить границы обучения, сделать их гибкими, позволяет вовлечь учащегося в постоянное обучение для дальнейшей перспективы обучения в течение всей жизни.
Наличие системы и методики применения мобильных устройств в учебном процессе позволяют педагогу персонализировать учебный процесс и органично встроить мобильное обучение в нашу традиционную классно-урочную систему. То есть мобильное обучение в данной ситуации — не вопреки. В грамотном сочетании мобильного обучения и традиционного, традиционное обучение становится более интересным и более эффективным. Интенсивность мобильного обучения значительно выше, чем у традиционного. В ситуации мобильного обучения ребенок "подключается" к обучению в удобный для него момент.
Мобильное обучение даёт возможность общения не только с одноклассниками, но и с ребятами из других школ, из других районов, из других регионов России, из других стран. Эти свойства рождают ряд преимуществ для мобильного обучения: Гибкость, Контекст, Адаптивность, Оптимизация, Персонализация, Вариативность, Непрерывность.
В результате, мобильное устройство становится партнёром. Персональное мобильное устройство позволяет создать для ребёнка персонализированную адаптивную образовательную среду, которая, в свою очередь, позволяет учащемуся добиться лучшего результата, найти и развить новые направления деятельности.
В отличие от традиционного, мобильное обучение может предполагать свой результат, свою цель для каждого ребенка. В данном случае, метапредметные, личностные и предметные результаты формируются не на целый класс, а на каждого ребенка в отдельности.
Ситуация, когда в классе 28-30 детей смотрят друг другу в затылок, и перед ними выступает учитель, как артист на сцене, будет постепенно меняться, хотим мы этого или нет. Роль учителя постепенно меняется. Мы становимся не актерами на сцене, передатчиками информации, мы становимся друзьями учеников, мы помогаем ученикам самостоятельно искать информацию, осваивать ее. И, конечно же, мы сохраняем те личные отношения, которые у нас складываются с учениками, ведь на это у нас остаётся больше времени. Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной.
Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact – взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель – ученик», или «учитель — группа учащихся (аудитория)».
При интерактивном обучении, в дополнение к этому, диалог строится как взаимодействие: «ученик – ученик» (работа в парах); «ученик – группа учащихся» (работа в группах); "ученик – аудитория” или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах); «ученик – компьютер»; «ученик – художественное произведение» и т.д.
К интерактивным технологиям обучения в современных школах относят мобильные технологии, интеллект-карты, метод 6 шляп, и др. Если в традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. При этом ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Использовать интерактивные методы и мобильные технологии можно на любом предметном материале, и позволяют нам, как учителям, моделировать различные задания с включением интерактивных методик. Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, Сетевые сервисы позволяют реализовывать системно – деятельностный подход на уроках и внеурочной деятельности, позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для учащихся, а, следовательно, повысить интерес к обучению. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата быстроте его обработки. Наиболее перспективным претендентом на роль такого инструмента являются мыслекарты( карты ума, карты разума или Mind Maps), разработанные и широко пропагандируемые Тони Бьюзеном.
Мыслекарты – это схемы, которые используют ключевые понятия(визуальные метафоры) для организации информации. На уроках ИЗО и Музыки для создания интеллект-карт мы используем программу X-Mind. После знакомства с параграфом учебника, учащиеся определяют содержание темы, границы контекста и приступают к созданию индивидуальной карты на листах бумаги.
Следующим этапом работы с картой является формирование глоссария,т.е. сославление перечня терминов и понятий, которые используются при изучении данной темы и раскрытия их смыслового содержания. Например, при изучении темы «Опера. Знаменитая цыганка Кармен», учащиеся выделили следующие термины и понятия : опера, премьера, увертюра, либретто, ария. После прослушивания музыкальных фрагментов и другой информации из разных источников (видеозапись, аудиозапись, доклады учащихся и т.д.), учащиеся переходят к сокращению объема информации при сохранении смыслового содержания. Делят информацию на части по смыслу, выделяют главную мысль в каждой части, выбирают ключевые слова, иллюстрации, необходимые для заполнения интеллект-карты. После составления интеллект-карты, учащиеся объединяются в группы для разработки заданной учителем ветви информации.
На основе текста учебника «Опера «Кармен»-самая популярная опера в мире» учащиеся составили коллективную интеллект-карту: (рис.1). Урок музыки и изобразительного искусства : «А.С.Пушкин в музыке и ИЗО»; (рис.2)
Использование технологии создания QR- кодов на уроках Музыки и ИЗО:
На уроках музыки и ИЗО QR-коды можно использовать на различных этапах урока. От постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы, как индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке. Данная технология направлена на мотивацию ребенка к освоению любой информации, если ее правильно подать. На организационно-мотивационном этапе урока можно использовать QR-коды как предположение, например: О какой теме пойдет речь на уроке? Какой код лишний и почему? В опросе домашнего задания может быть самостоятельная работа, диктант или тест, с применением кодов. В качестве творческого задания можно предложить учащимся придумать свой код по определенной теме, а затем посмотреть насколько детали совпадают или нет. Дать придумать 5 лучших идей, где можно использовать QR-коды в жизни человека или в школе. Лучшие идеи внедрить в практику школы.
