Умение решать задачи – одно из важнейших универсальных учебных действий
Власова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов,
ГБОУ гимназия № 168
Центрального района Санкт-Петербурга
Современные требования к результатам обучения подразумевают овладение не только предметными, но и общепредметными (универсальными) умениями, сущность которых можно кратко охарактеризовать как умение учиться.
При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии. Как правило, в них используются математические способы решения. Умение решать проблемы или задачи – это одно из важнейших познавательных универсальных действий. Речь идет не об умении решить какую-либо конкретную задачу, а о формировании общего приема решения задач. В связи с этим анализ содержания общего приема решения задач удобнее всего рассматривать на учебном предмете «Математика».
Решение текстовых задач является весьма важной темой в школьном курсе математики, но, вместе с тем, и весьма сложной как для учащихся начальных классов, так и для школьников среднего звена. Эта трудность во многом связана с тем, что процесс решения задачи является многоэтапным.
Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:
- Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач.
- Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
- Установление отношений между данными и вопросом.
- Составление плана решения.
- Осуществление плана решения.
- Проверка и оценка решения задач.
Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.
Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач
Компоненты приема |
Содержание компонентов приема |
Критерии оценки сформированности компонентов приема |
1. Анализ текста задачи |
1. Семантический анализ направлен на обеспечение содержания текста и предполагает выделение и осмысление: - отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических; - грамматических конструкций («если… то», «после того, как …» и т.д.; - количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д.; - восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации; - выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.). 2. Логический анализ предполагает: - умение заменять термины их определениями; - умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления). 3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. Анализ условий направлен на выделение:
- рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей, - рассмотрение количества объектов и их частей;
- однородные, разнородные, - числовые значения (данные), - известные и неизвестные данные, - изменения данных: изменяются (указание логического порядка их изменений), не изменяются, - отношения между известными данными величин. Анализ требования: - выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта (ов). |
1. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. 2. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации). 3. Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами. 4. Умение выделять формальную структуру задачи. 5. Умение записывать решение задачи в виде выражения. |
|
1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. 2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели. 3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык. |
1. Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) 2. Умение выражать структуру задачи разными средствами. |
|
Установление отношений между: - данными условия; - данными требования (вопроса); - данными условия и требования задачи. |
|
|
1. Определить способ решения задачи. 2. Выделить содержание способа решения. 3. Определить последовательность действий. |
|
|
1. Выполнение действий. 2. Запись решения задачи Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного) |
Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними. |
|
1. Составление и решение задачи, обратной данной. 2. Установление рациональности способа: - выделение всех способов решения задачи; - сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений; - выбор оптимального способа. |
1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи. 2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. 3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. 4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи. |
Важным этапом в работе с текстовой задачей является работа с ее текстом. На этапе анализа текста необходимо выделить объекты, о которых идет речь в задаче, выделить условие задачи и ее вопрос, установить известные, неизвестные и искомые величины, выделить ситуации, описанные в задаче и, конечно, составить краткую запись задачи, используя символы, рисунки, графические образы, схемы.
Виды работ с текстовыми задачами
- Работа с текстом задачи.
а) Ширина Садового кольца в Москве 55м. Можайское шоссе на 20 м шире Тверской улицы, а тверская улица на 15 м уже Садового кольца. Найди ширину Можайского шоссе.
- Прочитайте задачу. Что вы заметили?
- Если можно, запишите более удобную формулировку задачи.
б) Дано условие задачи: Мама купила 8 кг картофеля, а моркови на 6 кг меньше.
- Придумайте несколько вопросов и решите получившиеся задачи.
в) Найдите вопросы, которые подходят к данному условию: В 8 одинаковых пакетов расфасовали 24 кг. Орехи их двух пакетов израсходовали.
- Во сколько раз израсходовали орехов меньше, чем осталось?
- Сколько килограммов орехов было во всех пакетах?
- На сколько больше орехов осталось, чем израсходовали?
- Во сколько раз израсходовали пакетов меньше, чем осталось?
- Сколько килограммов орехов израсходовали?
- Сколько килограммов орехов осталось?
- На сколько больше израсходовали орехов, чем осталось?
