Классный час
Космическое путешествие
Дымыд Мария Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №560
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели:
1. Предоставить детям информацию о великих достижениях нашего народа в освоении космического пространства, расширить знания о профессиях.
2. Развивать познавательный интерес учащихся, исследовательские навыки, совершенствовать устную речь, коммуникативные способности.
3. Воспитывать активную жизненную позицию, духовно - нравственные качества личности каждого ученика, самоуважение и чувство гордости за свою страну, свой народ.
Оборудование:
1. средства ИКТ (ПК, интерактивный экран);
2. 3 конвертика с заготовками геометрического материала;
3. 3 шарика или мячи;
4. воздушный шарик;
5. затемнение на окнах;
6. электрогирлянды елочные;
7. музыкальные диски;
8. 30 картонных звездочек;
9. портреты известных космонавтов.
Ход классного часа:
I. Рефлексия.
-Внимание! Внимание! Сегодня к нам на классный час пришли гости. Уж очень им любопытно, чем это мы занимаемся на классных часах! Ребята, а помните, мы о чем всегда договариваемся, перед тем как начать какое-нибудь важное дело?
-Правильно! Не ссориться, не обижать друг друга не то, что словом, даже взглядом! Потому что мы учимся культурному и вежливому общению.
-Встаньте в круг по группам вот каждой группе шарик. Передавайте его соседу, называя его двумя или тремя именами. Как можно по-разному назвать имя «Таня». Верно: Таня, Танечка, Танюша.
II. Вступительное слово.
-Ребята! С какими профессиями вы уже ознакомились на прошлых классных часах?
-Правильно. Помните, как мы ходили на экскурсию в пожарную часть? А в библиотеку?
-Какие еще профессии узнали? А угадайте о чем сегодняшний классный час. (загадка)
-Кто это? Что вы о нем знаете?
- Так о чем наш классный час?
Правильно! О профессиях, связанных с космосом.
12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Это событие поразило весь мир! В этом году исполняется ровно 50 лет полету человека в космос. С тех пор в космосе побывало около 500 человек .
Сегодня мы познакомимся с двумя космическими профессиями: КОСМОНАВТ и с тем, кто конструирует космические корабли. Да, это инженер- конструктор, а затем на авиационных заводах рабочие, специалисты их изготавливают из металла и других материалов. Какого российского конструктора вы знаете? -Это советский инженер-конструктор, первый ракетостроитель, академик Сергей Павлович Королев.
III. Работа в группах.
-Предлагаю вам побывать инженерами-конструкторами. Но только вы должны знать, что инженер-конструктор – очень грамотный и умный специалист. Ведь, чтобы построить такой сложный механизм, как космический корабль, ему приходится чертить чертежи, делать очень сложные расчеты. Ну а если он в своих расчетах ошибется хоть на миллиметр, ракета не взлетит, а еще хуже, если взлетит и взорвется в воздухе вместе с экипажем!
Вот вам части кораблей, делайте расчеты и стройте в своих группах, но не забывайте о самом главном. О чем? (не ссориться, не обижать друг друга, уступать, быть вежливым, терпеливым)
(На частях «кораблей» математические выражения: х+у=а , у= ? 18-3= 10+3= 20-7= 13-4= ...)
У каждой группы по 7 математических выражений. Надо правильно вычислить, записать ответы, придумать название своему кораблю.
IV. Демонстрация моделей.
-Молодцы! И с этим заданием вы справились!
V. Коллективное конструирование космического корабля.
-А сейчас предлагаю построить корабль для всего нашего класса. Он будет огромным, и я предлагаю его построить на нашем космодроме. Кто знает название космодрома, откуда взлетают российские ракеты и корабли? (Байконур, Капустин Яр, Плесецк, Свободный)
-Но прежде чем начать конструировать, вы должны в группах договориться, кто будет отвечать на вопрос. А вопрос такой: какими качествами должен обладать космонавт?
-Каким он должен быть? (сильным, смелым, образованным, здоровым, специалистом своего дела, без вредных привычек, спокойным, уравновешенным)
-Назовите известных космонавтов. (Алексей Леонов, В. Терешкова, Сергей Крикалев, С. Савицкая, Андриан Николаев, Валерий Поляков)
-Кто из космонавтов дольше всех работал в космосе? (Валерий Поляков –437 суток 18 часов, Сергей Крикалев - в общей сумме, за 6 полетов налетал 803 суток 9часов 39 минут)
-Какие известные космические корабли вы знаете?
«Восток», «Восход», «Союз», «Мир», «Молния», «Луна», «МКС»
Корабль для нашего класса построен!
Центр подготовки космонавтов начинает свою работу!
Для полета в космос нужны (хором)
сильные, смелые, образованные, здоровые, специалисты своего дела, без вредных привычек, спокойные, уравновешенные молодые люди!
Есть желающие?
VI.Физминутка
-Все стали в круг. Начинаем подготовку. Выполняйте точно все движения нашего командира под музыку. Конкурс пройдут только самые успешные!
(Под музыку дети выполняют движения командира)
VI. «Полет» в космос.
-Молодцы! Все точно выполняли упражнения. Экипаж 2 класса! Вы являетесь первыми космонавтами, которые полетят в космос прямо из нашей школы! Занять свои места! Вспомним основные правила, которые нам пригодятся даже в космосе: не ссориться, не обижать друг друга не то, что словом, даже взглядом! Потому что мы учимся культурному и вежливому общению.
-Надеть скафандры! Пристегнуть ремни! Приготовиться к старту! Счет от 10 до 1, а потом «Пуск!»(выключен свет, включена музыка, иллюминация. Наша ракета ускоряется и вырывается из атмосферной оболочки и гравитационного поля! Мы находимся на околоземной орбите! Посмотрите в иллюминаторы: наша планета все дальше и дальше от нас.
-В космосе можно встретить множество метеоритов и астероидов - это обломки планет. Они могут быть опасны при столкновении с кораблем.
-Обратите внимание: мы полетаем мимо млечного пути- это сияние множества малых звезд на небе.
-А сейчас посмотрите в другой иллюминатор: Это наша планета Земля. Правда, как глобус, в форме шара?
VII.Физминутка
-Ребята, наш корабль делает вынужденную посадку на незнакомой планете. Посмотрите, какая здесь почва, нет ни растений, ни животных.
Космонавты со станции МКС предлагают нам выйти в открытый космос. А знаете ли вы, что в космосе все предметы, в том числе и человек, становятся невесомыми? Как, например вот этот воздушный шарик. Представьте себя вот такими же легкими, как этот шарик. Поиграем в игру «Невесомость». По моему сигналу вы то находитесь в состоянии невесомости, то выходите из него. ---Покажите, какие движения у вас получатся в состоянии невесомости. Верно, движения будут замедленные. А на Земле? И так, начали: невесомость!
VIII. Заключение.
-Ребята, пора нам обратно на родную Землю!
-Экипаж! Занять свои места! Пристегнуть ремни! Внимание! Пуск!
-Посмотрите в иллюминаторы: сколько звезд!
-Внимание, внимание! Наш космический корабль удачно приземлился! Поздравляю, мы на Земле!
-Ребята, что нового вы узнали сегодня?
-Что вам понравилось?
-Получилось ли у вас дружно поработать в группах?
-Кому захотелось больше узнать о космосе, о профессиях, связанных с космосом?
-На память о нашем полете, я подарю вам звездочки! Командиры групп получите звезды!