Урок математики во 2-м классе по теме «Порядок действий в выражениях со скобками»
Учитель: Яковенко Анастасия Алексеевна
Тема.
Цель урока: Ознакомить учащихся с порядком действий в выражениях со скобками. Формировать вычислительную компетентность.
Задачи
I. Образовательная
Научить читать выражения со скобками, используя слова «сумма», «разность».
Ознакомить с порядком действий со скобками.
Продолжить работу над составлением обратных задач.
Продолжить формировать умения рассуждать, обобщать и делать выводы.
II. Коррекционная
Развивать вычислительные навыки учащихся.
Развивать логическое мышление.
Формировать творческую активность, внимание.
III. Воспитательная
Воспитывать чувство товарищества к одноклассникам.
Пропогандировать здоровый образ жизни.
Воспитывать волю, умение доводить начатое до конца. .
Развивать интерес к математике, как к учебному предмету, через игровую форму обучения.
Оборудование:Сказочные герои: Буратино и Мальвина, веера с цифрами, таблицы для устного счёта, карточки с примерами 90-1, 59+1, 5+2+1=(5+2)+1,схема- чертёж к задаче 35 стр.33, разноуровневые задания на карточках (для самостоятельной работы на уроке и для домашней работы).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологическая разминка (по таблице) Верхний ряд - буквы алфавита их нужно быстро произносить. Нижний ряд П- правая рука, Л- левая рука, В- руки вверх одновременно. Дети одновременно произносят буквы и поднимают руки. Цель: Согласовать полушария головного мозга. Улучшить внимание, память, мышление.
II.Сообщение темы и постановка цели урока.
Создание игровой ситуации.
За отдельным столом сидит мальчик в костюме Буратино, носом тычет в открытую книгу. -Что такое, почему ничего я не пойму? Будь неладна эта математика. И помочь мне некому? Пойду лучше погуляю на улице. Учитель останавливает Буратино. Может мы, тебе можем помочь? Какие у тебя трудности? ( Буратино показывает учителю задание). Учитель пишет пример на доске 15- ( 6+3)= Ребята, что нового в примере вы заметили? (Появились скобки) Чтобы помочь Буратино решить такие примеры, мы должны изучить новую тему. Называется она « Порядок действий со скобками». А теперь попробуйте сформулировать цель урока. (Научиться решать выражения со скобками.) Буратино по желанию садится за любую парту.
III. Математическая разминка (устный счёт)
а) Решение логических задач.(Сказочный калейдоскоп)
1. В очереди на приём к доктору Айболиту сидят 8 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. Третий и пятый больные пошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди? (4)
2. Змей – Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа – медный, серебряный и золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец? (9)
3. Винни – Пух и Пятачок были в гостя у Кролика. У кролика в шкафу стояли 5 горшочков с мёдом и 2 банки с вареньем. Сначала они съели всё варенье, а потом 3 горшочка с мёдом. Остался ли у Кролика хотя бы один горшочек с мёдом? ( Остался) Буратино тянет руку и задаёт свою задачу.
4. Половину всех своих золотых монет я отдал за обед в харчевне, а остальные 6 монет я по совету лисы Алисы и кота Базилио закопал в землю. Сколько золотых монет было у меня? (12)
б) Работа по таблицам. Игра « Молчанка»(используются числовые веера)
в) Составьте задачу по краткой записи.
На тарелке лежало 5 яблок и 3 груши. На сколько больше яблок, чем груш? Во время устного счёта 4 учащихся работают по карточкам. Задания разноуровневые.
1 уровеньРеши выражения
3+7=
4+2=
10-5=
6+3=
2+5=
8-4=
0+9=
2 уровеньСравни именованные числа
4 дес. 1ед. * 1дес. 4ед.
32см * 2дм 3см
1м * 99см
1ч. * 60сек.
Творческая работа 1учащийся Дорисуй фигуры, составленные из трёх равных квадратов так, чтобы получились изображения каких – либо предметов, зверей, птиц и др.
IV. Подготовительная работа к изучению нового материала.
На карточках выражения, они вывешиваются на доску.
14- 9= 7+5=
Прочитайте эти выражения разными способами. А теперь прочитайте эти выражения, используя слова «сумма», «разность». (Сумма чисел 7 и 5 равна 12. Разность чисел 14 и 9 равна 5.)
К доске выходят 3 учащихся, под диктовку записывают выражения: сумма чисел 7 и 4, разность чисел 17 и 9, сумма чисел 5 и 6. На доске появляется запись:
7+4= ; 17-9=; 5+6=
Далее дети решают их самостоятельно. Взаимопроверка.
