Цель:Развивать у детей старшего дошкольного возраста арифметические навыки через произведения русских художников.
Образовательные задачи:
1. Активизировать познавательную активность путём включения в проблемные ситуации.
2.Закреплять умение детей рассматривать картину.
3.Упражнять в количественном счёте, в построении задач на сложение и вычитание с опорой на изображение на картине.
4.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие задачи:
1.Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
2. Формировать речь- доказательство.
3. Совершенствовать умение строить распространённые предложения.
4. Продолжать обогащать словарь математическими терминами (справа, слева, в центре и т.д.)
5.Развивать логическое мышление, внимание.
6. Автоматизировать поставленные звуки в свободной речи детей.
Воспитательные задачи:
1.Способствовать умению детей получать впечатления от созерцания картины.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать своих товарищей.
Используемые материалы:геометрические фигуры в виде раздаточного материала; репродукции картин, используемые на занятие.
Используемые технологии:
ИКТ, сюрпризный момент - игровая технология, технология личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровье сберегающие технологии (физминутка)
1 часть
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка.
( На экране изображение Незнайки) Слайд №1
Незнайка увлекается живописью, но совсем слаб в арифметике. Незнайка просит нас помочь ему в освоение им элементарных знаний, а в благодарность за это он приготовил нам сюрприз. Поможем Незнайке?
( Ответы детей)
Воспитатель: Наши уроки по арифметике будут непростыми. Они будут проходить с использованием знакомых вам картин (репродукций) известных вам художников.
Воспитатель:Дети, перед вами картина Ф. П. Толстого.
Как называется эта картина?
( Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, эта картина называется «Семейный потрет». Слайд № 2
Посмотрите, Сколько людей изображено на картине?
Воспитатель: А сколько детей изобразил художник?
(Ответы детей)
Воспитатель:Кого больше изображено на картине взрослых или детей?
( Ответы детей)
Воспитатель: На сколько взрослых людей изображено больше, чем детей?
Дети: Взрослых на картине на два человека больше, чем детей.
Воспитатель: На сколько детей меньше, чем взрослых?
( Ответы детей)
Воспитатель:Посмотрите внимательно, сколько животных изобразил на картине художник?
( Ответы детей)
Воспитатель:Сколько животных нужно было бы изобразить художнику, чтобы людей и животных на картине стало поровну?
( Ответы детей)
Воспитатель:Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
2 часть
Воспитатель:Ребята, перед вами на столе разложены геометрические фигуры, разные по размеру. Давайте скажем, как называются эти фигуры.
( Дети называют геометрические фигуры, которые расположены перед ними).
Воспитатель:А сейчас внимательно посмотрите на картину
Слайд №3
(воспитатель представляет знакомую детям картину), и рассмотрите изображения живой и неживой природы. Подумайте и сопоставьте изображение объектов на картине с геометрическими фигурами. Отложите геометрические фигуры, которые могли бы передать изображение, выбранных вами объектов живой и неживой природы.
( Дети отбирают геометрические фигуры, выкладывая им перед собой).
Дети:Я увидел на картине дерево ( прямоугольник), солнце (круг), озеро (овал) и т. д.
( Дети с помощью геометрических фигур составляю увиденную картину).
Физминутка
Выходите поскорей,
Мы поедем все в музей.
В музее на стенах картины висят,
Посмотришь внимательно,
Радую взгляд.
Солнце светит, ветер дует,
Горы нас к себе зовут,
А ещё бушует море,
Волны плещут и ревут.
На картине натюрморт.
Стол стоит, а со стола скатерть красная свисает,
И какие - то предметы сию скатерть украшают:
Чайник с ручкой, как дуга; ваза, словно снег, бела;
А рядом яблоко лежит и на розочку глядит.
3 часть
Воспитатель:Дети, посмотрите на картину. Как называется картина? ( « Яблоки на красном фоне» Пётр - Водкин) Слайд №4
(Ответы детей).
Воспитатель:Кто написал картину?
(Ответы детей).
Воспитатель:Что изображено на картине?
Дети: На картине изображены яблоки.
Воспитатель: Дети, а можно, глядя на эту картину, составить задачу?
Дети:Да, можно.
( Дети составляют задачи на сложение и вычитание с опорой на картину).
Воспитатель:Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель:А вот, ребята, ещё знакомое вам произведение. Как называется картина и кто её автор?
( Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, эта картина И.Левитана « Золотая осень».
Что изображено на картине в правом верхнем углу?
( Ответы детей).
Воспитатель:А что изобразил художник в центре картины?
( Ответы детей).
( Воспитатель предлагает детям назвать, что изобразил художник в том илиином ориентире на картине).
Воспитатель: Незнайка многому научился у нас и в благодарность за это, он приготовил вам сюрприз.
( Сюрприз на усмотрение воспитателя).