Урок математики во 2-м классе по теме «Единицы стоимости: рубль, копейка»
Учитель: Яковенко Анастасия Алексеевна
Цель: познакомить с новыми единицами стоимости: рубль, копейка.
Задачи
I.Образовательные
ввести новые единицы стоимости: рубль, копейка;
учить вести расчет с монетами разного достоинства;
повторить состав чисел;
совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи.
II. Коррекционные
способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.
III. Воспитательные
развивать интерес к предмету, математическую речь.
воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование:
монеты разного достоинства, слайды с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята сегодня наш урок будет необычным.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Урок математики.
Математики – королева наук!
Без нее не летят корабли
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что по чем не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
- Сегодня Буратино принес нам еще один математический секрет, а разместился он в этом мешочке. Интересно, что там такое?
(Учитель показывает мешочек, который принес Буратино).
- Что бы этот секрет узнать, Буратино хочет вас испытать.
- А сейчас, как всегда – разминка для ума.
III. Устный счет.
А) 1 испытание «Вспомните состав чисел».
- Откройте учебник на странице 16.
- Задание №8.
- Надо заселить числовые домики. (записывать будем простым карандашом).
- Возьмите к руки простой карандаш.
Б) 2 испытание – «Поднимись по лесенке» 1 слайд.
- Внимание на экран.
- На экране числовая лесенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
….-4=…… |
|
|
|
|
….+6=….. |
|
|
|
|
12 – 7 = …. |
|
|
|
|
6 + 6 = 12 |
|
|
|
|
- Вы, решая ее, у себя в тетради записывайте только ответ примера через клеточку.
- Кто, решит, поднимите руку.
- Я увижу, кто первым поднялся по лесенке.
- Прочитайте свои ответы.
- Я запишу их на доске.
12, 5, 11, 7
- Назовите среди них однозначные числа (5, 7)
- А двузначные? (11, 12)
- Чем однозначное число отличается от двузначного?
- Назовите самое большое двузначное число. (99)
- А самое маленькое? (10)
IV. Сообщение темы, работа над новой темой.
А) С испытанием справились прекрасно.
- Готовы ли узнать новый секрет?
(Учитель потряхивает мешочек)
- Ваши предложения, что там?
- Без чего не купишь конфет?
Не заплатишь за вкусный обед? (Без денег)
(Учитель высыпает содержимое мешочка, демонстрирует монеты).
- Какие монеты вы знаете? (Дети отвечают)
- Вот мы и познакомились с новыми величинами.
- Есть у нас копейки, есть рубли.
- Что больше 1 рубль или 1 копейка?
Б) Работа по учебнику – страница 16 (устно).
- Ребята, найдите задание №1 на странице 16.
- Прочитайте задание.
- Как узнать, сколько стоит конверт?
- А 100 копеек можно заменить одной монетой в 1 рубль?
- Так сколько копеек в одном рубле?
- Запишите в тетрадях 1 рубль = 100 копеек
В) Внимание на экран. Слайд 2.
1 коп |
5 коп |
10 копп |
50 коп |
- Назовите монеты, которые изображены.
- Прочитайте задание.
- Сколько надо взять монет по 50 коп, 10 коп, 5 коп, 1 коп, чтобы получился 1 рубль?
- 2 по 50 коп.
- 10 по 10 коп.
- 20 по 5 коп.
- 100 по 1 коп.
Г) Задание следующее. Слайд 3.
1 коп |
10 коп |
50 коп |
5 коп |
50коп |
- Задание 1.
- Сколько монет и сколько копеек в 1 кошельке?
- Задание 2.
- Сколько монет и сколько копеек во 2 кошельке?
V. Физкультминутка.
Мы решали, мы решали.
Что – то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.
VI. Закрепление пройденного материала.
- Ребята, из скольких частей состоит задача.
- Назовите эти части.
Условие, вопрос, решение, ответ.
А) Решение задачи № 4 на стр.16 на доске.
- Прочитайте задачу №4 (Хором)
- Напишите – Задача 4.
- О ком говорится в задаче?
- Что о ней известно? Запиши.
Было - ? 5руб и 2 руб.
Израсходовала – 6 руб.
- Что значит израсходовала 6 руб? (отдала 6 руб)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько осталось рублей и Иры?)
Осталось - ?
- Кто догадался во сколько действий будет решаться задача?
- Составим программу решения задачи.
- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Что для этого надо знать? (Сколько рублей было у Иры всего?)
- Можем узнать сколько рублей было у Иры? (да)
- Каким действием?
1) +;
- А потом можем узнать сколько рублей осталось у Иры? (да)
- Каким действием?
2) - ;
- Программу решения составили, теперь будем решать задачу.
- Что узнаем первым действием?
1) 5 + 2 = 7 (руб) – было.
- Что узнаем вторым действием?
2) 7 – 6 = 1 (руб) – осталось.
Б) Решение задачи №5 на странице 16 на доске.
- Найдите задачу №5.
- Прочитайте задачу №5 (хором)
- Про кого говорится в задаче?
- Что они делали? (читали книги)
- Какой вопрос поставим к задаче?
- Кто пойдет решать задачу к доске?
- Ребята давайте составим модель этой задачи.
- Как изобразим книги? (0)
- Сколько книг прочитал Саша? (10)
- Нарисуйте 10 кружков.
С -
- А что сказано про Лену?
- Что значит на 4 книги меньше?
( Это значит 10 без 4)
- Как изобразим сколько книг прочитала лена?
Л. - ?
- А известно, сколько книг прочитала Лена? (нет, это нужно узнать)
- Поставим ?.
- Как узнать сколько книг прочитала Лена?
10 – 4 = 6 (к)
Ответ: 6 книг.
- Какой еще можно поставить вопрос к задаче? (Сколько всего книг)
- Тогда задача будет решаться во сколько действий?
- Кто ответит на вопрос – Сколько книг прочитали Саша и лена вместе?
10 + 6 = 16 (к) – всего.
Творческая работа над задачей.
- Внимание на экран.
- Ребята надо выбрать модель к задаче.
- Прочитайте задачу.
Задача: На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?.
1) 5 ? 2) 9 ?____
9 5
3) 5 9 4) 9 5_____
? ?
(Если не принимать во внимание отношения больше/меньше при сравнении отрезков, изображающих слагаемые 9 и 5, то правильными являются 2 последние модели.
Однако мы считаем надо обращать внимание на эти отношения слагаемых, чтобы подчеркнуть возможность перестановки слагаемых в нахождении суммы).
- Сравните 3 и 4 модель.
- Может быть 5 9 (нет)
- Значит подойдет только 4 модель.
- Давайте к 4 модели составим 5 модель
5 9
?
Закрепление.
А) задача. За питание в школьной столовой вам надо заплатить 68 рублей. Вы принесли 70 рублей. Сколько вам должны дать сдачи? (2 руб)
- Какими монетами это сделают?
2 руб, 1 руб и 1 руб.
4 монеты по 50 коп.
20 монет по 10 коп.
40 монет по 5 коп.
200 монет по 1 коп.
VII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно понравилось? Что осталось непонятным.
VIII. Организационный конец.