Устный журнал по творчеству А.Л. Барто
Бесшапошникова Марина Петровна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №471 Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся 1 класса с детской поэтессой, её жизнью и творчеством; расширить кругозор, развивать память, наблюдательность; воспитывать любовь к чтению, заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентации, выставка книг, детские рисунки .
Ход мероприятия
1. (слайд №1 )Видеозапись стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто
Учитель: - Знакомы ли вам эти стихи? Кто их автор?
2.(слайд №2)
- Впервые вы встретились с её стихами, когда были совсем ещё маленькими, и мамы читали вам стихи, но Агния Львовна Барто была не только поэтом. Жизни и творчеству этого замечательного человека посвящается наша сегодняшняя встреча.
3.(слайд №3)
Ученик: -Родилась Агния Львовна Барто 4 февраля 1906 года в Москве. Её отец, Лев Николаевич Волов, был известным ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична, занималась домашним хозяйством. В их доме всегда было много животных, которых лечил её отец.
(слайд №4)
Ученик: - Лев Николаевич очень любил писателя Толстого и по его детским книжкам учил дочь читать. Она рассказывала про свое детство: «Помню, как отец показывал мне буквы, Учил меня читать по книжке Льва Толстого, с крупным шрифтом. Родные шутили, что, едва мне исполнился год, отец подарил мне книгу «Как живет и работает Л.Н.Толстой».
Ученик: -Воловы считали, что их дочь должна получить хорошее образование. Поэтому Агнию чуть ли не с пелёнок учили французскому языку. Когда девочка подросла, отец отвёл её в балетную школу. Агния Львовна закончила её, но балериной не стала, ей больше нравилось сочинять стихи.
4.(слайд №5)
Учитель: -Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. В своих стихах она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Хорошо зная детей, Поэтесса подмечала у них хорошее, и плохое. Хорошему радовалась, а над плохим смеялась.
(слайд №6 «Иностранная страничка»)
Учитель: -Стихи Агнии Барто известны среди взрослых и детей всего мира. Хотите услышать стихотворения, знакомые вам с раннего детства, на английском языке? В этом нам помогут ученики вторых классов.
( дети читают на английском языке стихи: «Самолёт», «Грузовик» «Таня» )
1.THE LORRY
-Now we all are very sorry:
We put Pussy in the lorry;
Pussy didn’t like the ride-
So! The lorry’s on its side.
2. THE AEROPLANE
-We will build a plane and soar,
Over woodland, sea and shore,
Over woodland, sea and shore,
And fly back to Mum once more.
3.THE BALL
-Little Tanya’s sadly sobbing,
On the waves her ball is bobbing.
Don’t cry your eyes out so:
Rubber balls don’t drown, you know.
Ученик: – Многие считают, что стихотворение «Наша Таня громко плачет» посвящено её дочери, но это не так. Стихотворение было написано за три года до рождения дочери Татьяны. Агния Львовна посвятила всего два стихотворения своим родным. Стихотворение «Капризные ерши» она посвятила старшему внуку, Владимиру. "Мы не заметили жука" — внучке Наташе. Цикл стихов "Вовка-добрая душа" — возможно, тоже посвящение внуку.
5.(слайд № 7 «Разговор с поэтессой»)
Учитель: - Писательница часто встречалась со всеми маленькими читателями. Она читала им свои стихи. Предлагаем вам посмотреть интервью с Агнией Барто.
( Просмотр отрывка интервью с писательницей)
6.(слайд №8 « Театральная страничка»)
Учитель: -Некоторые стихи Барто легко превратить в инсценировку. И мы взялись за дело. А что из этого получилось - увидите сами.
( Инсценировка стихов: «Любитель рыболов», « Зарядка», «Я знаю, что надо придумать», " Доска, мел и мокрая тряпка", «Перепляс» )
Ученик 1: - «Я знаю, что надо придумать»
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета ,
И сразу зима
Превращается в лето.
Ученик 2: - «ЗАРЯДКА»
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.
Ноги наши
Быстрые,
Метки
Наши выстрелы,
Крепки
Наши мускулы
И глаза
Не тусклые.
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд
Ученик 3: -«ЛЮБИТЕЛЬ-РЫБОЛОВ»
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля",
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Песенка чудесная -
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается...
"Тра-ля!
