Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Информационно-методический Центр

 

Тема доклада:

Организация внеурочной деятельности по программе
«Путешествие по Санкт-Петербургу»

2 класс

Абакумова Людмила Васильевна,
учитель высшей квалификационной категории, к.п.н.
ГБОУ  СОШ №352

 

Санкт-Петербург

2014г.


      

1. Вступление.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которые обеспечат воспитание свободной личности.

Внеурочная деятельность осуществляется   по основным направлениям:

спортивно-оздоровительном, общекультурном, социальном, духовно-нравственном, общеинтеллектуальном.

Одна из приоритетных задач нового Федерального государственного стандарта общего образования - это духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся младших классов

2. Основная часть.

Особенности рабочей программы «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Изучение учащимися  2 класса курса «Путешествие по Санкт-Петербургу» относится к духовно-нравственному  направлению внеурочной деятельности.

 Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Путешествие по Санкт-Петербургу» для 2 класса разработана на основе авторской программы по школьному курсу «История и культура Санкт-Петербурга» Е.В. Дмитриевой и авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К.Ермолаевой.

 

ПрограммасоставленавсоответствиистребованиямиФедерального государственного  образовательногостандартаначальногообщего образованияиобеспеченаУМК:   учебником«Санкт-Петербург»Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Выпуск первый.

 

 

Цели программы:

·воспитание эстетического восприятия;

·расширение эмоционально- чувственной сферы учащихся;

·пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

       Содержание программы предполагает решение следующих задач:

·знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;

·формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

·обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

·выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

В курсе для 2 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях  города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

             Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия (Приложение №1):

 

           

Для  изучения  курса «Путешествие по Санкт-Петербургу» во внеурочное время во 2-А классе отводился  51часвполугодие  (3часа  внеделю).

  В 2013-2014 уч. году по данной программе во внеурочное время я занималась с 15 учащимися класса.

  Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

 Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.

Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть  почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

Непростая задача знакомить малышей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенкасуществуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на занятиях, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

Занятия с учащимися 2 класса, осуществляемые по программе «Путешествие по Санкт-Петербургу»  направлены на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга:   поведением и отношением петербуржцев к своему городу,  ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

Таким образом, целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве и воспитание у детей стремления хранить и приумножать культурные ценности родного города.

В свете новых стандартов образования, именно активность обучающихся признается основой достижения. Знания не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Исходя из этого, в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.  

 

Организация внеурочной деятельности по программе

                          «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Внеурочная деятельность должна представить детям широкий спектр занятий, она должна быть ориентированна на воспитательные результаты и развитие у детей УУД.

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности.

Хочу познакомить вас с формами работы с учащимися 2 класса, которые я использовала при организации  и проведении занятий по программе внеурочной деятельности  «Путешествие по Санкт-Петербургу». (Презентация).

При организации внеурочной деятельности  по программе «История Санкт-Петербурга» использовались следующие формы работы с учащимися:.

-Познавательная деятельность(поиск информации, дополнительного материала по теме, исследовательская деятельность);

-Проблемно-ценностного общения (этические беседы, дискуссии по изучаемой теме;

-Досугового общения( тематические экскурсии в музеи, к источеским и архитектурным памятникам города: посещение выставки  «Гранд-макет «Россия», музеев Эрмитаж, Петропавловская крепость, Царскосельский лицей, парк «Александрия»);

 

 

-В форме игровой деятельности (интеллектуально-игровые занятия: «Что? Где? Когда?», «Верю- не верю», «Найди ошибки», игры-викторины (История Петропавловской крепости), интерактивные игры «Умники и умницы», ролевые игры ); отгадывание кроссвордов, ребусов, выполнение занимательных заданий).

-Социально образовательный проект(участие ребенка в создании замысла проекта)(коллективный выпуск газет «Петропавловская крепость»,»Эрмитаж»)

-Художественного творчества (Конкурсы рисунков «Город мой над Невой», «Любимый уголок нашего города», конкурс творческих работ «Строим город»).

 

В ходе проведения занятий «Путешествие по Санкт-Петербургу» индивидуальные формы работы с учащимися сочетались с коллективными формами .

Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на занятиях данного курса состоит в том, что когда дети мало общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем.

Поэтому индивидуальные формы работы с учащимися в процессе  проведения занятий по данному курсу я старалась сочетать с коллективными формами . Так при обобщении знаний учащихся по всем темам курса, дети коллективно решали занимательные задания, отгадывали кроссворды, ребусы, составляли вопросы для викторин (с вариантами занимательных заданий можно познакомиться в приложениях).

Наряду с организацией фронтальной работы с учащимися в ходе изучения курса мной применялись и групповые формы работы. Так как группа по изучению курса состоит из 15 учеников моего класса, я считала целесообразной организацию групповых форм работы на занятиях .     В процессе проведения занятий дети делились на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания по изучаемой теме. Состав этих групп был непостоянным и, как правило, различным в зависимости от выполняемых заданий. Состав групп определяется самими учениками, я только  иногда  корректировала его, учитывая интересы детей и взаимоотношения между ними.

Работа в группах приучает детей к коллективным методам  работы, а  общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, т. к. позволяет освободиться от субъективности.

Например, при обобщении знаний о достопримечательностях города детям было предложено собрать пазлы с изображением достопримечательностей. Ребята сами выбирали себе группу, в которой они работали. Самостоятельность при выборе группы и вариантов заданий способствовала тому, что дети потом с огромным интересом готовили индивидуальные  выступления об этих достопримечательностях, при этом они постарались побольше узнать интересных фактов по своей теме.

Одной из приоритетных целей современного начального образования является воспитание и развитие личности школьника в процессе формирования учебной деятельности. Ее реализация требует использования эффективных методов и приемов в обучении. К таким методам можно отнести метод проектов, который в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования.

Главные и неоспоримые достоинства этого метода- высокая степень самостоятельности , инициативности учащихся, развитие социальных навыков школьника в процессе группового взаимодействия, приобретение детьми опыта исследовательско- творческой деятельности.

 Также считаю очень эффективным использование метода проектов   во внеурочной деятельности в ходе работы с учащимися  по данной программе, т.к. применение проектного метода способствует формированию у детей универсальных ( надпредметных) учебных действий.

 

 

 

Особое место в ходе изучения курса «Путешествие по Санкт-Петербургу»   отводилось мной организации творческих проектов («Эрмитаж», «Петропавловская крепость», «Соборы Санкт-Петербурга»).

В ходе  работы над проектами  «Эрмитаж» и «Петропавловская крепость» дети посетили экскурсию в эти музеи, а  впоследствии работали над созданием газет, как форме представления результата проекта.

А в ходе работы над проектом  «Соборы СПБ» ребята не только подготовили выступление о соборах СПб, но и с удовольствием, объединившись в группы, создавали макеты этих соборов( Петропавловского собора, собора Спас на крови).Это была работа не только над информационным, но и над творческим проектом. Поэтому проекты о соборах СПб относятся  к смешанному типу проектов, в  котором одновременно присутствуют признаки разных проектов, например, в данном случае информационного и творческого.

По количеству учеников мной использовались индивидуальные и групповые проекты. Например, перед созданием газет  каждый ученик  получал индивидуальное задание по определенной теме, и после их выполнения и обсуждения полученных результатов с учителем и одноклассниками создавались  газеты, которые содержали интересную информацию о данных музеях.

Так индивидуальная работа способствовала формированию у детей потребностей и навыков самообразования. А чтобы приобретаемый опыт самостоятельной деятельности становился достоянием коллектива, считаю необходимым индивидуальные формы работы над проектами сочетать с коллективными (как, например, при работе над газетой).

Предлагаю посмотреть презентацию как представление нашей с ребятами работы по данной программе.

 

Заключение.

 Совместная работа учителя и учащихся на занятиях по курсу «Путешествие по Санкт-Петербургу» позволяет учителю почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, постоянно переживать творческий подъем, подняться на новую ступень профессионального мастерства.