г) Два теплохода находились на расстоянии 30 км друг от друга и поплыли в противоположные стороны. На каком расстоянии друг от друга будут теплоходы, если один проплывет 10 км, а другой 6 км?
- Прочитайте задачу?
- Сколько решений имеет задача?
- Как нужно изменить условие задачи, чтобы решение было одно?
- Работа над задачами с лишними данными.
В каждый прилет к гнезду скворец приносит птенцам трех насекомых массой 3г каждое. В день пара скворцов прилетает к гнезду 40 раз. Сколько насекомых съедают птенцы за день?
- Что вы заметили?
- Все ли данные понадобятся для решения?
- Измените условие задачи так, чтобы в нем остались только те данные, которые необходимы для решения задачи?
- Как нужно изменить вопрос задачи, чтобы для ответа на него потребовались все данные?
- Работа над задачами с недостающими данными.
Из двух городов выехали одновременно навстречу друг другу два мотоциклиста. Один мотоциклист двигался со скоростью 90 км/ч и проехал до встречи 180 км. Какое расстояние проехал до встречи другой мотоциклист?
- Можно ли решить эту задачу?
- Измените вопрос так, чтобы задачу можно было решить?
- Дополните условие так, чтобы задачу можно было решить?
- Работа с буквенными данными.
- В коробке лежало а кг халвы. Сначала из нее взяли b кг халвы, а потом взяли в c раз больше, чем в первый раз. Сколько халвы осталось в ящике?
- Пачка печенья стоит m рублей, а пачка вафель - в n раз дороже. Сколько стоит вся покупка?
- Работа с моделями задач.
- Составь задачу по чертежу (например, дан чертеж к задаче на движение).
- Какая из схем соответствует задаче «На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше, чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах? (предлагаются 2-4 схемы для выбора правильного варианта).
- Работа с обратными задачами.
Какая из задач является обратной по отношению к данной: «Для уроков труда купили цветную бумагу. На одном уроке израсходовали 7 листов, а на другом – вдвое больше. После этого осталось 6 листов. Сколько листов бумаги купили?»
- Для уроков труда купили 27 листов цветной бумаги. Израсходовали 14 листов бумаги. Сколько листов бумаги осталось?
- Для уроков труда купили 27 листов цветной бумаги. На одном уроке израсходовали 7 листов, а на другом – вдвое больше. Сколько листов бумаги осталось?
- Для уроков труда купили цветную бумагу. На одном уроке израсходовали 18 листов, а на другом в 3 раза меньше. После этого осталось 6 листов. Сколько листов бумаги купили?
- Комплексная работа над задачей:
а) Заказали 8 ящиков печенья и 6 ящиков конфет. Ящик с конфетами в 3 раза тяжелее ящика печенья. Сколько всего сладостей заказали, если печенья было 72 кг?
б) Заказали 8 ящиков печенья и столько же ящиков конфет. Ящик с конфетами в 3 раза тяжелее ящика печенья. Сколько всего сладостей заказали, если печенья было 72 кг?
- Сравните задачи. У них будут одинаковые решения?
- Решите обе задачи. Ваше предположение было верным?
- Найдите другие способы решения каждой задачи. Выберите из них наиболее рациональные.
- Среди найденных способов решения второй задачи есть способ решения в два действия? Постарайтесь его найти.
- Можно ли первую задачу решить двумя действиями? Почему?
Диагностическая работа
по определению уровня сформированности общего приема решения задач
у учащихся 4-ых классов
Анализ текста задачи
- О чем говорится в задаче «В детский сад завезли апельсины, мандарины и лимоны. Апельсинов было 126 кг, мандаринов на 26 кг меньше, чем апельсинов, а лимонов в 5 раз меньше, чем мандаринов. Сколько всего фруктов завезено в детский сад?»
1) о детском саде, фруктах
2) об апельсинах, мандаринах, лимонах
3) о массе апельсинов, массе мандаринов, массе лимонов
- О каких величинах идет речь в этой же задаче?
1) об апельсинах, мандаринах, лимонах
2) о массе апельсинов, массе мандаринов, массе лимонов
3) о массе апельсинов, массе мандаринов, массе лимонов, общей массе
- О каком процессе идет речь в задаче: «Лодка проплыла 120 км за 6 часов. Какова скорость лодки?»
