Праздник, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга и окончанию 2 класса.
Флоринская Инна Иосифовна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 246 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Постановка проблемы и ее актуальность: в век развития компьютерных и информационных технологий вызвать у детей интерес к истории родного города – Санкт-Петербурга.
Содержательная часть: для проведения праздника использованы стихи А.С. Пушкина, Е. Ефимовского, М. Борисовой, музыкальное сопровождение: Р.Глиэр «Гимн великому городу», О.Кваша «Санкт-Петербург – гордая белая птица». Универсальность данной тематики в том, что можно менять и добавлять стихи, песни.
Учитель.Пролетел ещё один учебный год. Мы переходим с вами в 3-й класс. За этот год вы ещё больше подружились, стали ближе друг другу. Мы учимся в одной школе №246, ходим в один класс, но нас объединяет не только это. Нас всех сближает город, в котором мы живём – Санкт-Петербург.
Ученик 1. «Странный город» Н.Агнивцев
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах.
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней, несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
Учитель.Нам с вами очень повезло: мы родились и живем в одном из самых красивых городов мира. Великолепные здания, гранитные набережные Невы, египетские сфинксы, суровые атланты, многочисленные памятники истории создают чудесный, неповторимый облик нашего города. А сколько замечательных людей здесь жили и творили: Пушкин и Глинка, Достоевский и Шостакович. Они воспели красоту города в стихах и музыке.
27 мая мы отмечаем день рождения города. Ему исполняется 310 лет. И давайте сегодня мы будем говорить о нашем родном и любимом городе высоким слогом поэзии и прекрасными звуками музыки.
Р.Глиэр «Гимн великому городу»
Учитель.В день рождения всегда вспоминают о родителях. А скажите-ка, ребята, кто основал наш город?
Ответы уч-ся.
Ученик 2. А.С.Пушкин «Медный всадник»
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
………..И думал он:
"Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложен.
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Учитель.Ребята, а как называется и где находится памятник Петру 1?
Ответы уч-ся.
Ученики 3-5.В. Брюсов «К Медному всаднику»
В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр.
Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои...
Твой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.
Но северный город - как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.
Учитель.А сейчас мы с вами совершим прогулку в прошлое нашего города, в май 1703 года. Сейчас узнаете вы про крепость, что выросла в устье Невы. О том, как народ заселял острова, как строился город расскажет молва.
Ученик 6. Е.Ефимовский «Где разливается Нева».
Где разливается Нева
На реки, речки-рукава,
Где островки и острова
Толпятся у залива,
Где топь, болотная трава,
Где в дымке моря синева-
Там Пётр Великий основал
Столицу всем на диво.
Ученик 7.Е.Ефимовский «Заячий остров»
То было триста лет назад...
Царь Петр к Неве привел солдат.
Шел по болотам и лесам -
И этот остров выбрал сам:
"Стеною прочной окружен,
Твердыней грозной будет он,
Неву закроем на замок,
Чтоб враг пройти сюда не смог!"
...С рассвета топоры стучат,
Торопит Меншиков солдат.
Вбивают в землю сваи,
Болото осушают.
Учитель.Как называется остров, где был рождён наш город?
Ученик 8.Е.Ефимовский «Заячий остров»
На остров прибывал народ...
Шел май, и века третий год.
Вал невысокий насыпной
Стеной был первой крепостной,
Шесть бастионов по углам
Как часовые встали там.
И вскоре всё, что возведут,
Санкт-Питер-Бурхом назовут.
Так был основан город...
Его воздвигли на века,
А началось всё с островка:
Мал Заячий, да дорог!
Учитель. Вот так в 3 слова - Санкт-Питер-Бурх - на голландский манер Петр 1 назвал крепость на Заячьем острове. Когда в крепости начнут возводить Петропавловский собор, название собора перейдёт на крепость. А город, который будет вырастать на городском острове под прикрытием крепости, станет называться Санкт-Петербург – в 2 слова.
Ученик 9. С.Андреевский «У самых вод раскатистой Невы»
У самых вод раскатистой Невы,
Лицом к лицу с нарядною столицей,
Темнеет, грозный в памяти молвы,
Гранитный вал с внушительною спицей.
Там виден храм, где искони внутри
Опочивают русские цари,
А возле стен зарыты коменданты,
И тихий плач в гробницы льют куранты...
Ученик 10.С. Скаченков «Петропавловская крепость»
Ветра вой и волн свирепость,
Все видала, все снесла
Петропавловская крепость,
Тучи рвущая игла.....
Ученик 11. С.Скаченков «На Петропавловской в двенадцать»
В классе ушки на макушке:
Вот-вот-вот пальнут из пушки!
Не пропустит пушка сроки-
У неё свои уроки.
Ей служить совсем не лень:
Воз каникул – каждый день!
Стрелки встретятся в двенадцать,
И бабахнет, - будь здоров!
Хорошо на Петроградской-
Знаем время без часов.
Ученики 12-13.Е.Ефимовский «Березовый (городской) остров»
А рядом с крепостью – остров Городской,
И до него подать рукой.
