Урок математики во 2-м классе по теме «Квадрат»
Учитель: Яковенко Анастасия Алексеевна
Цель урока: ознакомить детей с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге, ознакомить со свойствами квадрата.
Задачи
IОбразовательная
Ввести понятие « геометрическая фигура - квадрат», научить чертить его на клетчатой бумаге, ознакомить со свойствами квадрата; закреплять устные и письменные приёмы вычислений;
IIКоррекционная
развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать;
IIIВоспитательная
воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и окружающим людям.
Оборудование
для учителя:
- учебник,
- оформленная доска к уроку (см. конспект),
- прямоугольники из бумаги – квадраты и не квадраты,
- слайды
- для каждого ребёнка задание – сюрприз;
для учеников:
- рабочая тетрадь,
- учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
- ручка,
- простой карандаш,
- линейка,
- модель прямого угла.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок математики.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка? - Откройте тетрадки, запишите число, «классная работа».
Сегодня, друзья мы отправимся в путь
Хорошее настроение взять с собой не забудь!
Ждут нас встречи и друзья,
Четырёхугольников семья.
II. Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в удивительную страну Геометрию и познакомимся с одним из её жителей. Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому как всегда перед путешествием потренируем своё внимание и память.
III. Устный счёт.
(страничка презентации)
- на сколько 7 меньше 14?
- уменьшите 48 на 40.
- Сколько получится, если число 3 взять 3 раза?
- увеличьте 11 на 17.
- уменьшите 24 на 6 единиц.
- увеличьте 8 на 9 единиц.
- на сколько 42 больше, чем 6:
- от наименьшего двухзначного числа отнять 6.
Ответы: 7,8,9,28,18,17,36,4.
-Молодцы!Справились с этим заданием.
2. Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Поставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
Бусы.
54+6-11=49 49-19-8=32
72-20+5=57 23+6+6=41
Подготовка к новой теме.
Работа с геометрическим материалом.
Вот волшебный дом.
Много фигур в нём.
Какие фигуры ты заметил, расскажи.
Сколько четырёхугольников
И треугольников, покажи.
На доске домик.
Затем следует проверка (10 четырёхугольников и 3 треугольника). Молодцы! Вы очень внимательные ребята!
IV. Работа по теме.
- Вот теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта необычная, а геометрическая. Называется (показ слайда)“Родственники”\страничка презентации\ Слушайте.
-Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, т. к. при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои ровны, углы все прямые”.
- Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.
- А зовут меня…
- Назовите эту фигуру, ребята.
(Прямоугольник) показ слайда
- Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется?
(Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это прямоугольник).Показ прямоугольника в сказочном слайде.
- Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И прямоугольник решил поискать родственников.
“Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”.
- Однажды встречает он на пути такую фигуру. (Показ четырехугольника в сказочном слайде) Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда:
- Как зовут тебя?
- Меня зовут…
- А как же ты докажешь что мы родственники?
- Очень просто. Все мы имеем два общих признака.
- Вы сможете их назвать, ребята?
(4 угла и 4 стороны)
- Значит и фамилия у них одна – Четырёхугольник.
- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят, выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой (появляется квадрат на сказочном слайде). Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:
- Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то нашёл своих близких родственников.
- А как же зовут тебя? – с удивлением спросили новую фигуру.
- А зовут меня –…
Ребята, отгадайте загадку: Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его Квадрат!
- А как же ты докажешь, что мы родственники?
- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака – 4 угла, 4 стороны.
- А с прямоугольником – 4 общих признака.
- Ребята, назовите их.
(4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).
- Так встретились и стали жить-поживать вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – четырёхугольники.
- Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О квадрате)(показ слайда)
- Как, одним словом назывались фигуры в сказке? (Четырёхугольники) (следующий слайд презентации)
- Откройте учебник на стр.30 и проверьте с помощью модели прямого угла, что все эти четырёхугольники – прямоугольники.
- Теперь, с помощью линейки, среди этих прямоугольников найдите такие, у которых все стороны равны. (1 и 4).
- Эти фигуры называются – квадраты. презентация определения квадрата
Дети читают определение, проговариваем его хором, затем 1-2 ученика проговаривают самостоятельно.
V. Физкультминутка
(квадрат- приседания, прямоугольник - наклоны, четырехугольник - прыжки)
VI. Закрепление новой темы.
Стр.30 №3.(Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2см. Найти периметр этого квадрата).
Проверить, как найти периметр.
VII. Подведение итогов.
Учитель держит в руках платочек.
- Что у меня в руках? (платочек)
-Какой он формы? (квадратный)
-Мне захотелось украсить этот платочек кружевом. И хочу пришить кружево ко всем его сторонам, но не знаю, сколько сантиметров кружева нужно отрезать. Может вы поможете? Связь с жизнью (с какой фигурой мы сегодня с вами познакомились? Да, и в жизни мы часто встречаемся с этими фигурами – платочек, окно, дверь, часть дома…..)
Оценка работы учащихся.
VIII. Домашнее задание.
IX. Организационный конец.
Вы очень хорошо поработали на этом уроке. И для вас я подготовила подарок-сюрприз
( подарок-сюрприз для каждого ребенка).