1) работа
2) движение
3) купля-продажа
- Если в задаче речь идет о процессе работы, то значит, говорится о следующих величинах:
1) цена, количество, стоимость
2) скорость, время, расстояние
3) производительность в час, количество часов, общая производительность
Перевод текста на язык математики (схемы, таблицы)
- Какая из схем соответствует задаче «На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше, чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах? (предлагаются 3 схемы для выбора правильного варианта).
- Какая из моделей лучше показывает отношение величин в задаче «Расстояние между двумя пристанями 260 км. Два катера плыли навстречу друг другу с одинаковой скоростью 2 км/ч. Какое расстояние было между ними через два часа?»
1) таблица 3) чертеж
2) краткая запись 4) схема
Установление отношений между данными и вопросом
- Каким действием решается задача: «На первой полке стояли 12 книг, что на 3 книги больше, чем на второй полке. Сколько книг стояло на второй полке?»
1) вычитанием 3) умножением
2) сложением 4) делением
- Выберите вопрос, который подойдет к данной задаче: «Парусная лодка проплыла за 4 часа 32 км, а плот за 6 часов 30 км».
1) Какое расстояние проплыли оба судна?
2) На сколько скорость парусной лодки больше скорости плота?
3) Через какое время лодка и плот встретятся?
Составление плана решения
- Выделите правильно составленный план решения задачи «5 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких же фломастеров. Сколько денег заплатили за них?»
1) - сначала 5 умножим на 30
- полученное произведение разделим на 8
2) - узнаем цену фломастера: 30 умножим на 5
- найдем стоимость 8 фломастеров: 150 х 8
3) - главный вопрос задачи – нахождение стоимости фломастеров
- для этого надо знать цену и количество
- количество известно, цена – неизвестна
- 8 фломастеров стоят столько же, так как сказано «таких же»
- 5 фломастеров стоят 30 рублей. Узнаем цену: 30 делим на 5
- найдем стоимость 8 фломастеров
Осуществление плана решения
- Выберите правильное решение задачи: В ателье было 3 рулона ткани по 18 м в каждом и 4 рулона по 12 м. Из всей ткани сшили 17 одинаковых платьев. Сколько метров пошло на каждое платье?
1) 18 х 3 = 54 (м) 3) 3+4=7 (р.)
12 х 4 = 48 (м) 18+12=30 (м)
54 – 48 = 6 (м) 30х7=210 (м)
210:17=12 (м)
2) 3 х 18 = 54 (м) 4) 18 х 3 = 54 (м)
4 х 12 = 48 (м) 12 х 4 = 48 (м)
54 + 48 = 102 (м) 54 + 48 = 102 (м)
102 : 17 = 6 (м) 102 : 17 = 6 (м)
- Выберите выражение, которое является решением задачи: «Для детского сада купили машинки красного и зеленого цветов по 40 рублей за каждую. Зеленых машинок купили 5 штук. Сколько было красных машинок, если за всю покупку заплатили 320 рублей?»
1) (320 – 40) : 5
2) (320 – 40) х 5
3) 320 – 40 х 5
4) 320 : 40 – 5
Проверка решения задачи
- Какая из задач является обратной по отношению к данной: «В парке росло 25 берез, сосен было на 15 деревьев больше. Сколько всего деревьев росло в парке?»
1) В парке росло 18 берез, сосен было на 6 деревьев больше. Сколько всего деревьев росло в парке?
2) В парке росло 65 деревьев. Из них 25 были березы, остальные сосны. Сколько сосен росло в парке?
3) В парке росло 40 сосен, их было на 15 деревьев больше, чем берез. Сколько всего деревьев росло в парке?
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать аналогии. Решение задачи выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется прежде всего в различиях смысловой работы над текстом задачи. Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении задач предметов гуманитарного цикла конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью последующего обобщения полученной предметной информации.
Используемая литература
- Белошистая А.В. Решение задач в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы». - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
- Истомина Н.Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2010.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2200 задач по математике. 1-4 классы. В 3-х частях. – М.: АСТ-Астрель, 2002.