Ученик 4: - Сегодня классная доска
Сказала мелу свысока:
- Смотри, с меня не сводит глаз
Весь класс!
А ты - пачкун!
Спасибо мокрой тряпке,
Что стерла за тобою грязь:
Твои каракули, крючки, царапки!
- Эх ты, хвастунья! -
Тряпка возразила. -
В тебе ли сила?
Когда бы не писал слова и цифры Мел, -
Никто бы на тебя и не смотрел!
Ученик 5: - «ПЕРЕПЛЯС»
Возле дома, на лугу,
В полдень — репетиция.
Пляшет, кружится в кругу
Катя круглолицая.
А за ней выходит Маша,
То поводит плечиком,
То рукой она помашет,
То платочком клетчатым.
Друг за другом
Встали в пары
Две Варвары,
Две Тамары,
А с плясуньей
Настенькой
Мальчик
Коренастенький!
Пляшем мы на совесть,
К празднику готовясь!
Чок! Чок!
Каблучок!
Заработаю значок
Лучшего танцора!
Чок! Чок!
Каблучок
Оторвется скоро!
7.(слайд №9 «Словарь вежливого человека»)
Учитель: - Есть у Агнии Барто книга, написанная вместе с
актрисой Риной Зелёной (фото на слайде) Называется она " Пёстрые страницы». В самом начале книге помещён " Словарь Вежливого человека». Прочитав его, ребята научатся правилам вежливости, дисциплине, стойкости, уважения к труду.
( Дети выходят парами. У одного на плакате буква, у другого – слова )
Ученик : - «А». «Ага».
Этим словом некоторые школьники пользуются неправильно, заменяя им слова «да», «спасибо» и другие слова.
Вот, например:
Ты чаю хочешь?
- Ага.
- Твоя мама выздоровела?
- Ага.
Однажды иностранец, два года изучавший русский язык, после разговора с одним школьником воскликнул: «зачем же я выучил столько русских слов? Оказывается, достаточно знать одно «ага», чтобы отвечать на все вопросы».Согласны вы с нами , ребята?
Ученик : - «П». «Пожалуйста».
Вежливый человек произносит слово «пожалуйста» в среднем не менее 12-15 раз в день.
Но… если ты в ответ на чью-то просьбу о помощи вежливо скажешь: «Пожалуйста, будь любезен, оставь меня в покое», - ты окажешься грубым невежей.
Ученик : -"Т" ." Тише "
Иногда в школе слово "тише" произносится очень громко. Все одновременно кричат : "Тише! Тише!", создавая этим невообразимый шум.
8. (слайд №10 « Сценарист и режиссёр»)
Учитель:- После выхода в свет поэтического цикла " Мои игрушки " " Фонарик", " Машенька" и др. А. Барто стала одним из самых известных и любимых детских поэтов, а её талант был отмечен К. И. Чуковским. Но не только этим знаменита Агния Львовна : по её сценарию были сняты такие кинофильмы: " Подкидыш ", " Слон и верёвочка ", " Алёша Птицын вырабатывает характер ".
( Демонстрация отрывка из фильма « Алёша Птицын вырабатывает характер»- реж. А. Барто.)
9. (слайд №11 «Помогай всем, кому способен помочь»)
Учитель:- Некоторые из этих сценариев были созданы до, - некоторые после войны. Кто - нибудь знает о том, чем ещё занималась Агния Львовна после войны?
( Высказывание детей и взрослых )
Ученик : - В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором огромного движения по поиску разлучных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявших родителей по детским воспоминаниям. Через программу " Найди меня " на радио " Маяк" удалось соединить около 1000 семей. За свою писательскую и общественную деятельность была вознаграждена многочисленным медалями и орденами, (фотографии из передачи " Найди меня")
10.( слайд №12 "Попутчик нашего детства")
Учитель:- - Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь. Её имя присвоено одной из Малых планет.
В своей автобиографии Агния Львовна писала: “Я никогда не ощущаю, что пишу только для детей. Ведь ребёнок растёт с каждым днём, а стихи остаются у него в памяти, и он, возвращаясь к ним, каждый раз понимает их по-новому. Ребятам я говорю, что пишу для них “из хитрости” - ведь дети обязательно вырастут, а стихи запомнят и ещё своим детям, потом прочтут, вот стихи и проживут долго”.