Математика через развивающие игры
Холодцова Елена Николаевнка
Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Точность и строгость математики, как науки, не должны выливаться в сухости её преподавания детям, отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения.
Известно, чо многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету - математике. Дети 6-7 лет радостно идут 1 сентября в первый класс. Это объясняется тем, что от природы они любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира, но уже на следующий день на лицах многих из них можно прочесть разочарование. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведёт к серьёзным последствиям: растёт число неуспевающих, а сам предмет кажется недоступным. Чем можно объяснить это явление? Неадекватностью методов обучения интересам детей. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для "серьёзного" изучения наук, в том числе математики. Распространено и такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Значит, нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат... Такими играми нового типа являются развивающие игры. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические опрерации. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Формирование развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить.
Занимаясь детьми, нужно помнить, что задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребёнку, а сформировать у него определённое отношение к миру, то есть заложить основы его личности.
Литература:
1. Е.М. Сербина "Математика для малышей", М., 1992;
2. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева "Чего на свете не бывает", М., 1991;
3. А.А. Столяр "Давайте поиграем", М., 1984;
4. Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры", М., 1990;
5. И.А. Барташникова "Учись играя", Харьков, 1997;
6. З.А. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников", М., 1990.