При изучении новой темы можно прикрепить QR-коды на стикеры в учебнике и расширить пространство изучаемого параграфа, добавив в ссылки звуковые, аудио, видео-файлы, дополнительный текст, тем самым сделав любой кабинет независимым от специального компьютерного оборудования. В QR-метку помещается текст размером до нескольких страниц, который может содержать гиперссылки. Читать раскодированную метку можно как с экрана, так и с распечатки. Пример использования технологии создания QR- кодов на уроках ИЗО и Музыки-викторина «Поиск сокровищ».( рис. 3) Данную викторину мы используем еще с одной технологией, «Облаком слов».
Эту технологию можно использовать на различных этапах урока: на этапах актуализации, проверки домашнего задания в «Облака» включаем ключевые слова из правил, термины и проводим фронтальный опрос; на этапе изучения нового материала с помощью «Облака слов» учащиеся самостоятельно формулируют определение нового понятия. Для формулирования темы урока вводим в облако ключевые слова к изучаемой теме. Если ввести термины, изучаемые на уроке, то можно использовать как опорный конспект к уроку, план урока. С помощью «Облака слов» проводим дидактические игры: «Найди пару», «Исключи лишнее», «Установи соответствие». «Облако слов» используем и при подведении итогов урока, на этапе рефлексии.
Для викторин, игр на уроках используем технологию «LearningApps»: LearningApps.org является приложением Web 2.0 - это сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что можно создать аккаунт для себя и для своих учеников.
Созданные интерактивные модули можно использовать в разных видах. Можно просто открыть на сайте в разделе мои приложения, можно использовать ссылки полноэкранного представления, можно вставлять в свои сетевые блоги, сайты. Можно даже скачивать в виде готового модуля и вставлять для проигрывания в системы дистанционного обучения. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) имеют свою ценность, а именно интерактивность. Пример викторина «Стучит, гремит кикимора» к интегрированному уроку « Образ добра и зла в музыке и изо» .
Для младших школьников интересен виртуальный мультипликационный персонаж, созданный в сервисе «Voki». На уроках музыки и изобразительного искусства он «работает» за учителя: задаёт вопросы, задания, хвалит учащихся за правильные ответы и др.
Пример интегрированного урока: «А.С.Пушкин в музыке и изобразительном искусстве» Мультипликационный персонаж задает вопросы о композиторе, который написал оперу ( Н.А.Римскй-Корсаков), о трех чудесах, которые встречаются в сказке, о художниках, которые иллюстрировали сказку ( И.Я.Билибин, Н.А.Богатов, Г.А.Спирин).
Технология «edpuzzle» это бесплатный он- лайн сервис. С его помощью можно легко монтировать видео, добавляя голосовые и текстовые комментарии, создавая задания, буктрейлеры, опросы викторины. Сервис также предоставляет возможность контроля за деятельностью учеников, созданного «Класса»: учителю доступна статистика выполнения задания учениками и контроль за их деятельностью. Возможна организация групповой работы. Мы используем технологию « edpuzzle» на различных этапах урока. Варианты использования данного сервиса на уроках – это творчество учителя. Ведь каждый из нас преподносит один и тот же материал по-разному, и каждый найдёт свою педагогическую изюминку. Примеры использования технологии- урок изобразительного искусства в 3 классе тема «Жанры в искусстве» мультфильм Г.Гладкова «Пластилиновая ворона». музыки в 7 классе тема «Симфоническая музыка» Л.В.Бетховен «5 симфония» , урок музыки в 3 классе « В каждой интонации спрятан человек. На прогулке» . В рамках темы «Жанры в искусстве» на примере мультфильма «Пластилиновая ворона» учащиеся на этапе актуализации знаний получают представление об основных жанрах в изобразительно искусстве и о художественных произведениях , в которых представлены разные жанры( портрет, пейзаж, натюрморт).
В обучении изобразительному искусству и музыки одной из главных задач определяется развитие навыков сотрудничества в художественно-творческой деятельности, способности к познанию мира через чувства и эмоции. Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе.
Как показывает практический опыт, приёмы и методы интерактивных технологий на уроках ИЗО и Музыки позволяют реализовать идею сотрудничества педагога и учащихся, а также самих учащихся между собой, учит их конструктивному взаимодействию, создаёт благоприятную психологическую атмосферу во время урока.
Литература
Подласый И.П. Педагогика.Новый курс:Учебник для студ.вузов:В 2 кн.М.:ВЛАДОС, 1999.Кн.1:Общие основы. Процесс обучения.-576с.
Телеева Е.В., Качалова Л.П.,Качалов Д.В. Педагогические технологии. Шадринск,2003
https://learningapps.org/ технология «LearningApps»
https://www.sheremetev.info/content/stati-section/programmy/xmind-3-2-1-russkaya-versiya-skachat-besplatno/ технология «Интеллект-карты»
http://qrcoder.ru/ технология создания QR- кодов
https://www.voki.com/site/index технология «Voki».
https://edpuzzle.com/media/5bfec171b2e3a040d60af76f технология «Edpuzzle»