“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
Стильбанс Наталья Валерьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ лицея №369 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета.
Необходимо создать условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию от неумения к умению. Для обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия, как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей.
Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности. Различают три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов:
Первая - связана с содержанием учебного материала – к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к
сообщаемому материалу.
Вторая– организация процесса обучения – различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.
Третья– определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем – сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.
Все условия, стимулирующие возникновение и развитие математических интересов можно расположить в следующем порядке:
Первая группа– связанная с содержанием:
-задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при решении.
-новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета.
-сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.
Вторая группа– связана с организацией учебного процесса:
-разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по возможности в каждый урок новых элементов.
-увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащихся, организация творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование Т.С.О.
Третья группа– связана с отношением личности.
-прирожденные математические способности.
-успех в изучении предмета и поощрение.
-влияние родных и близких.
Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут всё зависит от учителя.
Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу направленности личности и её отношение к учению, к духовным ценностям.
Учение – основа развития познавательных интересов учащихся. В учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность школьника, заключены важнейшие условия и возможности прямого и косвенного влияния на познавательный интерес. Эти влияния, выступающие как стимулы познавательного интереса систематически и повседневно формируют не только ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого мотива познавательной деятельности.
Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
Существует три важнейших источника стимуляции познавательных интересов:
1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новыми открытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значимости науки для жизненной и общественной практики.
2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация обучения рождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к преодолению трудностей.
3) Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися – учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются многозначительные отношения, сопутствуют возникновению иного строя моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными побудителями познавательного интереса. Здесь возникают коллективные сопереживания, радость за успех товарища, стремление оказать ему помощь.
Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:
1) Обогащение содержания материалом по истории науки.
2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.
3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.
4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.
5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.
6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами предусмотренными планом.
7) Разнообразие домашнего задания.
8) Установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение – это и беседы учителя с классом ил отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемы устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.
Значение устных упражнений велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение. Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала, к подготовке к новым вопросам, к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений.
Формы восприятия устного счета.
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) Комбинированный.
А так же:
-обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
-задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
-упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Организация занятий по устному счету.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
Сегодня я хочу поделиться опытом и представить свои разработки.
Игры, направленные на закрепление знаний и отработку навыков,
полученных на уроках математики.
Цель создания игр: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.
Задачи: создание различных видов упражнений и игр для устных вычислений, способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики, активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повысить с помощью них качество знаний, умений и навыков.
Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей.
С учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, в игры мною были включены следующие виды заданий для устных вычислений:
1) нахождение значения математических выражений
2) сравнение математических выражений
3) решение задач.
Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Устные упражнения проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы подытоживая новый материал.
Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность.
1. Игра «Математические пазлы»состоит из:
а) поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение;
б) пазлов с заданиями (числовое выражение, условие задачи).
Описание игры:
Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку из пазлов (рис.1), и набор пазлов, с одной стороны которых изображён фрагмент картинки, а с другой – числовое выражение (рис.2).
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх.
Если все вычисления выполнены правильно, то получается иллюстрация к сказке, например «Теремок» (рис.3).
Побеждает учащийся (или команда), справившийся с заданием первым.
2. Игра «Домино»состоит из карточек.
Описание игры: детям раздаются все карточки «домино». Первый игрок выкладывает на стол любую свою карточку. Например:
2х2 |
28 |
Следующий игрок должен в своих карточках найти ответ на пример 2 х 2 и присоединить ответ к примеру, или найти пример, в котором ответ будет равен 28 и присоединить к ответу пример. Так выстраивается цепочка. Если задание выполнено без ошибок, то круг замкнётся.
Игра «Домино» может быть использована для отработки навыков определения падежей и склонения имён существительных.
3. Игра «В поисках клада».Для игры можно взять любую карту с кубиками и фишками. На каждый шаг игрока должно быть свое задание.
Описание игры:
Ученик бросает кубик и отсчитывает столько ходов, сколько у него выпало очков. Фишка игрока ставится на карточку с примером. Ребенок решает пример и вслух произносит ответ. Если ответ
|
дан правильный, то ребенок остается на этом примере. Если ответ дан неправильный, то фишка игрока возвращается на предыдущий шаг.
Ход переходит к следующему игроку. Второй игрок бросает кубик и игра продолжается.
Если игрок встает на синюю фишку, то он должен пропустить один ход.
Если игрок встает на красную фишку и дает неправильный ответ, то он должен по пунктирной линии возвратиться назад на указанный пример. Если игрок дал правильный ответ, то он остается на этом примере. Если игрок встает на сиреневую фишку и дает правильный ответ, то он должен перейти вперед на указанный пример. Если игрок дал неправильный ответ, то он возвращается назад на свой предыдущий пример.
Побеждает тот игрок, который первым доберется до замка.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.