Разработка внеклассного мероприятия
Дорога добра
Сорокина Анна Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №137
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Цель:
Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе .
Задачи:
1. Воспитывать у младших школьников потребность творить добро
2. Содействовать воспитанию доброты
3. Формировать ценностные гуманистические ориентиры
4. Вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.
Одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества».
Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.
Поэтому , я считаю, что работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности.
Оборудование: карта "Сердце Добра" (заполняется на протяжении мероприятия), Тайная шкатулка добрых поступков, маленькие листы бумаги с клейкой основой, фломастеры, белые листы бумаги.
Данное мероприятие проводилось в 3 классе, возраст детей 9-10 лет.
Ход занятия.
Дети занимают свои места под песню кота Леопольда « Если добрый ты».
Учитель:Здравствуйте! Сегодня необычный день. Посмотрите в окошко. Видите, яркое солнышко на синем небе будто улыбается нам своими теплыми лучиками. Дети, а вы любите получать подарки?(Дети отвечают.)
Учитель :А теперь мы с вами попробуем определить, а приятно или дарить подарки другим. Давайте подарим солнышку и друг другу маленький подарочек − добрую улыбку.
(Дети улыбаются друг к другу)
Учитель :Дети, вам приятно было дарить улыбку друг другу? (Дети отвечают.) Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.
2. Добрый день!
Учитель:Каждый день, когда мы встречаем друг друга, мы здороваемся. Мы говорим: "Доброе утро", "Добрый день" или "Добрый вечер". Мы всегда желаем друг другу всего наилучшего. Но скажите, что мы желаем, в первую очередь, когда говорим друг другу "Добрый день"?(Ответы детей)
3. Путешествие в страну "Сердце Добра".
Учитель :Сегодня в наш почтовый ящик пришло письмо от жителей планеты, которая имеет чудесное название "Сердце Добра". Давайте я вам его прочитаю.
Письмо от жителей страны "Сердце Добра"
"Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители страны "Сердце Добра". Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста! Напомните людям, что такое добро".
Учитель :Дети, поможем жителям страны "Сердце Добра"?(Дети соглашаются.)
Учитель вывешивает незаполненную карту в виде красного сердца.
Дети, посмотрите, это − карта страны "Сердце Добра". Какую форму имеет страна? Как вы считаете, почему она имеет форму сердца?(Дети отвечают.)
Учитель :Дети, добро рождается в сердце. Следовательно, искреннее добро всегда идет от сердца человека. Именно поэтому страна имеет название "Сердце Добра" и форму в виде сердца.
4. Что такое добро? Сохранить
Учитель :Дети, посмотрите, карта совсем пуста. Для того чтобы помочь жителям страны, нужно узнать, из чего состоит "добро" и какие поступки являются добрыми. Позвольте, я вам прочитаю рассказ. Вы внимательно послушайте, а потом мы попробуем определить, что такое добро. (Учитель читает рассказ.)
Добро − огонек моего сердца.
Когда рождается ребенок, то Бог посылает ему большие и важные дары. Одним из таких даров является добро. Маленьким огоньком зажигает Господь Бог добро в маленьком, только что рожденном сердце ребенка. Этот огонек - духовная ценность, которая, вспыхнув, будет расти вместе с человеком. Полыхает маленький огонек, питаясь ласковой улыбкой мамы и папы, нежными прикосновениями ладоней, первым лучиком яркого солнышка, веселым мурлыканием маленького котенка. Это приятное окружение ребенок чувствует всем сердцем.
По устам пробегает сладкая, едва заметная первая улыбка малыша, которая трогает щечки, носик и маленькие глазёнки. Рученьки протягиваются вперед, словно хотят поймать все добро, которое вызывало это хорошее ощущение.
Ребенок в таком возрасте еще не понимает, что означает "добро". Но с ранних лет родители начинают делать все, чтобы огонек добра никогда не угас в сердце ребенка. Отец и мать подкладывают угольки - учат детей быть добрыми ко всему живому на Земле. Недаром говорят: "Добро начинается с тебя"!. Ведь именно ты владелец добра и тебе решать, каким образом им правильно распорядиться. Если обращаться к людям с добрыми намерениями, то в ответ от них тоже получишь частицу тепла.
От того твой огонек всегда будет согревать не только тебя самого, но и людей, которые находятся рядом.