Срубили споро топором
Солдаты первый царский дом.
Но Петр сказал:
- Град новый сей
Мы строить будем из камней!
… А чтоб дороги замостить,
Царь повелел оповестить:
С проезжих «каменный налог»
Брать для строительства дорог!
И что бы в город ты ни вёз,
Телегой ли, санями –
Изволь дополнить этот воз
Тяжелыми камнями.
Солдат булыжники считал,
А после – в город пропускал!
И шла с поклажей лошадь
На Троицкую площадь.
Ученик 14.Е.Ефимовский «Доменико Трезини»
Петром в Россию приглашён,
Здесь 30 лет работал он.
Трезини, «зодчий городской»,
Построил крепость над Невой,
А в крепости воздвиг собор,
Чей шпиль всех выше до сих пор.
…Не ждал больших чинов за труд,
Наград и привилегий…
Он здание построил тут
Двенадцати коллегий,
Немало возводил домов,
Они стоят и ныне!
Был век суров – и стиль таков
Великого Трезини.
Ученик 15.Е.Ефимовский «Адмиралтейство Адриана Захарова»
В Адмиралтействе рождался наш флот,
Русской державы надежный оплот;
Был юнгою город, с годами мужал,
Теперь он «властитель морей» - адмирал.
Учитель. Адмиралтейство возникло при царе Петре 1 для строительства кораблей. Наш город – это морской и речной порт, поэтому на шпиле Адмиралтейства находится один из символов нашего города – кораблик.
Ученик 16.М.Борисова«Золотой кораблик»
Плывёт в высоком небе
Кораблик золотой,
Плывёт он днём и ночью
Над царственной Невой.
На шпиль Адмиралтейства
Кораблик водружён.
И всем ветрам и бурям
Всегда послушен он.
Учитель. Наш город стоит на островах. Раньше был 101 остров, а сейчас их осталось 42. Самые маленькие соединили, засыпая между ними протоки нашей главной реки Невы. Это она своими притоками и рукавами разделяет наш город на острова, между которыми висят мосты.
Ученики 17-18. Н.Полякова «101 остров и 600 мостов»
Есть мосты в Петербурге –
Шесть сотен мостов…
Не припомнить и за день
Всех его островов.
Есть Васильевский, Заячий,
Каменный есть…
В этих строчках ты знаешь ли
Всех, пожалуй, не счесть.
101 числят остров –
Вот наш город каков!
Людям было б непросто
Обойтись без мостов!
Львы крылатые, кони
Глядят с высоты…
Незаметно, спокойно
Служат людям мосты.
Ведь по ним, не смолкая,
То вперёд, то назад,
Лихо мчатся трамваи
И машины спешат.
Учитель.Об одном острове хочется вспомнить подробнее. Этот остров – Летний сад. Его тоже задумал и посадил Петр 1. Летний сад – ровесник нашего города, он был основан в 1704 году. Этот сад – самый первый и самый старый в городе. Его омывают воды реки Невы, реки Фонтанки, реки Мойки и Лебяжьей канавки.
Ученик 19.Е.Ефимовский «Фонтанка»
Он тек из Невы и в Неву возвращался,
Поэтому ериком он назывался
(Ериком речку такую зовут,
Чьи воды обратно к истокам текут.
Был ерик в ту пору ещё Безымянный,
Но вот рядом с ним сад разбили фонтанный
И ерик впервые услышал : «Фонтан!»
Потом восклицанья «Зело!» и «Шарман!»
«Фонтан – это славно!» - подумал проток,
И, радуясь чуду, он дальше потёк…
А после, проснувшись, узнал спозаранку,
Что стал называться отныне Фонтанкой!
Ученик 20. Н.Браун «Песнь о Лебяжьей канавке»
По Лебяжьей по канавке,
По небесной синеве,
Тихо весла поднимая,
Лодка движется к Неве.
Опаляя город зноем,
Ходит полдень молодой,
Сада Летнего прохлада
Пролетает над водой.
На Лебяжьей на канавке
Нету лебедя нигде,
Белым лебедем проходит
Только облако в воде.
Ученик 21.А. Кушнер "Ленинградские реки"
Привели меня к дому сперва,
Где жил Пушкин. Сказали:"Постой-ка..."
Я спросил: "Эта речка - Нева?"
Мне сказали:" Ты что, это Мойка!"
А потом вроде узкого рва
Видел речку свинцового цвета.
Я спросил:"Неужели Нева?"
- Нет, канал Грибоедова это
А потом шелестела листва.
Сколько статуй !Какая прохлада!
Я спросил: "Эта речка Нева?"
-Нет, Фонтанка, у Летнего сада.
А потом синева, синева,
Шпиль и солнце, и волны, и ветер.
Я не спрашивал:" Это Нева?"
Я и сам бы любому ответил!
Ученик 22. В. Блейков «Памятник Крылову»
Что такое Летний сад? Это кружево оград.
Летний дом царя Петра, дивных статуй череда.
