Конспект урока математики в 1 классе
Число и цифра 3
Бедретдинова Альбина Захировна,
ГБОУ лицей №384
1. Образовательная программа «Перспектива» автор учебника Л.Г.Петерсон 1 класс
2. Тема урока: Число и цифра 3
3. Цель: Ввести число 3, написание цифры 3. Формировать представление об отрезке, треугольнике
Задачи: Сформировать представление о числе 3, умение записывать. Складывать и вычитать. Развивать мышление, воображение. Воспитывать ответственное отношение к труду, умение самостоятельно оценивать свою деятельность.
Литература: учебник Л.Г. Петерсон, учебник, Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.-М.,1984
Начальная школа №14 2009 Г.Коробова, Методические рекомендации для учителя Л.Г.Петерсон
4. Оборудование: сюжетные картинки из сказки три поросенка, карточки с цифрами, цифровой веер
5. Оформление доски
Образец написания цифры 3 на плакате.
3 33 333 3 33 333…… |
Число 5 октября. Сюжетная картинка из сказки «Три поросенка».
Модели цветных полосок.
|
Модель треугольника. Запись учителя на доске.
1+2=3
2+1=3
3-2=1
3-1=2 |
6. Оформление записей в тетради учащегося.
Число 5.10 Написание цифры 3 Закономерность 3 33 333 Построение треугольника
1+2=2
2+1=3
3-2=1
3-1=2
|
Содержание урока.
Речь и деятельность учителя |
Речь и деятельность учащихся |
1. Организационный момент: подготовка учащихся к работе. 1 минуты
Долгожданный наш звонок- Начинается урок! Проверьте вашу готовность к уроку, на парте у вас лежат учебник, тетрадь, письменные принадлежности. |
|
2. Проверка домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме. 3 минуты
На доске выставлен числовой ряд чисел. Посчитайте в прямом и обратном порядке. От 4 до 9. От 8 до2. Назовите последующее число: 4,8,6. Как получили последующее число? Насколько оно больше? Назовите предыдущее число 10,7,3. Как получили предыдущее число? Насколько оно меньше? Какое число стоит между 6 и 8? Назовите соседей числа 3. |
Учащиеся озвучивают свои ответы. За числом 4 следует число 5, оно больше предыдущего на один. Перед числом 10, стоит число 9, оно меньше на один. Между 6 и 8 стоит 7. Соседи числа 3 слева 2 справа 4.
|
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности : подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока. 7 минут
Сегодня на уроке у нас гости – сказочные герои. Попробуйте угадать кто это? Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек –копытца. Трое их –и до чего же Братья дружные похожи! Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Учитель демонстрирует изображение героев сказки. Не случайно эти герои пришли к нам в гости. Сегодня на уроке мы научимся писать цифру 3. Узнаем состав числа 3. Будем учиться прибавлять и вычитать число 3, а также узнаем много интересного и нужного. Для начала давайте посмотрим, на что похожа цифра 3? На доске появляется изображение цифры 3.
Погляди на цифру три- Точно ласточка, смотри. Три. Не просто завитушка – Три- пружинка, крендель, стружка. Три – это заклинатель змей Вышел с дудочкой своей. Перед ним танцует змейка – Хвост крючком, дугою шейка. Ты на змейку посмотри – Да ведь это цифра три!
Из каких элементов состоит эта цифра? Чем они различаются? Покажите на числовом веере, цифру 3. Какое число предшествует числу 3? Какое число следует за ним? Покажите, какие два числа надо сложить, чтобы получить в сумме 3. Как еще можно получить число? На каком месте в натуральном ряду стоит число 3? А где можно встретить число 3? Учащиеся пишут цифру 3 по образцу в учебнике на стр.30 Посмотрите на доску и найдите закономерность, по которой надо записать ряд чисел. Какую закономерность вы нашли? Как называются числа для записи, которых используются три цифры? Две? Пять?
|
Три поросенка.
На крючок.
Цифра 3 состоит из полуовалов. Один из них больше, другой меньше.
