Занятие в группе продлённого дня
Путешествие в страну сказок
Климаненко Галина Михайловна,
воспитатель группы продленного дня ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Форма проведения: клубный часвоспитатель группы продленного дня ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
В последние годы группы продлённого дня в общеобразовательных учреждениях являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития, так как родители большую часть дня работают.
На развитие младших школьников значительно влияет социальная среда, в которой они вращаются – это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди, с которыми им приходится сталкиваться.
Дружба обогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема особенно актуальна при проведении занятий в группе продленного дня в начальной школе.
Цель:
- формирование добрых отношений между детьми в группе
- развитие стремления быть терпимым в обществе людей
- воспитания уважения другкдругу
- воспитывать доброту, отзывчивость, чувство дружбы и товарищества
- побуждать детей к самовоспитанию нравственных качеств
- расширять знания детей о сказках
- принцип активности
- принцип доступности
- принцип психологической комфортности
- чтение русских народных сказок
- рисование и раскрашивание иллюстраций к сказкам
- изготовление книжек-малышек
- инсценировка русских народных сказок
- конверт с вырезанными фигурками
- карта путешествия
- костюмы героев сказок
- карточки с заданиями
- правила работы в группе
- мультимедийный проектор
- мелодия «В гостях у сказки»
- блокнотики для записи о прочитанных сказках
- выставка книг
Путешествие в страну сказок
I. Этический заряд
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, какое солнышко на улице.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу! Садитесь.
II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну сказок.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ творец, народ мудрец.
В неё мечту свою вложил
Как золото в ларец.
III. Путешествие.
Итак, мы начитаем наше путешествие в страну сказок.
Все скорее становитесь
Дружно за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Путешествие в сказку
Будем начинать.
- Посмотрите на предмет у меня в руках.
- Назовите его.
- Для чего он нужен?
Правильно, это карта. По ней мы будем путешествовать по Стране сказок, выполняя задания. Но на пути нам встретятся препятствия, и их нужно будет преодолеть.
Преодолевая препятствия, Вы будете получать паззл из сказки. Закончив путешествие, Вам нужно будет собрать паззлы в картинку, узнать сказку и показать ее.
Давайте повторим правила поведения во время путешествия (правила работы в группе)
1. Начнём своё путешествие от сказочного дерева.Чтобы получить первый паззл, надо ответить на вопросы Сказочного дерева.
Дерево: Здравствуйте ребятки? Куда путь держите?
Дети: Здравствуй дерево, мы путешествуем по стране Сказок.
Дерево: Ребята, а когда же появились сказки? Вы знаете? (Давным-давно). Правильно! Сказка родилась давным-давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Дерево: Свой путь вы сможете продолжить, если выполните мои задания.
Воспитатель: Выполним задания дерева?
Дети: Да.
Дерево: Дайте определение, что такое сказка?
Дети отвечают.
Дерево: Молодцы!
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел.
Воспитатель: Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями.
Дерево: Знаете ли Вы, кто писал русские народные сказки?
Дети: Народ.
Дерево: Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Дерево: На какие группы можно разделить сказки?
Дети: Сказки о животных, бытовые и волшебные.
Дерево: Сказки о животных, о чём они?
Дерево: Кто герои этих сказок?
Дерево: Сказки бытовые, о чём они?
Дети: В бытовых сказках передается жизнь народа. В бытовой сказке с уважением относятся к хорошим, умелым работникам, и высмеиваются неумехи, лодыри.
Дерево: Кто герои этих сказок?
Дерево: Сказки волшебные, о чём они?
Дети: Волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев.
Дерево: Кто герои этих сказок?
Дерево: Вы на все вопросы ответили правильно, и теперь смело можете путешествовать по стране Сказок. До свидания! Вот возьмите паззл, он Вам пригодится.
Воспитатель и дети: Спасибо.
2. Продолжаем путешествие. Следующая остановка у дуба, где живёт Учёный ворон.
Дети: Здравствуй, Ворон.
Ворон: Кар-кар-кар. Здравствуйте.
Воспитатель: Ворон, мы путешествуем по стране сказок.
Ворон: А вы знаете структуру сказок?
Дети: Да.
Ворон: С интересом хочу проверить.
Дети: Да.
Ворон раздает карточки. Дети на время составляют структуру сказки.
Ворон: Вы все отрывки определили правильно, и теперь можете смело путешествовать по стране Сказок. До свидания! Кар-кар-кар. Вот возьмите паззл, он Вам пригодится.
3. Следующая остановка на поляне сказок о животных.
Воспитатель: Продолжаем путешествие. Вот мы и на полянке. Нас встречают сказочные герои. Кто эти сказочные герои, из каких они сказок?
(На полянке ЛИСА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ)
Дети перечисляют и называют сказочных героев.
Воспитатель: Здравствуйте, герои сказок о животных. Мы путешествуем по стране сказок.
Звери: Здравствуйте! А мы ждём путешественников и задаём им вопросы. Если Вы читали сказки о животных, то тогда сможете ответить на вопросы викторины.