А вдалеке, по глади вод, вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут, приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке сидит поэт Крылов.
Ученик 23.В. Блейков « Чугунное кружево»
А это что за кружева
Видны там впереди?
К решетке-чуду поскорей
Поближе подойди.
Как в сказке замерли цветы.
Волшебник, кто же он?
Давным-давно все это сплел
Из чугуна Фельтон.
Учитель.А кто такой Фельтен? Что замечательного оставил он городу?
Ученик 24. Е.Ефимовский «Юрий Матвеевич Фельтен и ограда Летнего сада»
Помощник Растрелли, он стал знаменит,
Когда нарядил невский берег в гранит.
Построил решётку для Летнего сада –
Изяществом строгим чарует ограда.
Гармонии чистой в ней виден закон,
Во всем совершенно творенье:
Узором легли меж гранитных колонн
Чугунные легкие звенья…
Ученик 25.
Немало красот над Невою-рекой,
Но с этой решёткой был случай такой:
Услышал про город чудес англичанин
И в Санкт-Петербург ранним утром отчалил,
Добрался до Летнего сада на яхте
И… встал у ограды, как будто на вахте!
- Сэр, Зимний ведь рядом, отменнейший вид!
- Да, да, - И опять на решётку глядит…
Смотрел целый день – и вздохнул:
- Боже мой!
Я чудо увидел… Всё! Можно домой!
Ученик 26. М.Борисова «Летний сад – золотая ограда»
Летний сад – золотая ограда…
Нет на свете прекраснее сада.
Сказала мама: – Подойди! –
Я подошел поближе.
Сказала мама: – Погляди. –
И я сказал: – Ну, вижу… –
Сказала мама: – Глупый ты
Пока еще, сынище!
Решетка – дивной красоты,
Второй такой не сыщешь… –
А я сказал: – Простой забор,
Хоть и высокий, правда… –
Сказала мама: – Вот позор… –
И мы пошли обратно.
Потом я ел, гулял опять,
Играл с соседским Петей
И, наконец, улегся спать
При выключенном свете.
И тут, как будто наяву,
Я вдруг увидел четко:
Листву, решетку и Неву…
…Красивая решетка!
Ученик 27. В. Кузнецов «Петровская баллада»
Корабль — над городом плывёт
По облакам, через столетья,
И в парусах грохочет ветер,
Лохматя синь балтийских вод.
Тверда петровская рука,
Она умела в бурю править…
… О наша быль, о наша память –
Фрегат – связующий века!
Корабль — над городом плывет
И видит нас внизу, в пучине.
По этой, может быть, причине
К нему мы рвемся, в небосвод.
Ученик 28. В.Кузнецов «А на Финском заливе – штиль».
А на Финском заливе - штиль.
Осыпаются листья,
Как застывшая молния, шпиль
В небе мглистом.
Домов хрустальные торцы,
Резные арки, словно сестры.
Сверкают золотом дворцы,
Алеют солнечные ростры.
И шпили, шпили - там и тут
Над каждой башней и карнизом.
А в мачтах кораблей поют
Балтийские седые бризы.
Песня «Ты слышишь, море»
Учитель. Хочется сказать ещё об одной необычной особенности нашего города. Она связана с прозрачными белыми ночами, которые придают особую прелесть нашему городу.
Ученик 29. Надежда Полякова «Белые ночи»
Петербургский май - предвестник лета.
С белыми ночами дружит май.
Будто лампочки дневного света
Над землей включили невзначай.
Бьет в гранит воды прозрачный гребень.
И, не ожидая темноты,
Словно руки, вскинутые в небо,
Над Невой разводятся мосты.
Под мостов раздвинутые своды
С полночи до самого утра
Дымные проходят пароходы,
Мчатся работяги-катера.
Белой ночью спать совсем не хочешь.
Не стихает город за окном,
Потому что можно белой ночью
Делать все, как будто это днем.
Учитель. Можно очень много говорить о нашем городе, его достопримечательностях и знаменитых на весь мир дворцах, решётках, парках, памятниках. И как и во времена Пушкина, мы и сегодня любуемся удивительным городом, гордой Невой и белыми ночами.
Ученики 30-32. А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Песня «Санкт-Петербург – гордая белая птица»
Подведение итогов учебного года. Вручение дипломов, благодарственных писем.
Литература.
1. Е.Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербург». Издательство «ТРИГОН», 2003г.
2. А.С.Пушкин «Стихотворения и поэмы», Издательство Аст, 2011г.
3. «Любимый Петербург: История Санкт-Петербурга в рассказах и стихах" Составитель В.Воскобойников. Издательство «Оникс», 2011г.
4. Майя Борисова: Интереснее пешком: Тридцать три стихотворения и три рассказа о Ленинграде-Петербурге. Издательство: ДЕТГИЗ, 2006г.
Музыкальное сопровождение.
1. О.Кваша «Санкт-Петербург – гордая белая птица»
2. Р.Глиэр «Гимн великому городу»
3. А.Зацепин, М.Пляцковский «Ты слышишь, море», песня