Казанцева Наталья Викторовна
учитель ГБОУСОШ № 380 Санкт-Петербурга
Тема урока: «Решение задач на встречное движение».
Цель урока:научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.
Задачи:
Образовательные:отрабатывать умения решать задачи на движение, составлять обратные задачи, работать над вычислительными навыками.
Развивающие:развитие логики мышления, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развивать самостоятельность.
Воспитательные:продолжать работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; внимание, самоконтроль, аккуратность, интерес к предмету.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Ребята, поприветствуйте наших гостей.
- А теперь улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов себе и товарищам.
- Садитесь.
- Запишите число. На уроке отправимся путешествовать по городу под названием
« Математический». Побываем на улицах с математическими названиями, выполним различные задания, научимся решать задачи нового вида. Передвигаться будем быстро, поэтому передвигаться будем на быстром виде транспорта – вертолёте. Всем путешественникам дают напутствие. Вам тоже дали напутствие. А какое, вы сейчас узнаете.
2.Проверка домашнего задания с элементами устного счёта.
( в это время несколько учеников работают индивидуально)
Учитель показывает карточки с заданиями, ученики правильно читают выражения, называют ответ.
а ) (198 + 202) * 2 = 800 Увеличьте ответ в 100 раз. (80000)
- Прочитайте выражение с таким ответом.
Б) (6000 – 1500) : 30 = 150
- Прочитайте выражение, ответ которого 1000 раз больше.
в) 810 : 3 * 1000 = 270000
- Прочитайте выражение с таким ответом.
г) 900 * 700 = 630000
- Прочитайте выражение с таким ответом.
- Назовите число, имеющее 741 сотню ( 74100) прибавь 96 единиц ( 74196)
( каждому ответу соответствует буква)
74196 Д
80000 А
150 У
270000 Ч
630000 И
( Расположи ответы в порядке возрастания, прочитай получившееся слово)
( проверка индивидуальной работы)
Звучит музыка. Мы отправляемся в путешествие. Запускаем моторы, взлетаем ( дети движениями рук имитируют запуск моторов и взлёт)
3.Работа по новой теме.
-Сейчас узнаем с какими задачами будем работать
( на доске несколько формул)
-Формулы перепутались. Выберете те, которые не связаны с геометрическим материалом.
V = S : t S = a * b
S = V * t P = (a + b ) * 2
T= S: V P= a* 2 + b* 2
-Какие задачи решали, используя эти формулы? ( задачи на движение)
- Правильно. Сегодня продолжим работать с такими задачами, но решать будем более сложные.
- Вспомним, что надо знать, чтобы найти расстояние, скорость, время. ( ответы учеников).
( ребята работают в парах)
- Ребята первого ряда составят простые задачи на нахождение скорости, ребята второго ряда – на нахождение времени, ребята третьего ряда – на нахождение расстояния.
( проверка несколько пар рассказывают свои задачи)
- Молодцы, мы вспомнили, что надо знать. Чтобы найти скорость, время , расстояние .Эти знания нам понадобятся , чтобы решать составные задачи.
- Ребята как вы думаете, зачем надо уметь решать такие задач? ( знания пригодятся в старших классах, в жизненных ситуациях)
- Итак, мы начинаем решать составные задачи
На доске чертёж
50 км/ ч 60 км/ч
?
- Какие знакомые величины вы увидели?
- Какие предметы могут передвигаться с такой скоростью? ( автомобиль, автобус, мотоцикл)
- Что неизвестно в задаче?
( расстояние между населёнными пунктами)
- Используя эти данные составьте задачу.
( Из двух городов, навстречу друг другу выехали два автобуса и встретились через 3 часа. Первый ехал со скоростью 50 км/ч, второй – 60 км/ч. Какое расстояние между этими населёнными пунктами?
- Повторите условие задачи.
Назовите главный вопрос.
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Нет. Почему? ( рассуждение по алгоритму: чтобы найти расстояние. Надо скорость умножить на время. Нам известно время движения – 3 часа, известны скорости автобусов)
- Как же найти расстояние? ( автобусы движутся навстречу друг другу. Значит они сближаются. Надо найти скорость двух автобусов.
- Такую скорость называют скоростью сближения.
- Каким действие узнаем скорость сближения? ( + )
- Теперь можем ответить на главный вопрос?
- Каким действием? Покажите карточку. ( *)
- Запишите план решения в тетрадь
1) +
2) *
-Запишите решение в тетрадь
1) 50 + 60 = 110 ( км/ч) – скорость сближения
2) 110 * 3 = 330 (км)
- Кто составил выражение? Прочитайте.
(50 + 60 ) * 3 = 330 (км)
- Посмотрите ещё на чертёж. Можно ли решить по другому эту задачу?
( ученики составляют план решения задачи, рассказывают второй способ решения)
Один ученик записывает решение на доске, устно составляют выражение)
- Посмотрите на следующее выражение и составьте вопрос к нему.
60 * 3 - 50 * 3?
- На доске появился второй чертёж. Что изменилось?
50 км/ ч 60 км/ч
330 км
( известно расстояние, скорость автобусов, неизвестно время)
- Составьте задачу.
( ученики составляют задачу, рассуждают, составляют план решения, записывают в тетрадь)
1) + 50 = 60 = 110 (км/ч)
2) 2) : 330 : 110 = 3 (ч)
- Запишите решение , составив выражение. ( учитель выдаёт карточку – подсказку слабым ученикам)
- Посмотрите на третий чертёж. Что изменилось?
? 60км / ч
330 км
- Составьте задачу по этому чертежу
- Составьте план решения задачи.
- Расскажите
1) Какое расстояние проехал второй автобус?
60 3 = 180 (км)
2)Какое расстояние проехал первый автобус?
330 – 180 = 150 ( км)
3)С какой скоростью ехал первый автобус?
150 : 3 = 50 ( км/ч)
- Как по другому можно решить эту задачу? ( ребята рассказывают)
- Мы рассмотрели 3 задачи. Какие это задачи? ( обратные)
- Почему?
- Как же связаны между собой величины: скорость, время, расстояние?
4.Самостоятельная работа.
- За вами весь урок наблюдал Всезнайка и хочет посмотреть, научились ли вы решать эти задачи?
- Откройте учебники на странице 20, найдите № 95
- Прочитайте задачи, выберите для себя ту, которую можете решить.
- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задачу, 2 задачу, 3 задачу.
- Приступаем к работе
( слабым ученикам учитель даёт карточки – подсказки)
( проверка индивидуальная)
- Наше путешествие подошло к концу. Покажем Всезнайке и нашим гостям, как вы сами оценили свою работу на уроке. ( на партах лежат полоски)
Красная полоска – работал в полную силу.
Жёлтая – работал хорошо
Синяя – мог работать лучше.
- Возвращаемся в класс. Запишем домашнее задание
СТР. 20 № 97.
5. Итог урока:
Чему учились на уроке?
- Что надо знать, чтобы найти скорость, время, расстояние?
- Молодцы