Величины. Санкт-Петербург в цифрах
(Урок – закрепление изученного материала. 4 класс)
Мудренова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №155 Санкт-Петербурга
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Величины».
Уточнить и систематизировать знания об известных величинах, о единицах длины, массы, площади, времени.
2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, умение сравнивать и обобщать.
3. Прививать интерес к предмету; воспитывать культуру математического мышления.
4.Закреплять умение преобразовывать величины.
5. Дать новую, необычную информацию о нашем городе. Удивит, помочь представить красоту и своеобразие нашего города.
Оборудование:таблицы «Величины», «Единицы измерения величин»; карточки с текстом заданий;
жетоны красный цвет – испытываю трудность, ничего не получилось;
синий цвет – справился, но были затруднения;
жёлтый цвет– все получилось отлично
Ход урока
1.Организационное начало.
-Какую тему мы с вами изучаем?
-Какие величины, единицы измерения вы знаете? (на доску прикрепляются таблицы с названиями величин, единиц измерения).
-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о величинах.» Город в цифрах»-о чем будут все наши задания и задачи урока?
2. Математический диктант. (Карточка 1)
-Возьмите « Карточку 1». Прочитайте девиз нашего урока.
«Чтоб о городе больше узнать
И всем сердцем его полюбить,
Будем думать. Решать, рассуждать
И историю града учить!»
-Посчитать, записать ответы с наименованиями.
Карточка 1.
1.Почти полтора века тому назад наш город располагался на 101 острове. Со временем при прокладке улиц многие реки, протоки, ручьи засыпались. Сейчас в Петербурге 42 острова. Сколько островов исчезло при строительстве улиц?___________________
2.Длина реки Невы 74 км, а Карповка имеет протяжённость всего 5 км. На сколько км Нева длиннее Карповки?___________________(слайд 2)
3. Через Обводный канал переброшено 18 мостов, через канал Грибоедова – на 2 моста больше, через Зимнюю канавку в 6 раз меньше , чем мостов через Обводный. Сколько мостов переброшено через канал Грибоедова? Через Зимнюю канавку?_________________ ____________(слайд 3)
4.Длина реки Невы___ км. От истока до городской черты протяжённость Невы 42 км. Сколько км течёт Нева по городу? ________________________
5.В первое наводнение в истории города – в августе 1703 года вода поднялась более , чем на 2 м ____ см,
в 1777 году – на 3 м 10 см ______________ см,
в 1824 году – 4 м 10 см __________ см,
в 1924 году – 3м 70 см ___________ см. Вырази подъём воды в сантиметрах.
6.В Неву впадает _____ рек и речек (это число на 4 меньше 30). Наиболее крупные из них: Чёрная речка – её длина 30 км;
Мойка – она на 25 км короче Черной речки - ______________________;
Мга – её длину запиши двузначным числом цифрой 9 - ___________;
Ижора – в её длине 6 ед. 2 разряда ,5 ед. 1 разряда - ____________;
Охта – её длина равна разности 100 и 7 - _______________________;
Славянка ___________________ узнай длину , поменяв местами цифры длины Охты - ____________;(слайд 4)
7.Средняя скорость течения Невы 4 км\час. На воду спустили бумажный кораблик. Какое расстояние он проплывет за 15 мин ? (четверть часа)________________;
8.Обзорная экскурсия по Эрмитажу длится 3 часа, а экскурсия по Русскому музею – 120 минут. Какая экскурсия займёт больше времен и на сколько? (слайд 5)
Взаимопроверка.
Поменяйтесь карточками. (один ученик читает ответы, сосед проверяет работу товарища). Если работа выполнена верно – ставим -5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки -3, 4 ошибки и более – 2.
Рефлексия.
-Что нового вы узнали , выполняя это задание? О каких величинах шла речь?
-Если вы довольны своей работой поднимите жетоны жёлтого цвета , если вы считаете , что вы еще не очень хорошо усвоили этот материал – поднимите жетоны красного цвета.
3.Работа в тетради.
-Решение задач.(тексты заданий на карточке 2).
Работа в порах.
Прочитайте задачу №1. Посовещайтесь, можем ли мы её решить? Что для этого нужно сделать? (поставить нужные наименования, перевести в одинаковые единицы)
Задача1.
Высота колокольни Петропавловского собора 12250_____ высота его шпиля 400_______, высота фигуры ангела (флюгера) на шпиле 350___________.Определи высоту колокольни без шпиля и флюгера. (слайд 6)
-Проверка. Прочитайте ответ. О какой величине мы говорили? Какие единицы длины встретились в этой задаче? Какие еще единицы длины вы знаете?
Физкультминутка.
4.Проверка вычислительных навыков.
А.Задание 2. На одном из соборов Санкт-Петербурга можно увидеть изображение одного архитертора, в руках которого находится модель самого здания. О каком соборе идет речь? Проверь свое предположение. (слайд 7)
Запиши примеры столбиком и посчитай
315-168 - А 285-107 - Й
506-79 - С 727-358 - И
640-151 – В 521-277 - К
432-243 - Е
369 |
427 |
147 |
147 |
244 |
369 |
189 |
489 |
427 |
244 |
369 |
178 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_Докажите. (Исаакиевский) Молодцы.
Рефлексия.
Если вы легко справились с этим заданием, нарисуйте рятом с ответом жёлтый кружок ,если испытали трудности – синий, если не справились с заданием – красный
кому из вас было трудно выполнить задание.
Б.Задача 3. (один ученик решает на доске)
Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Его вес составляет 300 тысяч тонн, что соответствует весу 50 кирпичных (точечных) девятиэтажных домов. Сколько весит современный дом?
- Проверка решения задачи.
О какой величине мы говорили? Назовите единицы массы.
Сколько граммов в одном килограмме?
Сколько килограммов в 1 центнере, в 1 тонне? (слайд 7)
В. О какой величине мы с вами не говорили?( Площодь)
- Какие единицы площади вы знаете?
-Выполните задание №4.
Площадь Гербового зала Эрмитажа 1000 кв. м , а площадь Георгиевского зала 80000 кв. дм . Какой зал имеет большую площадь и на сколько? (слайд8 и 9)
- Проверка решения задачи.
Это интересно !
Самая маленькая печатная книга – басни И.А.Крылова – вышла в 1855 году и хранится в Публичной библиотеке.
Её размеры – ширина 20 мм, длина 28 мм.
Изобрази прямоугольник по заданным размерам.
5.Итог урока.
_Что оказалось совершенно новым для вас?
Какие задания вызвали трудности?
Как вы оцениваете свою работу?. Поднимите сигнальную карточку.
6. Домашнее задание.
1. Составить задачу( с величиной «время») о нашем городе