Герои сказок о животных задают вопросы. Дети отвечают.
Вопросы Лисы:
- Кто и как обманул Колобка?
- Кто выгнал Зайчика из дома?
- Кто посоветовал Волку ловить рыбу хвостом?
- Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?
- Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
- На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?
- Каким именем называют Лису в сказках?
- Кто раздавил Теремок?
- Где хранил Медведь мед, в сказке «Медведь и лиса»?
- Какого цвета была чашка у мишутки?
- Кто нес девочку и пирожки в коробе?
- В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли? Что за сказка?
- Какое животное обнаружило теремок в лесу?
- Какими именами называют Медведя в сказках?
- Кого из дома выгнала Лиса?
- Кого первым встретил Колобок?
- Кто помог зайцу освободить дом?
- Кто хвастался на пеньке?
- Кто самый трусливый в сказках?
- Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?
- Какими именами называли Зайца?
- Почему волк остался без хвоста?
- Кто хотел обмануть козлят?
- Где спрятался седьмой козлёнок от волка?
- Кто говорил: Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!?
- Кого колобок встретил вторым?
- Какими именами в сказках называли Волка?
- Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?
Воспитатель и дети: До свидания.
Воспитатель: Сейчас я вас тоже проверю. Я проведу игру «Исправь ошибки».
Воспитатель проводят игру «Исправь ошибки».
4. Конкурс «Исправь ошибки».
Глаша и медведь – Маша и медведь.
Волк и семеро ягнят – Волк и семеро козлят.
Петушок и гороховое зёрнышко – Петушок и бобовое зёрнышко.
Зайкина хлопушка - Зайкина избушка.
Погребок - Теремок.
Как киса училась летать – Как лиса училась летать.
Лисичка с кастрюлечкой – Лисичка со скалочкой.
Журавль и капля – Журавль и цапля.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно ответили и за это Вам ещё паззл. Он вам тоже пригодится.
5. Следующая остановка "Дом с завалинкой"
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие. Перед нами дом с завалинкой. Давайте присядем на завалинку и постараемся все отгадать. (включает слайды)
А что такое завалинка?
Воспитатель: Нас встречает, новый персонаж из сказки.
Герои бытовых сказок.
Солдат: Ребята, а кто я, персонажем каких сказок являюсь? Свой путь вы сможете продолжить, если узнаете, кто из героев выполнял разные действия или произносил заветные слова, и скажете из какой они сказки.
Вопросы солдата:
- Какие продукты я попросил у старухи, чтобы сварить кашу из колющего предмета?
- Как называется сказка?
- Как мужик разделил гусей?
- Как называется сказка?
- Кто разбил драгоценное яйцо? Как называется сказка?
Бабка: У меня есть книга с иллюстрациями нескольких сказочных героев, отгадайте из какой сказки они?
(Бабка показывает иллюстрации, дети называют героев и название сказки.)
Вопросы внучки:
Внучка: Я с Вами поиграю в игру «Думай и быстро отвечай».Вам надо по трем словам отгадать сказку:
- Лиса, скалочка, курочка (« Лисичка со скалочкой»).
- Медведи, девочка, кровать (« Три медведя»).
- Барин, мужик, гусь («Как мужик гусей делил»).
- Бабка, топор, солдат ( «Каша из топора»).
6. Остановка "В Тридесятом царстве"
Воспитатель: Мы продолжаем путешествие по стране сказок в Тридесятое царство.Здесь нас встречают новые герои сказок.
Что это за герои, и из каких они сказок?
Дети: (перечисляют и называют сказочных героев):
Царевна-Лягушка, Иванушка, Емеля, Елена - Прекрасная Сестрица - Алёнушка задают загадки.
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зелёной кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят.
Бабушка в лесу живёт,
Травы, зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает
Из кости её нога
И зовут её ….
А этот сказочный злодей
Наводит ужас на людей.
Невест он любит похищать,
В подвалах золото держать.
Он не боится никого!
Скажите, как зовут его?
Воспитатель: Сейчас я проверю Ваши знания о волшебных сказках.
Проводит игры (задания на компьютере)
- «Дополни Имя», слайд
- «Третий лишний» слайд
- «Сказочный ларец» (задания наразрезных карточках)
Если вам понравилось наше путешествие, возьмите положительных героев сказок и поселите на сказочной поляне, а если не понравилось, возьмите отрицательных героев.
На этом наше путешествие подошло к концу. Мы покидаем страну сказок, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране, в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.
V. Подведение итогов
(дети собирают пазлы и инсценируют сказку, которая получилась)слайд
VI. Рефлексия
За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать «Спасибо!»- хочу.
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарочки всем подарю
(сказочным героям вручают блокнотики для записи о прочитанных сказках)
Для постановок сказок использовались сценарий сказки «Каша из топора» (https://multiurok.ru/files/stsienarii-skazki-kasha-iz-topora.html) и сценарий сказки «Теремок» Марьяны Чорновил (http://www.vseodetyah.com/article.html?id=397&menu=parent)