ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
Опарина Валентина Петровна,
учитель начальных класов
отличник народного образования
ГБОУ школа № 559
Оценка достижений выпускниками начальной школы планируемых результатов по математике имеет ряд особенностей, отличающих ее как от традиционных форм текущего, тематического и итогового контроля, так и от оценки математической подготовки.
Главное отличие состоит в том, что оценке подлежат только те знания и умения, которые в полной мере отвечают планируемым результатам, т. е. являются итоговыми по завершении начальной школы. В связи с этим в итоговую проверку не включаются как самостоятельные элементы такие знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений и соответственно контролируются либо в текущей и тематической проверке, либо опосредованно, при проверке комплексных умений в итоговой работе.
Впервые проводится оценивание подготовки учащихся по новым блокам содержания курса начальной школы: «Текстовые задачи», «Геометрические величины», «Работа с данными», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры».
Содержание итоговой оценки достижения планируемых результатов по математике в равной мере распределено между основными блоками содержания, т. е. ни одному из блоков не уделяется особого внимания.
Особое внимание уделяется оценке умения осознанно работать с условием задачи. Задания итоговой работы формулируются в виде текстовых задач, в которых описывается учебная или практическая ситуация. ,в дальнейшем для повышения информативности итоговой работы предполагается включить в нее новые типы заданий-с лишними данными или с недостатком данных, когда от учащихся требуется обратиться к справочной литературе, например к учебнику или справочнику. Результаты выполнения таких заданий позволят судить о том, насколько осознанно учащийся анализирует текст задачи и выбирает данные, необходимые для ее решения, а также умеет работать со справочной литературой. Результаты выполнения подобных заданий позволяют судить не только о подготовке учащихся, но и об успешности реализации учителем на уроках математики внутрипредметных связей. При этом следует иметь в виду, что невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Для каждого умения, характеризующего планируемый результат, выносимый на итоговую оценку, предложено по одному заданию повышенного уровня и по одному заданию базового уровня. Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно\ формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися.
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика выполнять такие учебно – познавательные или учебно – практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Ученик сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях ученик сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт
К каждому заданию приведены верные ответы. Если в задании требуется выбрать ответ из приведенных вариантов, то указан номер и содержание верного ответа. Если требуется запись краткого ответа, объяснения или полного решения, то приведен допустимый вариант ответа, объяснения или решения, и при необходимости даются комментарии, уточняющие требование к его записи. Необходимо подчеркнуть, что ответ ученика независимо от формы и способа представления оценивается как верный, если в его записи отражены все существенные моменты, указанные в комментариях к ответу.
В зависимости от особенностей планируемого результата для оценки его достижения используются разные формы заданий. В некоторых случаях вывод о достижении планируемого результата может быть сделан при решении учащимся задания с выбором ответа, в других случаях – только при самостоятельной записи учащимся полного или краткого ответа на вопрос задания.
Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Задание 1 базового уровня
Из чисел 284, 4621, 5372 выбери и запиши число, в котором два десятка.
Ответ:---------------- (4621)
Задание 2 повышенного уровня
Запиши трёхзначное число, которое оканчивается цифрой 5 и меньше числа 115
Ответ:__________________ (105)
УМЕНИЕ: устанавливать последовательность чисел и величин в пределах 100000.
Задание 3 базового уровня
Запиши числа 8903, 8309, 83009. 839 в порядке убывания.
Ответ:____________________ (83009, 8903, 8309, 839)
Задание 4 повышенного уровня
Запиши величины 5 т, 500 кг, 50 т, 50 кг, 500г в порядке возрастания их значений.
Ответ:____________________ (500г, 50кг,500кг, 5т, 50т)
УМЕНИЯ: выполнять действия с числами (увеличивать или уменьшать число на несколько единиц или в несколько раз); увеличивать и уменьшать значение величины в несколько раз.
Задание 5 базового уровня.
Какое число в 5 раз меньше, чем 5005? Обведи номер ответа.
