Урок математики во 2 классе
по системе учебников «Школа России»
(УМК по математике М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.)
Чигина Татьяна Михайловна,
учитель ГБОУ СОШ №254
Санкт-Петербург
Тема урока: Решение задач.
Цель урока: закреплять умение решать задачи.
Задача: формирование УУД:
Личностные УУД:
- формировать интерес к учению;
- развитие гибкости мышления.
Регулятивные УУД:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-определять цель и последовательность выполнения заданий;
-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные УУД:
-использование схем для решения задач, для преобразования текста задачи;
-использование математических моделей для конструирования задач, для преобразования текста задачи;
- устанавливать причинно-следственные зависимости между изменением текста задачи, схемы задачи и полученной математической моделью задачи;
-отрабатывать вычислительные навыки;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-применять правила делового сотрудничества;
-участвовать в продуктивном диалоге.
Оборудование урока:
Листы с заданием для устного счёта каждому,
листы с задачами для работы в парах,
учебник и рабочая тетрадь у каждого,
интерактивная доска, компьютер.
Используемые образовательные технологии: метод варьирования текстовых задач, игровые, здоровьесберегающие методы обучения, обучение в сотрудничестве.
Формы организации познавательной деятельности:коллективная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Ситуация успеха. Стадия вызова. Определение темы урока.
Содержание учебного материала, деятельность учителя. |
Содержание учебного материала, деятельность учащихся. |
||
- Начнём работу с определения темы урока. Положите перед собой заготовку для устного счёта. Читаете пример; если ответ верный, обводите букву в графе «+», если неверный – в графе «-». |
Ученики читают и решают пример, обводят в соответствующей графе букву. При правильном решении получают слово «задачи». |
||
|
+ |
- |
|
Сумма чисел 17 и 12 равна 29. |
з |
м |
|
Если вычитаемое 13, а разность 27, то уменьшаемое равно 14. |
о |
а |
|
Число 4 меньше числа 26 на 30. |
л |
д |
|
35 уменьшить на 8 равно 27. |
а |
о |
|
Если уменьшаемое 59, а разность 18, то вычитаемое – число, в котором 4ед. и 1д. |
д |
ч |
|
Число 14 больше, чем 5, на 6. |
ц |
и |
|
Произведение 9 и 3 равно 27. |
! |
ы |
|
- Проверяем. Читайте задание, объясняйте, как выполнили.
- Назовите тему урока! -Чему будем учиться на уроке?
|
- Сумма чисел 17 и 12 равна 29. Это верно, буква «з». - Если вычитаемое 13, а разность 27, то уменьшаемое равно 14. Неверно, уменьшаемое равно 40, буква «а». - Число 4 меньше числа 26 на 30. Неверно, на 22, буква «д». - 35 уменьшить на 8 равно 27. Это верно, буква «а». - Если уменьшаемое 59, а разность 18, то вычитаемое – число, в котором 4ед. и 1д. Неверно, это число, в котором 1ед. и 4д. – 41. Поэтому буква «ч». - Число 14 больше, чем 5, на 6. Неверно, на 9, буква «и». - Произведение 9 и 3 равно 27. Это верно, поэтому - «!».
- Задачи! - Будем учиться решать задачи.
|
||
3.Стадия осмысления.
1)математический диктант
- Проверим, как вы умеете решать простые задачи. Положите перед собой заготовку с задачами. Устно решаете и соединяете линией текст задачи с выражением её решения. Работайте в парах. |
|
||
1. |
На тарелке лежало 15 пирожков. После того как несколько пирожков съели, на тарелке осталось 9 пирожков. Сколько пирожков съели? |
|
|
2. |
Пирог разрезали на несколько кусков. После того как съели 9 кусков, осталось – 15. На сколько кусков был разрезан пирог? |
15-9 |
|
3. |
На овощной салат израсходовали 15 огурцов, а на мясной – на 9 огурцов меньше. Сколько огурцов израсходовали на мясной салат? |
15+9 |
|
4. |
Мама вымыла 15 яблок и 9 груш. Сколько всего яблок и груш вымыла мама? |
|
|
5. |
На стол поставили 9 чашек и положили 15 ложек. |
|
|
- Проверяем. Читайте задачу, объясняйте, как решали.