Несмотря на то, что организация внеурочной деятельности по программе  «Путешествие по Санкт-Петербургу» требует больших затрат сил, энергии, времени, считаю программу педагогически целесообразной, т. к. она способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к изучению истории и культуры своего города, желанию активно участвовать в жизни города, в охране его культурных ценностей, организации своего свободного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

                                                                                        Приложение №1

 

 

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия :

            1.Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.

            2.Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.

            3.Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.

            4.Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.

            5.Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.

            6.Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.

            7.Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:

·DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер

·видеофильм "Санкт-Петербург"

·видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Приложение №2

 

Материалы к занятиям «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Загадки к занятиям Путешествие по Санкт-Петербургу»

Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?

(Петр 1)

В болоте родился,
Три раза крестился/

Я – город-герой,
Стою над Невой.

(Санкт-Петербург)

Триста лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот.
(Санкт-Петербург.)(Ю. Юдин)

Есть удивительный город, а в нем
Жители ходят ночами, как днем.
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, Можно играть,
Можно совсем не ложиться в кровать…

Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи. Это … (Санкт-Петербург)

Где разливается Нева
На реки , речки – рукава,
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева –
Там Петр Великий основал
Столицу всем на диво.
(Санкт-Петербург)

 

Как явь впились в твои туманы
Виденья трехсотлетних снов,
О, самый призрачный и стройный
Из всех российских городов!

И майской ночью в белом дыме,
И в завыванье зимних пург –
Ты всех прекрасней, – несравнимый,

Блистательный …
(Санкт-Петербург)

Мы встали очень рано,
Со мною папа с мамой,
Мы едем нынче всей семьей
Увидеть Петербург родной.
И будем долго мы гулять,
За теплоходом наблюдать,
По набережной вдоль реки,
Что отражает огоньки.
Что за река у нас течет,
Где видим белый теплоход?
(Нева)

 

Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята?

(Нева)

 

Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хоть она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени … (Дворцовая.)

 

На площади Дворцовой
Стоит он много лет…
Все им восхищаются
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы,
Украшения в алмазах…
Раньше был он для царей,
А теперь тут стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский … (Эрмитаж.)

Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей,
Города гордость и Родины всей.
(Эрмитаж.)

 

К титанам ближе подойдём
Стоят они вдесятером
И держат портик Эрмитажа.
Кто эта каменная стража?
(Атланты.)

 

На площади столпотворение!
Вот начался подъём столпа.
Пришли канаты в натяжение
Скрипят колёса… В напряжении
Притихла горожан толпа.
А вдруг неправильный расчёт?
Махина рухнет, упадёт!
Глаза рукою прикрыла дама…
Но нет! Колонна встала прямо!
Исполнен грандиозный план.
В веках прославлен Монферран.
(Александровская колонна.)

 

Свернём на Большую Морскую.
Арку увидим. Скажите какую?
Арки у нас есть любого масштаба,
Но главная – в здании...
(Главного штаба.)

 

В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
(Адмиралтейство)

Есть в Петербурге чудо – сад
Украшен кружевом оград
Дворец в нём есть царя Петра
И статуи, как божества.
В тени аллей, возле оград,
Скажите, что это за сад?
(Летний сад.)

 

Высоких не любил хорОм
Царь Пётр. И первый царский дом
Велел построить по росту
В нём по-солдатски просто
Он жил, работал и мечтал…
Был царь велик, а домик мал
(Под крышей черепичной,
Раскрашен под кирпичный).
Прошли года. Стал домик стар,
В огромный убран был футляр.
Он память о Петре хранит,
И в нём история царит!
(Домик Петра I.)

 

Там где Фонтанка из Невы
Берет свое начало,
На берегу среди листвы
Царя усадьба встала.
Архитектуры образец
Суровых тех времен –
Петра Великого дворец,
Красив и скромен он.
(Летний дворец Петра Первого)

 

Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер,
Конь, Тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовётся… (Медный всадник.)

 

Царь остров в устье указал,
И поднялИсь за валом вал
Шесть бастионов над рекой:
Нарышкин, Зотов, Трубецкой,
Головкин, Меньшиков, один
Был Государев. Шесть куртин
Сковали крепко островок.
Теперь врагов и на порог
Не пустит русская река,
Пускай смирят свирепость,
Узнав, что стала на века
Здесь… (Петропавловская крепость.)

