Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока в 1 классе

Мера длины. Сантиметр

Попова Людмила Александровна

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомиться с первой общепринятой единицей измерения длины – сантиметр.

Современные образовательные технологии:игровые технологии

УУД:

  1. Предметные:

ü  ввести новый термин «сантиметр» как меру длины;

ü  познакомить с инструментом для черчения – линейкой;

ü  использовать сантиметр для измерения длины объектов;

ü  познакомиться с историей измерения и разными мерами длины;

  1. Метапредметные:

а) познаватнльные:

ü  учить выделять и самостоятельно формулировать проблему, находить пути её решения;

ü  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

б) коммуникативные:

ü  формировать приёмы и навыки учебного сотрудничества через организацию парной работы;

ü  формировать умение представлять результаты парной работы перед классом, умение слушать и слышать выступающих;

в) регулятивные:

ü  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

  1. Личностные:

ü  формировать контрольно-оценочную самостоятельность, рефлексию своих действий;

ü  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ü  развивать дружеские взаимоотношения.

Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки, презентация на тему «Мерки длины. Сантиметр», раздаточный материал для работы в паре   (бечёвка длиной 20 см, кружки, прямоугольники), линейки с мерками в виде апельсинов и бананов,  разные виды инструментов для измерения длины (сантиметр, рулетка), аудиозапись песни “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”,  аудиозапись из м/ф “Зарядка для хвоста”, смайлики.

ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент.Создание ситуации успеха. Мотивация.

Психологический и эмоциональный настрой.

                                     Прозвенел звонок веселый.

                                     Мы начать урок готовы!

                                       Будем слушать, рассуждать

                                      И друг другу помогать.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и покажите мне, что вы готовы работать.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, весёлым, познавательным.)

-Что для этого нужно? (Внимательно выполнять задания, активно работать).

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

 II. Актуализация знаний.

Звучит отрывок песни “Ужасно интересно” из м/ф “38 попугаев”.

1. Беседа по мультфильму.

- Ребята, вы узнали эту песенку?

- А как это “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”? ( Когда хочется узнать всё, что еще не знаешь.)

- Что нужно делать, чтобы всё узнать? (Учиться, читать книги.)

- К нам в гости сегодня пришёл один из героев этого м/ф. А кто именно, вы  узнаете, если будете быстро и правильно отвечать на мои вопросы. Готовы?

2. Математический диктант (по числовому отрезку).

- Назовите число последующее 6.

- Назовите число предыдущее 10.

- Какое число находится справа от числа 5?

- Какое число находится слева от числа 9?

- На сколько 6 больше 2 ?

- На сколько 3 меньше 8?

- Первое слагаемое - 5, второе слагаемое - 4, найдите сумму.

- Я задумала число, вычла из него 3, получила 7. Какое число я задумала?

- На какие две группы можно разбить получившиеся ответы? (На чётные и нечётные числа.)

- Поставьте в порядке возрастания чётные числа. ( 4 6 8 10)

- Теперь переверните карточки на доске и прочитайте кто  будет у нас сегодня в гостях. (Удав - показ игрушки)

III. Постановка учебной проблемы.

1. Подводящий к проблеме диалог.

- Что делали герои в м/ф “38 попугаев”? (Измеряли удава.)      

- Но почему удав такой грустный? Как вы думаете? (Он не может понять, какой у него рост.) 

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слонёнок.)

        - Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

        - А мартышка? (5)

        - А в попугаях длина удава? (38)

- Ребята, а удав действительно становится длиннее или короче?

- Давайте попробуем помочь удаву и тоже измерим его рост. Только будем измерять в бананах и апельсинах.

- У вас на партах лежат бечёвки («удав»), кружки (представим, что это апельсин) и прямоугольники (представим, что это банан).

- Измерьте, пожалуйста, длину бечёвки кружками. (Один ученик измеряет длину удава (игрушки) апельсином.

- Теперь измерьте длину удава бананами. (Аналогично)

2. Проблемная ситуация с удивлением.

- Что же у нас получилось? (Удав в апельсинах длиннее, чем в бананах.)

Запись на доске:

УВ = 12 бананов;

УВ = 20 апельсинов.

- Снова длина удава разная! Почему так произошло? Разве удав разный? Может, плохо считали? Может, хвостик куда-то спрятался, когда измеряли бананами? (Потому что апельсины меньше по размеру, чем бананы.)

- Значит, в чём была проблема у героев мультфильма? (В размере животных)

- А у нас в чём проблема?  (Разные фрукты)

3. Побуждение к решающей гипотезе.

- Так что нужно сделать, чтобы ваши измерения получились одинаковыми?

(Нужно взять одинаковые фрукты; нужно взять что-то другое одинаковое;

нужна одинаковая мерка.)

IV. “Открытие нового знания”.

- Правильно, нужно взять одинаковую мерку для измерения.

- Мы должны взять специальный инструмент для измерения. Кто знает, как он называется? (Линейка )

- Вот у меня линейка, а на ней мерка - апельсины, на другой линейке мерка -бананы.  (Показ).

- Можно такими линейками измерять предметы и получать одинаковые результаты? (Нет.)

