По учебнику Моро М. И. 4 класс
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ С ВОПРОСАМИ В КОСВЕННОЙ ФОРМЕ
Малинина Светлана Павловна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Цель урока:научить решать задачи в косвенной форме
Задачи:
Образовательная:отрабатывать умения решать задачи, выражения с именованными числами, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
Развивающая:развитие логики мышления, умения анализировать, развивать самостоятельность;
Воспитательная:продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Урок сегодня проведем в форме деловой игры. В игре участвуют 3 офиса (3ряда). В каждом офисе- по 2отдела. Учитель – генеральный директор, который руководит всей работой. За каждый правильно выполненный вид работы отдел поощряется бонусом. Перед трудовым днем проведем гимнастику для ума.
2.Интеллектуальная разминка.
а) Что получается, когда заплетают волосы (коса)
б) Опасная часть коровы (рога)
в) Имя богатыря из города Мурома (Илья)
г) Какой по счету нынешний месяц в году?
д) Как нельзя называть Сашу? (Петей, Сашкой)
По окончании гимнастики приступаем к работе. К доске приглашены по 1 человеку из каждого офиса (из счетных отделов), а также к ним приставлены проверяющие из других офисов для контроля выполнения работы:
Задания по офисам:
1 офис «Работа с вычислительной машиной»
а |
0 |
2 |
30 |
64 |
1 |
22 |
х |
|
|
|
|
|
|
Если а+20 получится меньше 30, то считаем дальше влево по стрелке,
если а+20 получится больше 30, то считаем дальше вправо по стрелке.
Задание для 2 офиса - решить уравнения:
Х+320=80*7 Х-180=240:3
Задание для 3 офиса - выполнить действия с именованными числами:
35 км820м – 7 км 900м
2ч30мин – 55мин
Пока у доски идет работа, все остальные пишут математический диктант.
3. Математический диктант:
-К какому числу надо добавить 2, чтобы получилось 100 000?
-В каком числе 203 единицы 2 класса и 40 единиц 1 класса?
-Напиши наибольшее трехзначное число.
-Уменьши 600 на 330
-Найди сумму 560 и 240.
-Переведи в метры 45км 40м.
-Сколько килограммов в ½ части тонны?
-Вырази в км 72 000 м.
-Вырази 7 часов в минутах.
Проверка и оценивание диктанта.
Проверка и оценивание работы у доски. Выдача бонусов за правильное решение и правильную проверку.
4. Блицтурнир(задачи на доске)
а) Лента длиной k см. Отрезали ¾ её части. Сколько см отрезали?
б) Ваня собрал a грибов, Коля в 2 раза больше. На сколько грибов меньше собрал Ваня?
в) У бабушки b редисок. Она связала их в c одинаковых пучков. Сколько редисок в каждом пучке?
Выдача бонусов за каждый правильный ответ.
5. Решить задачу. Записать решение выражением:
На складе 5 ящиков винограда по 15 кг в каждом и 10 ящиков по 8 кг в каждом. Сколько всего кг винограда на складе? Поощрение уч-ся, выполнившего задание верно.
ФИЗМИНУТКА
6. Работа по новой теме.
Так как мы показали себя с хорошей стороны, то в наш трудовой коллектив поступил заказ. Каждый отдел должен его выполнить и доказать правильность выбранного решения. ( В каждый из 6 отделов даны 2 задачи следующего содержания на карточках:
а) Начертить 2 отрезка: один длиной 6 см, другой - в 2 раза короче. Какова длина второго отрезка?
б) Длина одного отрезка 6 см. Это в 2 раза меньше длины второго отрезка. Какова длина второго отрезка?
Дети выполняют работу в отделах-группах. По окончании работы слушаем все варианты ответов:
1вариант: а) 6:2=3см б) 6*2=12см (записываю на доске)
2 вариант: а) 6:2=3см б) 6:2=3см «Это же 2 одинаковые задачи!» - считают некоторые. (на доске записываю и этот вариант)
В результате разбора вариантов ответа, несмотря на кажущуюся схожесть задач, дети должны найти в условии задач отличие. ( Обратить внимание на указательное местоимение «это»). Учащиеся видят, что вторая задача содержит небольшой подвох: её решение выполняется не так как обычно, мы идем не по прямому пути, а что-то косвенно указывает нам на другое решение. Выбираем правильный вариант ответа. Дети сами выходят на формулировку темы урока. Записываем её в тетрадь. (Бонусы за разработку нового проекта лучшему отделу)
7. Закрепление изученного материала
а) работа по учебнику: №338 (коллективно)
№339 (работа в паре в тетради)
б) самостоятельная работа: №343 (по вариантам)
в) Устное решение задач:
1. Папе 40 лет, он в 8 раз старше сына. Сколько лет сыну?
2. У Коли 15 машинок. Это на 6 машинок больше, чем у Саши. Сколько машинок у Саши?
3. Грузовик весит 3 тонны, это в 3 раза больше веса легкового автомобиля. Сколько весит легковой автомобиль? (поощрение бонусами)
-Что за задачи предложены были вам? (Задачи в косвенной форме)
8. Подведение итогов урока.
-Какие формы задач бывают?
-Какой офис заработал большее количество бонусов?
-Кто из членов нашего трудового коллектива работал с полной отдачей?
А я всех вас благодарю за добросовестный труд!