Добро нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать в добрых поступках к природе, словах, объятиях, в глазах и улыбке людей. Каждый человек сам решает, каким образом дарить добро. Кто-то приходит на помощь в трудный час. Кто-то скажет лишь одно слово, от которого становится спокойнее и легче на душе. Кто-то при встрече крепко обнимет, при этом слова уже не нужны, а лишь тихое молчание. Кто-то, подойдя, твердо и уверенно посмотрит в глаза.
Кто-то подаст руку, когда на улице гололедица, уступит место в транспорте или поможет нести тяжелые сумки бабушки. Кто-то ласково улыбнется тебе в лицо.
Никогда не забывай о людях, которые находятся рядом! Отдавая людям добро, ты получаешь намного больше. Твой огонек добра будет расти и своим теплом согревать людей, животных и растения.
Учитель: Друзья, давайте поразмышляем над словом "добро". Что такое добро? Приведите пример добрых поступков.(Дети отвечают.)
5. Заполним карту.
Учитель :Какие слова характеризуют "добро" и связаны с ним? (Любовь, внимание, улыбка, помощь, сочувствие, радость, тепло, душа, сердце, нежность, искренность и тому подобное.) Давайте еще раз посмотрим на карту страны "Сердца Добра".
- Скажите, где берет начало добро?
- В каком месте оно зарождается? (В сердце.)
- Имеет ли каждый человек сердце? (Да.)
- Значит, у каждого человека есть сердце, в котором живое добро. Поднимите руку те, у кого из вас в сердце живое добро. (Дети поднимают руки.)
- А теперь поднимите руку те, кто хочет делать добро. (Дети поднимают руки.)
Получается, что добро начинается с каждого из вас. Давайте заполним карту и поможем жителям страны "Сердце Добра". В центре я напишу большую букву Я, потому что каждый из вас пытается делать добро. Дети, кому можно подарить добро?(Дети отвечают.)
Учитель :Следовательно, мы дарим добро людям, животным или растениям.(Учитель прикрепляет листы с изображением людей, животных и растений на карту в виде сердца.)
Учитель:Дети, но страна до сих пор остается пустой и нуждается в нашей помощи. Давайте заполним ее добром. Перед вами на столах лежат маленькие листы с клейкой основой и фломастеры. Сейчас каждый из вас возьмет по листу и запишет слово, которое связано с добром, или нарисует это.(Дети выполняют задание. Выполнив, каждый подходит и прикрепляет лист на карте.)
Учитель: Друзья! Посмотрите, как мы с вами чудесно заполнили карту. Получается, что добро можно дарить не только человеку, но и животному и растению.
9. Тайная шкатулка добрых поступков.
Учитель: Ребята, жители страны "Сердце Добра" подарили нам тайную шкатулку добрых поступков. Каждый из вас, когда сделает добрый поступок, сможет взять маленькое сердечко и опустить его в шкатулку. Чем больше добрые поступки вы будете делать, тем больше добра станет на Земле. Обратите внимание, что шкатулка тайная. Нельзя хвастать друг перед другом о количестве добрых поступков. Мы создаем добро не ради похвалы, а для общего добра на нашей планете. Пусть каждый ваш добрый поступок станет частью общего добра во всем мире.(Учитель дает возможность разглядеть шкатулку добрых поступков.)
Учитель:Дети, если хотите, можете сейчас взять по одному сердечку, вспомнить свой добрый поступок и положить сердечко в шкатулку.
10. Цвет добра.
Учитель: Сегодня вы показали, что не только знаете, что такое добро, но и всегда пытаетесь поступать по-доброму с людьми, животными и растениями. Мы справились с заданием − в страну "Сердце Добра" пришла весна. Все вокруг расцветает и сияет разными красками. Жители искренне благодарят вас и дарят в память о нашем путешествии маленькие сердца. Смотрите, они не имеют цвета. Сейчас каждый из вас выберет цвет, в который можно раскрасить ваше Сердце Добра. Раскрасьте сердечко и подарите его своему соседу.(Дети раскрашивают сердца и дарят друг другу).
11. Завершение мероприятия.
Учитель: На этом наше путешествие закончилось. Но никогда не забывайте, что у вас есть добро, которое следует дарить при каждой возможности. Никогда не стесняйтесь делать добрые поступки. Надеюсь, что слова "Добро начинается прямо сейчас и именно из тебя"! станут девизом всех детей нашей группы.
– Наше мероприятие подходит к концу, и мне хотелось бы узнать, что интересного и важного было для вас сегодня? Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?
– Закончить наше занятие мне хочется словами М.Горького «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»
Звучит песня «Дорога добра» (Поем песню, взявшись за руки.)