Конспект урока по математике (методическая разраотка)
1 класс «Планета знаний»
Тема: «Больше. Меньше. Столько же»
Галецкая Виктория Александровна
ГБОУ гимназия № 426
Тема: «Больше. Меньше. Столько же»
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше».
Задачи:
Ø научить учащихся выявлять, не пользуясь счётом, в каких из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
Ø научить писать цифру 3;
Ø вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность;
Ø упражнять детей в счёте различных предметов;
Ø развивать внимание, наблюдательность, зоркость.
Тип, вид урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные:
Ø будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения;
Ø получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков, художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные
Регулятивные:
Ø научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
Ø получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Ø использовать в своей деятельности простейшие приборы.
Познавательные:
Ø научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;
Ø получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные:
Ø научится: использовать в общении правила вежливости;
Ø получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; работать в паре, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины: отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Ресурсы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, издательство «Астрель», Москва, 2012; М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, рабочая тетрадь №1, издательство «Астрель», Москва, 2012; электронный учебник М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, издательство «Астрель», Москва, 2011.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
1. Орг. момент. |
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. - Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться? - Проверим готовность к уроку. - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости и сказочные персонажи – Буратино и Мальвина, которые решили узнать, чему вы научились за эти несколько недель в школе. Давайте их поприветствуем.
|
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. Отвечают на вопросы учителя. Приветствуют учителя и гостей.
|
Наблюдение. |
2. Актуализация знаний. |
- Буратино шёл к нам на урок, нёс карточки с цифрами, но споткнулся и рассыпал их. Помогите сказочному человечку! (Один ученик работает у доски, остальные на своих столах с индивидуальными наборами карточек). - Проверим! Назовём все числа по порядку. - В обратном порядке. - А теперь угадайте, какие числа загадал Буратино: я даю задание, а вы показываете карточку с нужной цифрой. · Это число при счёте стоит между числами 3 и 5. · Это число стоит при счёте перед числом 7. · Это число называю при счёте за числом 1. · Это число больше, чем 5 на 1. · Это число можно получить, если к 4 прибавить 2. · Это число на 1 меньше четырёх. · Это число скажет нам, сколько солнышек на небе. - А вот и солнышко! Буратино просил передать его вам на доску, если вы успешно справитесь с его заданием. (На доске - солнышко).
- Уберите карточки с цифрами. |
Выполняют задания учителя, пользуясь карточками с цифрами от 1 до 9. Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. |
Наблюдение. |
3. Постановка учебной задачи. |
- Сегодня на уроке мы будем не только считать, но и сравнивать числа. Научимся правильно пользоваться словами «больше», «меньше», «столько же». А поможет нам Мальвина, ведь именно она научила Буратино считать. |
|
|
4. Открытие нового знания. |
- 1 вариант: положите перед собой столько карандашей, сколько раз я хлопну в ладоши. - Ваш товарищ со 2 варианта положит перед собой столько ручек, сколько ушей у Буратино. - Сравните: чего больше? Чего меньше? - Как вы сравнивали? (считали). - А как ещё можно сравнить каких предметов больше, а каких меньше? (составлением пар). - Составьте пару со своим соседом – возьмитесь за руки. Представителей какого варианта в нашем классе больше – первого или второго? - Как вы узнали? - Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Добавить или убрать). |
Индивидуальная работа. Работа в парах. Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
Наблюдение учителя. |
5. Физ. минутка. |
- Буратино приглашает вас отдохнуть.
Буратино потянулся, (Дети имитируют движения Буратино). |
Выполняют упражнения для профилактики утомления. |
|
6. Первичное закрепление. |
-Откройте учебники по закладке. Проверьте себя – на интерактивной доске наш электронный учебник поможет нам в работе. Задание № 1.
- Мячей какого цвета больше на каждом рисунке? - По какому рисунку легче ответить на эти вопросы? - Задание № 2.
- Расскажи о предметах на рисунках с помощью слов: столько же, больше, меньше.
- Задание № 5.
- Чего больше: яблок или листиков? Как узнали? - Что нужно сделать, чтобы яблок и листиков стало поровну? - Задание № 6.
- Каких фруктов столько же, сколько красных груш? - Каких фруктов столько же, сколько зелёных груш?
- За хорошую работу Мальвина решила подарить солнышко каждому из вас! (Каждый ученик получает маленькое солнышко).
|
Фронтальная беседа по учебнику стр. 32-33. Рассматривают картинки и задания в учебнике, отвечают на вопросы учителя. Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
|
Наблюдение учителя. |
7. Физ. минутка. |
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (шаг на месте) Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. (стоя, дирижируем обеими руками) Мы идём, и мы поём – раз, два, три. (шаг на месте) Очень дружно мы живём – раз, два, три! (хлопки)
|
Выполняют упражнения для профилактики утомления. |
|
8. Открытие нового знания. |
-Работаем в тетради на печатной основе. Откройте по закладке. - Сколько раз мы топали? - Сколько раз мы хлопали? - Сегодня мы повторим цифру 3 и уточним её написание. На что она похожа? А вот это – посмотри, Выступает цифра 3. Тройка – третий из значков – Состоит из трёх крючков. - Работаем вместе: вы в тетради, я на доске, где с помощью документ камеры появилась страничка из вашей тетради.
- Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты клеточки и чуть правее центра, поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим в центр клеточки, чуть-чуть поднявшись, и с этой же линии, плавно закругляем и опускаемся по наклонной до 1/3 справа, выписываем «клюшку» в средней части нижней стороны клеточки. - Продолжите строчку до конца самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и подчеркните те цифры, которые у вашего товарища получились лучше. - Верните тетради. Будем стараться именно так писать цифру 3. |
Работа в тетради на печатной основе. Индивидуальная работа. Работа в парах. Осуществляют анализ объектов. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Практическая работа, самостоятельная работа. Взаимопроверка. |
Наблюдение учителя.
Самоконтроль.
|
9. Самостоятельная работа и самоконтроль. |
- В учебнике стр. 33 № 4 выполняется в тетради. Это настоящая задача. Выполним к ней рисунок. Я читаю задание, а вы выполняете его в тетради на печатной основе. В вазе стояли тюльпаны: 8 розовых и 5 жёлтых. · Нарисуй в ряд столько кругов, сколько розовых тюльпанов. · Нарисуй под ними в ряд столько квадратов, сколько жёлтых тюльпанов. · Составь пары. Определи, каких тюльпанов было меньше. -Проверим. На доске иллюстрация к вашему заданию. - Каких тюльпанов меньше? Как узнали? - Составьте пары, соединив фигуры карандашом. - Вам понравилось составлять пары? Тогда выполните в тетради самостоятельно задание №1 и №2. |
Самостоятельная работа. Осуществляют анализ. Строят рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Отвечают на вопросы учителя. |
Наблюдение учителя. |
10. Рефлексия. |
- Какую задачу мы перед собой ставили? - Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Каким способом? - Где можно применить новые знания? - Посмотрите, как радуется солнышко вашим успехам. Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, у кого радостное, солнечное настроение – прикрепите своё маленькое солнышко рядом с моим. |
Обобщающая беседа. Развёрнутые ответы на вопросы. Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы. Ученики берут свои «солнышки» и прикрепляют их к доске.
|
|