Учащиеся показывает различные варианты состава числа 3 на числовом веере. Число 3 в натуральном ряду стоит на третьем месте. В названиях сказок. Три медведя, три поросенка. Тридевятое царство. Написание цифры 3 по образцу.
Каждое последующее число увеличивается на одну цифру 3. Учащиеся продолжают закономерность в тетради. Числа которые состоят из трех цифр называются трехзначными, из двух –двузначные, из пяти – пятизначные. |
4. Усвоение новых знаний. 8 минут
У учащихся и учителя заранее готовы модели полосок из цветной бумаги разной длины. Рассмотрите полоски. Сравните по длинне полоски.Какая из них длиннее? Красная или зеленая? Какая короче? Синяя или красная? Что вы можете сказать, о синей и зеленой полоске? Приведите примеры когда вы о чем то можете сказать, употребив отношение длиннее, короче, одинаковый.
Работа по учебнику с.30 №1. Найдите в окружающей вас обстановке предметы такой же формы, что и карандаш. Общее во всех этих предметах то, что их можно нарисовать, как часть прямой. Такая часть прямой называется отрезком. №2 стр.30. Сравните отрезки по длине. Возьмите три палочки и выложите из них геометрическую фигуру. Какая фигура у вас получилась? Как связано с числом три название этой фигуры? Что такое треугольник?
Работа по учебнику с.30 Отметьте вершины треугольника. Цветным карандашом отметьте его стороны. Соедините точки по порядку. (Учитель показывает на доске как надо приложить линейку и провести отрезок с её помощью).
|
Зеленая полоска длиннее красной. Красная полоска короче синей. Синяя и зеленая полоски одинаковые. Путь от школы до дома, короче чем путь от школы до театра. У Гриши и Пети одинаковые пиджаки.
Ручки, фломастеры, указка, счетные палочки.
Учащиеся находят длинный, короткий и одинаковые отрезки.
Геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 вершины,3 стороны, 3 отрезка.
Учащиеся выполняют работу в тетрадях под руководством учителя. |
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепления знаний. 9 минут.
Работа по учебнику С.30 №4,5 Как вы думаете, какое действие мы будем выполнять? Что значит сложить? Назовите компоненты действия сложения. Задание выполняется с проговариванием. Сколько фигур в 1 мешочке? сколько во 2? Что мы получим в сумме? Назовите компоненты действия вычитания. Сколько фигур в 1 мешочке? Во 2? Чему равна разность? |
Сложение – это объединение предметов. 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. В 1 мешочке 1 квадрат, во 2 мешочке 2 треугольника. Действие сложить значит объединить эти фигуры в один мешочек. ! квадрат и 2 мешочка, всего будет 3 фигуры – запишем это в третий мешочек. Это сумма. Значит 1+2=3 Уменьшаемое, вычитаемое, разность Из первого мешочка в котором 3кружка, мы вычитаем 2 кружка, остается 1. Это разность. Значит 3-2=1 |
6. Систематизация и обобщение знаний.3 минуты
С каким числом мы познакомились на уроке? Как можно получить число 3? Покажите, на карточках что у вас получилось. Что нового узнали о треугольнике? Что такое отрезок? |
Учащиеся составляют примеры с помощью математической кассы. Треугольник – это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 стороны, 3 вершины, 3 отрезка.
|
7. Подведение итогов: анализ успешной образовательной деятельности.2 минуты
Поднимите руки, кто считает. Кто справился с заданиями, выполняемыми на уроке. Кому было легко, а кому не очень? Какое задание вызвало у вас трудности? Отметьте на полях учебника шкалу и уровень до которого вы дошли . |
Затруднение вызвало задание №3 в построении треугольника по линейке. У некоторых учеников задание №5 действие вычитание. |
8. Организационное завершение урока. 2 минуты
Закончить наш урок я хочу поговоркой «Чтобы научиться трудолюбию нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня». Как вы понимаете эту поговорку? У нас с вами еще много времени, чтобы не только научиться трудолюбию, но и собрать запас знаний, который поможет вам в жизни. |
Пока не поздно надо учиться. |