V. Формирование новых знаний. Изучение нового материала.
Стук в дверь. Входит Мальвина. В руках сумочка. – У нас ещё один гость. Кто же это? – Здравствуйте ребята, вы узнали меня. Дошёл до меня слух, что Буратино вместе с вами. Пришла я не с пустыми руками и хочу помочь вам и Буратино познакомиться с новой темой. Воспитательный момент. Учитель: - Мальвина очень добрая. Она всегда помогает слабым людям. Я хочу, чтобы вы ребята тоже помогали друг другу в учёбе. А что же она принесла с собой? Переворачивается карточка.
5+2+1=(5+2)+1
- Рассмотрите равенство. - Чем похожи левая и правая части? (Числами и арифметическими знаками) - Чем отличаются? (В правой части появились скобки). - Сколько получится в левой части? (8)- Как нужно посчитать правую часть, чтобы получилось тоже 8.(Сначала сложить в скобках 5и 2, а потом к 7 прибавить 1).
На доске учитель записывает выражение (6+4)-1. Прочитайте его. (Из суммы чисел 6 и 4 вычесть 1).- В каком порядке нужно выполнить действия (Сначала найти сумму чисел 6 и 4, а потом вычесть, получится 9.)
Далее меняю скобки 6+(4-1)=; Дети читают выражение (К 6 прибавить разность чисел 4 и 1) – Что изменилось в выражении? (Скобки стоят в другом месте)- В каком порядке нужно выполнить действия в этом выражении? (Найти сначала разность чисел 4 и 1, а затем прибавить 6. Получится 9)
– А теперь сформулируйте правило, как выполнять действия в выражениях со скобками. Выслушиваются несколько вариантов.
VI. Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Один – два! Выше голова.
Три – четыре! Руки шире.
Пять – шесть! Тихо сесть.
VII. Закрепление нового материала.
а) Из учебника (с. 32) зачитывается правило: все читают про себя; вслух 2 учащихся; хором.
Действия, записанные в скобках, выполняются первыми.
б) Решение выражений.
Стр. 32 №1(1,2) – коллективная работа. Дети по цепочке записывают примеры и объясняют их решение.
Самостоятельная работа в тетрадях- с. 32 №1 (3) Проверяют консультанты.
Самостоятельная работа на доске. Решают 2 учащихся
4-1+2=1 8-5+1=2 12-5+4=3 6-4+9=11
Контроль над усвоением новой темы. Работа по перфокартам, работает весь класс. Проверяет перфокарты Мальвина. (7+9)+2=
16- (9-4)=
(20-10)+8=
VIII. Работа над составлением обратных задач.
Стр. 33 №5 Учащиеся читают задачу. – О чём эта задача? (О бассейне)
Воспитательный момент. -Кто из вас посещает бассейн? - Какую пользу приносит людям посещение бассейна? ( Укрепляет здоровье человека.)
-Вы тоже должны укреплять своё здоровье, заниматься спортом.
- Покажи отрезок, который обозначает длину всей дорожки. Чему он равен? (100 м)
–Что обозначает отрезок, длиной 60 м? (Сколько проплыл Коля)
- Что требуется узнать в задаче? ( Сколько ему осталось проплыть)
Решите самостоятельно. (Проверка фронтальная)
Обратные задачи составляются коллективно, на доске составляет чертежи Буратино, а решают их дети самостоятельно.
IX. Домашнее задание.( Разноуровневое)
Всем выучить правило на стр. 32
1уровень - стр. 30 №5 решение выражений
2 уровень - стр. 33 №6 задача
Творческое задание выполняет один ученик. Как число 1 можно записать тремя различными цифрами, соединив их знаками действий.
Пример: 4+5-8=1, 6-3-2=1 и т. п.
X. Итог урока.
а) Рефлексия Сказочные герои благодарят ребят. Буратино теперь научился решать примеры со скобками.- Что нового узнали сегодня на уроке? – Всё ли было понятно?- Что вызвало трудности?- Как вы думаете почему?
б) Самооценка учащихся. Оцени свою работу на уроке. Оцени работу своего одноклассника. – Ребята, покажите, как вы усвоили тему. Используется нотный стан. Нота ставится на ту линию, насколько дети поняли тему.
в) Оценивание учащихся учителем. Одобрение и похвала успевающих детей, подбадривание отстающих.
XI. Организационный конец.