Методическая разработка внеклассного занятия
«Красна речь пословицами»
Иванова Наталья Валерьевна
Воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
- обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.
- развивать устную речь.
- развивать память.
- развивать внимание.
План занятия:
- Организационный момент.
- Основная работа с учащимися.
- пословицы о книгах.
- пословицы о труде.
- пословицы о дружбе.
- пословицы о счастье.
- физминутка.
- чтение и обсуждение произведения.
- пословицы о Родине.
- викторина.
3. Итог занятия.
Оборудование:
- плакаты с пословицами.
- карточки для игры «Ромашка».
Ход занятия
- Организационный момент.
- Основная работа с учащимися.
В. В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах): «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд, главные ключевые слова.
В. Это слово – пословица.
В. Правильно.
Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое – то поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
«Чтение – лучшее учение».
В. Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.
В. «Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться – всегда пригодится».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
В. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том, как успешнее собрать урожай, врач – о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель – о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их нужно не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должно бережно относиться к книгам.
Появляется Незнайка.
Н. Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ребята, помогите ответить на вопросы:
- Что означает слово «библиотека»?
- Что такое «читательский формуляр»?
- На чём была написана первая книга?
Игра «Ромашка» (на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить лепестки):
«Волшебник изумрудного города» А.Волков
«Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Толстой
«Дети капитана Гранта» Ж. Верн
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон
«Конёк – Горбунок» П. Ершов
Какие пословицы о чтении вы знаете?
«Дерево сильно корнями, а человек – трудом».
Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.
В. «Без труда мечта мертва».
«Без труда не вынешь рыбку из пруда».
«Без труда ничего не даётся».
«Землю красит солнце, а человека – труд».
«Птица крепнет в полёте, а человек в труде».
«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».
В. Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. (Объяснение учащихся).
В. Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
В. Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, хорошие крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.
Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не лёгок и не прост,
Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз).
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник).
«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».
В. Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.
В. «Человек без друга – что земля без воды».
«Человек без друзей, что дерево без корней».
«Друга ищи, а найдёшь – береги».
«Друзья познаются в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
«Не тот друг, кто медком мажет, а тот кто правду в глаза скажет».
В. Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга, что земля без воды».
А какие песни о дружбе вы знаете?
Так каким должен быть настоящий друг?
Физминутка.
«Счастье не ищут, а делают».
В. Укажите из представленных пословиц, те которые соответствуют теме.
В. «Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».
«Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь».
В. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье – в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Чтение и обсуждение.
«Одна у человека родная мать, одна у него Родина».
В. «Родина – мать, умей за неё постоять».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
«Своя земля и в горести мила».
«Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит».
Викторина пословиц. (Проводит Незнайка).
- Итог занятия.
Сегодня мы с вами говорили о пословицах.
Для чего нужны пословицы?
Будете ли вы их использовать?
А теперь попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.
Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!