Связь между учебной и внеучебной деятельностью по предмету математика через развитие ключевых компетенций учащихся
Петрова Маргарита Витальевна,
Яковенко Анастасия Алексеевна,
учитель начальных классов
Ключевые компетенции, которые мы должны формировать у учащихся
Были определены следующие группы компетенций, которые мы можем развивать у учащихся нашей школы:
1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
3. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
4. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
5. Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
6. Общекультурные (знание духовно-нравственные основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).
Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающегося. Эту точку зрения, основанную на достижениях теории обучения (Пиаже, Выготский, Брюнер), разделяют многие европейские эксперты. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении, нужно общаться; прослушанные доклады, возможно, могут помочь в будущем или настоящем навести порядок в приобретенном опыте. Нельзя пользоваться компьютером, не прибегая к практике. Другими словами, целью является приобретение учащимися компетенций, которое зависит от активности обучаемых. Для решения этой проблемы использовали интеграцию учебной и внеучебной деятельности по предмету математика, через:
групповые занятия после уроковпо формированию ключевых компетенций
( вечера и сборы;
математические олимпиады;
добровольные зачеты;
часы и минуты занимательной арифметики;
математические игры;
написание математических сочинений;
Написание математических сказок;
создание математического уголка;
создание математических стенгазет;
создание математических выставок;
экскурсии.)
Формирование ключевых компетенций учащихся в внеучебной деятельности по предмету математика.
Типология ключевых компетенций
|
Формирование ключевых компетенций |
Учебно-познавательные
|
Вовлечение учащихся в работу над проектом - умение ставить цель, организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности. |
Информационные
|
Экскурсии: самостоятельный сбор информации о предприятии, на которое совершается экскурсия, обработка полученной информации, съёмка фото и видео материалов, отбор необходимой информации для написания реферата, доклада, исследовательской работы. Обработка информации с помощью информационных устройств. |
Коммуникативные
|
Работа в группе, коллективе – смена социальных ролей. Выступление перед аудиторией с результами своей работы (реферат, доклад, исследовательская работа) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); умение задавать вопросы, владеть приемами действий в ситуации общения. |
Общекультурные
|
Владеть знаниями о типичных социальных ролях: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, культурологических основах семьи, социальных и общественных явлений и традиций.
|
Социально-трудовые
|
Профессиональное самоопределение – знакомство с различными профессиями, широкий выбор спектра профессий после окончания школы, владение этикой трудовых отношений. |
№ |
Тема урока |
Внеурочная деятельность по предмету |
месяц |
|
Повторение изученного в 3 классе. |
Написание сочинения «Можно ли прожить без математики?» |
сентябрь |
|
Нумерация чисел больше 1000.
Величины. |
Математический КВН между 4 «Б» и 4 «В» классами.
Написание докладов на тему: «Измерения (что меряют, чем меряют)». «Единицы измерения в Древней Руси». «Единицы измерения в других странах». |
октябрь |
|
Логические игры. (каникулы) |
Игры в шашки, шахматы, нарды. Просмотр литературных источников на тему: «Логические игры в древней истории», «Логические игры в книгах», «Логические игры в фильмах».
|
ноябрь |
|
Нумерация многозначных чисел.
Элементы геометрии. (виды треугольников). |
Примеры проектов в рамках курса: «Числа в пословицах и поговорках». «Нумерация вокруг нас». «Числа в спорте». « Математика в раскрое одежды». «Математика в торговле». «Математика в строительстве». «Математика в кулинарии». «Математика в Древнем мире».
« Профессии, требующие хорошей математической подготовки». Посещение музея «Центральный музей связи имени А.С. Попова» (Почтамтский переулок, 4) можно увидеть уникальную коллекцию музея, посвященную истории развития средств связи в России. Мемориальный музей А. С. Попова при ЛЭТИ (улица Профессора Попова, 5, корпус 1) Музей включает музей-лабораторию и музей-квартируА. С. Попова, выдающегося русского ученого-физика, основоположника радиотехники, создателя первой в мире системы радиосвязи.
Написание математических сказок на тему «Один день из жизни Треугольника». |
декабрь |
|
Умножение и деление многозначных чисел. |
Игры с числами. Невозможные рисунки. Фокусы с числами. Магические квадраты |
январь |
|
Решение задач изученных видов. |
Логические задачи. Старинные задачи.
|
февраль |
|
Величины. |
Выставка детских работ на тему: «Коллекция самодельных измерительных приборов». |
март |
|
Нумерация многозначных чисел. |
создание математических стенгазет, создание математического уголка. |
апрель |
|
Элементы геометрии.
Закрепление пройденного материала. |
Написание математических сказок на тему «Путешествия Квадрата в стране Геометрии».
Написание докладов на тему: «Великие математики», Экскурсии (на ул. Софьи Ковалевской) |
май |
Внеурочная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков.
Проводить внеурочные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Поэтому основными целями внеурочной работы должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.
Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математики это основное, но не единственное средство развития математической инициативы. Активно содействует математическому развитию и внеучебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых является внеурочная работа по математике в школе.
Таким образом, внеурочная работа по математике имеют следующее значение:
Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.
Некоторые виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
Внеурочная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи.
В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.
Главное же значение внеурочной работы по математике в том, что она содействует развитию математических способностей школьников