Вараксина Наталья Вадимовна
Урок математики 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова (ФГОС 2-го поколения)
Знакомство с понятием «задача».
Цель: познакомить с понятием «задача».
Планируемые результаты:
Предметные: овладение понятием «задача»; распознавание задачи в ряду похожих объектов; преобразование фигур по заданному описанию;
Личностные: положительное отношение к изучению математики;
Коммуникативные - принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно читать тексты с целью освоения информации; составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
Ход урока:
- Орг.момент: Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, –
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Р. Киплинг
Стадия вызова
Подбери нужную фигуру
Ну что, трудную задачку я вам задала? Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову?
(текст, числа, вопрос)
Ребята, вот и в сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Слайд: сказочные персонажи (Винни Пух, Леопольд, кот в сапогах, царевна лягушка). Возле каждого из них текст (реплика, вопрос, задача и т.п.)
Леопольд: у меня было 5 ромашек. 2 я подарил мышатам. Сколько ромашек у меня осталось?
Винни Пух: вечером было 3 горшочка с медом, а утром ни одного. Где бы подкрепиться?
Лягушка: кто в теремочке живет?
Кот в сапогах: чем бы я мог питаться на необитаемом острове?
Как вы думаете, кто из них составил задачу?
Мнения могут разойтись, , тогда учитель предлагает детям определить причину этих расхождений. Если отсутствует версия о недостаточности знаний о задаче, учитель высказывает предположение:
- наверное, вы почувствовали, что вам недостаточно знаний о задаче? Давайте подумаем , что нам необходимо знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить выполнение домашнего задания сказочными героями.
Спрашиваю детей.
Слайд с вопросами: что такое задача?
Как узнать задачу?
- Исследование.
Учитель предлагает детям определить путь получения знаний, по которому они пойдут:
- как вы думаете, каким образом можно получить ответы на наши вопросы? (спросить у родителей, прочитать в книге…)
Слайд - Человечек со словарем в руках.
Действительно, сейчас мы с вами воспользуемся одним из способов. В трудную минуту к нам на помощь всегда готов прийти «Словарик». Он приготовил для вас тексты о задаче, которые помогут вам получить ответы на ваши вопросы.
На партах тексты.
Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть – условие. Оно содержит известные числа задачи. Связанные между собой сюжетом. С условием задачи связан вопрос задачи.
Вторая часть – вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ.
Работа с текстом.
- что такое задача?
- сколько частей в задаче?
- как называется первая часть?
-как называется вторая часть?
- вопрос и условие связаны между собой?
С помощью словарика вы многое узнали о задаче. Давайте вернемся к нашим героям.
Давайте докажем, у какого героя придумана задача ( у Леопольда). Докажите.
Как изменить текс вини Пуха. Чтобы он стал задачей? ( изменить вопрос).
Я вижу, что у вас уже достаточно знаний о задаче. Давайте попробуем решить задачу в тетради.
Открываем тетради, записываем дату.
Слайд с задачей.
Какое выражение мы составим к задаче? 5-2
Решаем, записываем решение и ответ.
Чтобы получить ответ на вопрос в задаче- нужно ее решить.
Итак. Какую информацию мы собрали о задаче за урок? Слайд.
-если условие неполное, не хватает чисел –можно решить задачу?
Если нет вопроса. Можно считать такую запись задачей?
Весь собранный нами материал расположен в строгой последовательности.
ЗАДАЧА
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
РЕШЕНИЕ
ОТВЕТ
Это и есть наш проект. Который мы должны были составить к концу урока. А кто сможет рассказать все то, что мы добыли всем классом? Выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые. ( задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос.)
Работа в парах: придумать задачу. Сделать к ней рисунок. Доказать, что это задача.
Опрос учащихся.
Итог урока:
Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе – трудно или легко было на уроке7 Хотели ли вы еще провести исследование когда-нибудь?
А нужны ли вообще исследования?
Составитель конспекта Вараксина Наталья Вадимовна, учитель начальных классов