1) 1001, 2) 5000, 3) 5010, 4) 25025. (1001)
Задание 6 повышенного уровня.
На пошив школьной формы для девочки требуется 2м 40см ткани. Сколько ткани потребуется для пошива формы для трёх девочек?
Ответ:_______________ (7м 20см)
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, увеличение или уменьшение числа в несколько раз.)
УМЕНИЯ, характеризующие достижения этого результата:
-распознавать последовательность чисел, составленную по данному правилу
-составлять и продолжать последовательность чисел на основе самостоятельно установленного или заданного правила
Задание 7 базового уровня
Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего». Обведи номер ответа.
1) 80, 72, 66, 58
2) 100, 92, 84, 80
3) 90, 82, 80, 72
4) 72, 64,56,48 (72, 64, 56, 48)
Задание 8 повышенного уровня
Выбери правило, с помощью которого составлено каждое следующее число последовательности: 8, 20, 44, 92. Обведи номер ответа.
1) Умножить предыдущее число на 3 и из результата вычесть 4;
2) Умножить предыдущее число на 2 и к результату прибавить 4;
3) Разделить предыдущее число на 2 и результат умножить на 5
4) Разделить предыдущее число на 4 и результат умножить на 10; (ответ 2)
Умение: составлять и продолжать последовательность чисел на основе самостоятельно установленного или заданного правила.
Задание 9 базового уровня.
Запиши следующее число последовательности: 27, 36, 45, 54, … ?
Ответ___________ (63)
Задание 10 повышенного уровня.
Какое свойство не является общим для чисел 235, 839, 537, 739,136? Обведи номер ответа.
1) Все числа - трёхзначные;
2) Все числа – нечётные;
3) У каждого числа в разряде десятков стоит 3;
4) Все числа меньше числа 900; (ответ 2)
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм, час – минута, минута – секунда, километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр).
УМЕНИЯ: выбирать величину, соответствующую сути конкретной математической ситуации, факта;
Соотносить и сравнивать величины;
Выполнять арифметические действия с величинами.
Задание 11 базового уровня.
Зимние каникулы продолжаются две недели, а летние – 13 недель. На сколько дней летние каникулы длиннее зимних? Обведи номер ответа.
1) На 11 дней;
2) На 15 дней;
3) На 14 дней;
4) На77 дней; (ответ: на 77 дней).
Задание 12 повышенного уровня.
На полке в магазине стоят пакеты с картофелем массой 2кг 200г, 2кг 700г, 2кг 900г, 3кг 100г. Покупатель хочет купить два пакета картофеля общей массой не более 5кг. Какие пакеты он может взять?
Ответ________________ (2кг 200г и 2кг 700г)
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: решать арифметическим способом учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
УМЕНИЯ: использовать смысл отношений «больше (меньше) на (в)…» «столько же, сколько…» «поровну» для решения текстовых задач арифметическим способом.
Задание 13 базового уровня.
Длина прямоугольника 12см, а ширина в 3 раза меньше. Найди периметр прямоугольника.
Ответ__________________ (32см)
Задание 13 повышенного уровня.
Зоя взяла из корзины и положила на тарелку несколько яблок. Некоторые из них она разрезала на равные части .Теперь на тарелке лежат 2 целых яблока, 4 половины и 8 четвертин. Сколько целых яблок взяла Зоя из корзины?
Ответ:________________ (6 яблок)
УМЕНИЕ:
применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 14 базового уровня.
Петя договорился встретиться с другом у школы в 15ч 20мин. Путь от дома до школы занимает у Пети 25мин. В какое время ему нужно выйти из дома, чтобы прийти точно к назначенному времени?
Ответ:_________________ (14с 55мин)
Задание 15 повышенного уровня.
Высота подставки для книжных полок 20см. Высота одной книжной полки 30см. Какое наибольшее количество книжных полок можно поставить на подставку, если высота комнаты 3м?
6 полок
8полок
9полок
10 полок (9 полок)
.