 

Пётр диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.
(Кунсткамера.)

 

Персов и турок разбили на юге –
Отметить решили героев заслуги.
Стасов построил у южной заставы
Ворота в честь русской победы и славы.
(Московские ворота.)

 

Дорога в Россию была далека.
Вернулись домой через Нарву войска.
Под аркой прошли победители.
Цветами встречали их жители!
Тогда деревянными были ворота.
Настала пора их сменить, укрепить.
Поручена Стасову эта работы,
Сумел он отлично задачу решить.
А Клодта работа – шестёрка коней.
(Под ней расположен в воротах музей.)
(Нарвские ворота.)

 

Много лет тому назад
Появился Летний сад.
Люди знатные хотели,
Чтоб фонтаны в нем звенели.

Где же взять для них воды?
Кто спасет нас от беды?

Протекает недалеко
Не велика, не мала,
Той воды не пожалела
Речка добрая, дала.

- Мне воды совсем не жалко,-
Говорит река… (Фонтанка)

Среди культурных чистых жителей
Грязнулю видеть не хотите ли?
Он с грязной рожицей гуляет
И прохожих всех пугает.
Не жалей воды, умой-ка
Ты грязнулю, речка … (Мойка)

 

Цвета спелого томата
Кожура у тех колонн.
Это выдумка Тома де
По фамилии Томон.
(Ростральные колонны)

Огромные, красивые, из камня созданы
Колонны на Васильевском стоят.
В туман и в непогоду горят на них огни
Дорогу освещая кораблям.
(Ростральные)

 

Красивый, просторный
Широкий и большой
Идет он от Дворцовой,
Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
Задерживает путь,
По главному проспекту.
А как его зовут?
(Невский проспект)

 

Храм распахнул колоннаду дугой.
Вознесся над куполом крест золотой.
Взят пудостский камень для стен и колон
(Для храма впервые использован он).
На Невском, где всё изумляет наш взор,
Воздвиг Воронихин...
(Казанский собор)

 

Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьмя конями.
Но имя носит он не Клодта,
А полковника, чья рота
Здесь мост срубила из осины.
Недолговечна древесина…
Опоры каменными стали,
А мост всё так же люди звали
По старой дедовской привычке..
И мы зовём его…
(Аничков мост.)

 

Собору огромному равного нет.
Его возводили почти сорок лет!
Какой многотрудной должна быть работа,
Чтоб стали вокруг сто двенадцать колонн
И купол в лучах засверкал золотой!
Но кто ж архитектор? Известен вам он.
Построил в столице собор-великан
Зодчий великий Огюст Монферан.
(Исаакиевский собор.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторина «История Петропавловской крепости».

(начальная школа)

1.     Год основания Санкт-Петербурга.

1705

1721

*1703

1725

2.     Первый губернатор Санкт-Петербурга.

Зотов

Пётр1

*Меншиков

Матвиенко

3.     Как называются стены Петропавловской крепости?

*Куртины

Бастионы

Равелины

Каморы

4.     Мост, ведущий к Петропавловской крепости называется:

Михайловский

Иоановский

*Петровский

Александровский

5.     Какова высота шпиля Петропавловского собора?

125,2 м

120 м

*122,5 м

122 м

6.     На каком острове расположена Петропавловская крепость?

Петровский

Васильевский

Аптекарский

*Заячий

7.     Форму какой геометрической фигуры имеет Петропавловская крепость?

Треугольник

*Шестиугольник

Восьмиугольник

Квадрат

8.     С какого бастиона Петропавловской крепости раздаётся полуденный выстрел?

*Нарышкин

Зотов

Меншиков

Государев

9.     Найди лишнее:

Ботный дом

Монетный двор

*Домик Петра

Инженерный дом

10. Кто автор Петровских ворот на территории Петропавловской крепости?

*Трезини

Захаров

Монферан

Леблон

11  Кто автор памятника Петру 1, установленному на территории Петропавловской крепости?

*Фальконе

Шемякин

Жак

Антокольский

12  В каком бастионе содержали узников?

Меншиков

Государев

Нарышкин

*Трубецкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»