Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе
Где зимуют птицы?
Цепелева Евгения Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока
Оборудование:мультимедийная установка, экран, диск «Птицы» ( фильм «Возвращение домой»), аудиозапись «Голоса птиц», иллюстрации с изображением птиц.
Ведущий: Ребята, о ком сегодня будем говорить на нашем занятии, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.
 |
1. |
 |
 |
 |
 |
||||
 |
2. |
 |
 |
 |
 |
 |
|||
3. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|||
 |
4. |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
||
 |
5. |
 |
 |
 |
 |
 |
        Вопросы:
1.Всех я вовремя бужу,
  Хоть часов не завожу.
2.На когтях на ствол сосновый
  Влез монтёр красноголовый.
  Он трудился на весу,
  Но не вспыхнул свет в лесу.
3.Верещуньи, белобоки,
Â Â И зовут их все â¦
4. Ей на месте не сидится:
  Всё летает целый день,
 Суетится, суетится,
 Целый день звенит: «Тень â тень!»
 Угадай â ка , что за птица?
 То весёлая⦠.
5.И в лесу, заметьте, дети,
  Есть ночные сторожа.
  Сторожей боятся этих
  Мыши â прячутся дрожа:
  Очень уж суровы
  Филины и â¦
Ответы: 1. Петух. 2.Дятел. 3.Сороки. 4.Синица. 5.Совы.
В выделенных клетках â «ПТИЦЫ»
Ведущий: Так о ком мы сегодня мы будем говорить? ( о птицах)Â
Наше занятие необычное: оно говорящее и звучащее.
О каких характерных признаках птиц мы уже узнали?
Чем они отличаются от других животных?
Какие бывают птицы ? (перелётные и зимующие)
Ведущий: Ребята, какое сейчас время года? (зима).
А каких птиц называют зимующими?
Какое время года придёт за зимой? Верно!
А какие приметы весны вы знаете?
Да, ребята, наступает весна.
Скоро вернутся в наши края птицы, улетевшие от нас на зиму.
Как их называют? (перелётные)
А где же они провели зиму?
На экране две группы птиц «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы». Надписи - пустые полоски.
Ведущий: О каких зимующих птицах говорили?
Покажите их на экране.
А теперь назовите перелётных птиц. Покажите их на экране.
Востанавливаются на экране Â названия групп .
Ведущий: Давайте послушаем, о чём говорят птицы.
Звучит запись «Голоса птиц».На экране появляется дятел.
Ведущий: Посмотрите на эту птицу. Она очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый.
Кто это? Послушайте стих.
(Ребёнок читает стих)
Хоть я не молоток â
По дереву стучу;
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ведущий: Так кто же это? (дятел)
Как в народе называют дятла? ( Лучший друг леса)
А что интересного вы знаете о дятле ? (Они - санитары леса. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает её клювом. Вокруг пня всегда остаётся много шишек )
Дятел- зимующая или перелётная птица? (зимующая)
Ребята , посмотрите на экран. А это кто так бойко перелетает с ветки на ветку. ( синица)
Звучит запись «Голоса птиц» - голос синички. На экране появляется синица.
Дети: Это синица. Она маленькая. У неё черненькая шапочка на голове, грудка жёлтенькая, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Она охотно селится в старых хвойных местах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые гнёзда. Зимой охотно поедает семена ели, сосны, и кусочки сала. Она встречается чаще других зимующих птиц . Зимой они перекочёвывают ближе к селениям и городам в поисках пищи. Им люди устраивают птичьи «столовые».
Ведущий: Итак, это были зимующие птицы. Каких ещё зимующих птиц вы знаете? ( клёст, снегирь, воробей, поползень) Покажите их на плакате.
 Зимующие птицы. Они зимуют у нас.
А вот, где же зимуют перелётные птицы?
Существовало  много мнений. Все они разные. Но сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться. Учёные выяснили, что ласточки, стрижи, мухоловка â пеструшка - улетают в Африку. Грач зимует во Франции. Утки, кулики в Северной Америке. Все птицы, гнездящиеся в нашей стране, осенью разлетаются по всем материкам. (Рассказ ведущего сопровождается показом презентации на экране.)
Â
Просмотр фильма «Возвращение домой»
Ведущий: О каких птицах говорится в фильме?
Послушайте теперь их голоса. (Запись «Голоса птиц»)
А сейчас мы с вами поиграем.
1 задание: «Чей это голос?»
 Отгадайте, что за птица?
( Звучит запись птичьих голосов â ребята отгадывают кому принадлежит тот или иной голос)
2 задание: «Рассади птичек по группам»
Распределите птиц по группам: зимующие и перелётные.
(На доске 2 плаката «зимующие» и «перелётные», и набор картинок с птицами.)
Ведущий: А теперь отгадайте загадки о наших пернатых друзьях.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка,
Серая рубашка
Откликайся, воробей.
Вылетай-ка, не робей!(воробей)Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â
На ветвях, украшенных Снежной бахромой.
Яблоки румяные выросли зимой.
 Яблоки по яблоньке
Весело снуют.
 Гусениц мороженых
Яблоки клюют.( снегири)
Жили-были две синицы.
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все полянки замело.
Позабыли вы, синицы.
Что ваш друг живет в станице:
Вон мой дом, мое окно.
Там отборное зерно. (синицы)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина â¦.      (орла)
Красный клюв
И пестрый хвост â
Как красив поющий â¦. (дрозд)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...(дятел)
В синем небе голосок -
Буд-то крохотный звонок.(жаворонок)
 Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - ... (соловья)
 - А какие вы знаете загадки о птицах?
Ведущий: Следующее задание. В этом задании много необычного и занимательного. Народные приметы люди часто связывали с птицами â нашими пернатыми друзьями. Я вам назову несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались â к оттепели», «Дикие гуси летят â зимушку на хвосте тащат», «Синица к избе â зима на дворе», «Осенью птицы летят низко â к холодной зиме»
-А кто из вас знает народные приметы о птицах ? ( Дети называют приметы)
Ведущий:  А теперь , ребята, мы поиграем в игру. Она называется «Перелётные и зимующие птицы». Если я называю перелётную птицу, вы должны хлопнуть в ладошки над головой, а если зимующую птицу â вы должны присесть. (Дети играют. Получают награды )
Ведущий: А стихи о зимующих птицах вы знаете? (Дети читают стихи)
Ведущий: Â Что делают люди зимой, чтобы птички не голодали в городе?
(Мастерят птичьи столовые)
Дети: Мы кормушку смастерили,
         Мы столовую открыли.
Посмотрите, какие кормушки мы смастерили. ( Выставка кормушек)
Ведущий: Какие птицы прилетают к вашим кормушкам? (Дети перечисляют птиц)Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â
Посмотрите на экран, прочитайте и запомните правила кормления птиц.
(На экране правила)
-
Во время кормления птиц не сорите в лесу.
-
Кормушки должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными
-
Корма на кормушке должно быть немного и только нужным птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки, кусочки несолёного сала.
-
Кормите птиц регулярно: именно зимой им нужна наша поддержка.
Ведущий: Я, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Если вы хотите больше узнать о зимующих и перелётных птицах, советуем вам прочесть эти книги.
(Дети рассматривают выставку книг по данной тематике â они выставлены на передвижных стеллажах)
До свидания, ребята! До новых встреч!
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â
Â