         - Зависит ли результат от мерки?

        -Разные мерки – разные результаты.

- Значит, нам нужна линейка с одинаковыми мерками.

- А что такое мерка?

- Давайте посмотрим, как Петя измерил длину своего отрезка в №3 на стр. 68.

Что он для этого сделал? (Приложил линейку к отрезку.)

- Покажите ваши линейки. Рассмотрите их. Что у них одинаковое?

- Похож ли этот инструмент на числовой отрезок?

- Почему вы так решили? (Потому что есть цифры, деления.)

- Каждый отрезок имеет своё имя, которое состоит из двух заглавных букв. Петя назвал свой отрезок КМ.

- Какое число стоит напротив точки К? Почему? (0. Начало линейки.)

- Какое число называет длину отрезка? (9)

- Как вы думаете, как называется единичный отрезок на линейке? (Сантиметр)

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем название темы сегодняшнего урока в учебнике на с.68.

- Итак, с какой меркой длины мы сегодня будем знакомиться? (С сантиметром.)

- Посмотрите на плакат на доске. В математике принято записывать слово сантиметр сокращенно СМ. Значит, единичный отрезок математическим языком будет записываться 1 СМ. А в тетради – это 2 клетки.

- Так какую мерку длины должны были выбрать герои м/ф, чтобы правильно измерить рост удава так, чтобы никому не было обидно? (Сантиметр)

- А в  древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева, срубленного  на постройку дома.

Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами. (презентация)

- А сейчас мы вместе с нашим гостем  немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА (аудиозапись из м/ф “Зарядка для хвоста”)

V. Первичное закрепление нового материала.

- А где еще, кроме линейки в повседневной жизни встречается нам мерка длины – сантиметр? (Дома, в хозяйстве, в мастерской)

- А я вам покажу необычную линейку (показ рулетки).

- Кто знает, как она называется и где используется?  (Рулетка. Нужна дома, в строительстве, чтобы измерять большие длины.)

- А еще есть “мягкий” сантиметр (показ швейного сантиметра). Кто знает, кто пользуется такой линейкой? (швеи, портные.)

Проверка решающей гипотезы.

- Давайте с помощью линейки измерим длину отрезка Вовы в № 4 на с.68.

- Какой длины получился у вас отрезок ВК? (7см)

- У всех получился такой результат?

- И у меня тоже!

- Так почему же получился одинаковый результат, если линейки у всех разного цвета, из разного материала? (Потому что измеряли не линейками, а сантиметрами.)

- Скажите, теперь можно сравнить длины отрезков Пети и Вовы? Почему? (Можем, потому что на линейках одинаковая мерка.)

- Прочитайте правило на с. 69.

VI. Тренировочные упражнения на закрепление.

1. - Прочитайте задание № 5 на с.69.

- Сможем ли мы построить такой же отрезок АК в тетрадях? (показ построения отрезка на доске)

2. - Давайте потренируемся в измерении длин отрезков.

- Выполните № 6 на с.69 учебника.

- Какой длины отрезок Кати?

- Какой длины отрезок Вовы?

- Чей отрезок длиннее?

- Чей отрезок короче?

- На сколько сантиметров отрезок Кати больше отрезка Вовы?

- Что мы сейчас делали с отрезками?  (Сравнивали.)

- Прочитайте следующее правило на с.69.

- Значит, какие действия можно производить с мерами длин, измеренных одинаковыми мерками? (Сравнивать, складывать, вычитать.)

3. - Вот сейчас мы поможем и Пете найти длину отрезка СН. Это № 7 в учебнике (выполнение задания на доске с комментированием):

- Из каких двух маленьких отрезков состоит отрезок СН? (Из СТ и ТН.)

- Какой длины отрезок СТ? (4 см)

- Какой длины отрезок ТН? (3 см)

- Как найти целый отрезок СН? (Нужно сложить 2 части, 2 отрезка.)

- Так какой будет длина отрезка СН? (7 см)

- Запишите нужные числа в “окошки”.

- Обменяйтесь учебниками для проверки решения. Сверьте правильность записи с доской.

- Кто не нашел ошибок у своего соседа? Поставьте +

- Чей сосед допустил ошибку? (1 ученик записывает нужные числа на доске.

Обмениваются учебниками, проверяют решение)

- Запишите этот пример в тетрадях. (Записывают: 7см = 4см + 3 см)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- С какой меркой длины сегодня познакомились на уроке? (С сантиметром.)

- Как в математике обозначается сантиметр? (см)

- Что еще делали на уроке? ( Измеряли и чертили отрезки, сравнивали и складывали длины отрезков.)

- Понравился вам урок?

- Мне тоже понравилось, как вы поработали. Молодцы!

- Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению, и как бы вы оценили свою работу на уроке. Нарисуйте выбранный смайлик на полях тетради. (Выбирают и рисуют смайлик.)

- Смотрите, удав перестал грустить, стал весёлым и за вашу хорошую работу хочет угостить вас бананами и апельсинами.

Домашнее задание.

- Начертить в тетради отрезок, равный стольким  сантиметрам, сколько вам лет, назовите свой отрезок.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»