- Оцените правильность своей работы по шкале. Встаньте те, кто ни разу не ошибся и поставил «+» на самом верху шкалы. -Молодцы!
|
- На тарелке лежало 15 пирожков. После того как несколько пирожков съели, на тарелке осталось 9 пирожков. Сколько пирожков съели? Надо 15-9=6(п.). Ответ: 6 пирожков съели. - Пирог разрезали на несколько кусков. После того как съели 9 кусков, осталось – 15. На сколько кусков был разрезан пирог? Надо 15+9=24(к.). Ответ: на 24 куска был разрезан пирог. - На овощной салат израсходовали 15 огурцов, а на мясной – на 9 огурцов меньше. Сколько огурцов израсходовали на мясной салат? Надо 15-9=6(ог.). Ответ: 6 огурцов израсходовали на мясной салат. - Мама вымыла 15 яблок и 9 груш. Сколько всего яблок и груш вымыла мама? Надо 15+9=24(фр.). Ответ: 24 фрукта вымыла мама. - На стол поставили 9 чашек и положили 15 ложек. Это не задача, потому что нет вопроса.
Дети оценивают правильность своей работы по оценочной шкале.
|
||
Физкультминутка.
2)решение базовой задачи
- Откройте учебник на странице 78, найдите и прочитайте про себя задачу 5.
Читаем вслух.
Расскажите.
Найдите главные слова для краткой записи. Запишите задачу кратко в тетрадь.
- Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи?
- Значит, что узнаете первым действием? - Запишите решение задачи по действиям, потом выражением. - Соотнесите результат и вопрос задачи. - Оцените правильность своей работы по шкале. Встаньте те, кто решил задачу правильно и поставил «+» на самом верху шкалы. -Молодцы!
|
Дети находят и читают про себя задачу.
Читают вслух.
Рассказывают.
- Было, посадил, осталось. В тетради записывают: Было -16п. и 11л. Посадил – 23цв. Осталось – ?цв.
- Нет, неизвестно сколько всего нужно посадить цветков. - Сколько всего нужно посадить цветков. Дети записывают решение задачи по действиям, потом выражением. - Осталось 4 цветка, меньше, чем было.
Дети оценивают правильность своей работы по оценочной шкале. |
3)составление и решение обратной задачи
- Составьте обратную задачу так, чтобы её решением была модель – 16+11-4.
- Запишите решение задачи выражением.
- Соотнесите результат и вопрос задачи. |
- Садовнику надо было посадить 16 пионов и 11 лилий. Сколько цветков посадил садовник, если ему осталось посадить 4 цветка? Дети записывают решение задачи выражением.
Отвечают на вопрос задачи. |
Физкультминутка.
4)Составление и решение обратной задачи, изменив числовые данные по схеме, или решение обращённой задачи с изменёнными числовыми данными.
- Составьте задачу обратную базовой, изменив числовые данные по схеме: Было - ?п. и 16л. Посадил – 23цв. Осталось – 8цв.
- Прочитайте другую задачу.
- Сравните данную задачу и базовую.
- Решите любую из этих двух задач. Запишите решение задачи по действиям. - Проверим, записав решения на доске.
- Оцените правильность своей работы по шкале. Встаньте те, кто решил задачу правильно и поставил «+» на самом верху шкалы. -Молодцы!
|
- Садовнику надо было посадить несколько пионов и 16 лилий. Он посадил 23 цветка и ему осталось посадить 8 цветков. Сколько пионов надо посадить садовнику?
- Садовнику надо было посадить 16 пионов, а лилий на 7 меньше. Сколько цветов посадил садовник, если ему надо посадить ещё 5 цветов? -Задача тоже про пионы и лилии, которые надо было посадить, пионов – 16. Но в этой обратной базовой задаче изменено оставшееся количество цветов и условие про лилии.
Дети записывают решение выбранной задачи по действиям.
Ученики записывают решение выбранной задачи на доске. Дети оценивают правильность своей работы по оценочной шкале. |
4.Рефлексия.
- Какую учебную задачу ставили в начале урока? - Выполнили задачу урока?
- Кто из вас лучше стал решать задачи? Оцените, показав на шкале.
- Спасибо за урок. |
- Научиться решать задачи.
Дети высказывают свои мнения.
Ученики оценивают. |