Урок математики в 4 «Б» классе
Учитель: Смирнова Н.А.
Тема:«Умножение числа на единицу с нулями»
Цели:
- ввести правило умножения числа на единицу с нулями;
- развивать умения решать задачи на встречное движение, составлять обратные задачи;
- повторить компоненты действий и их взаимосвязь;
- повторить нахождение площади и периметра прямоугольника и квадрата;
- развивать умение обобщать и делать выводы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Устный счёт.
1) Вставьте вместо пропусков одну и ту же цифру, чтобы равенство стало верным:
…1 + …3 + …0 = 244
…5 + …1 + …3 + …0 = 369
2) Выбрать удобный способ.
56 + 670 + 30 + 44
81 + 78 + 19
540 +999 + 60 + 1
- Найдите значение выражений. (800, 178, 1600)
- Как вы нашли значение этих выражений? (Удобным способом)
- Какое правило применили? ( Применили сочетательный и переместительный законы).
3) Математические « цепочки ».
- Перед вами математические цепочки. Решите их устно.
- Посмотрите на ответы и скажите , какое число «лишнее». Почему ( 24 лишнее, т.к. остальные числа единица с нулями ).
Число 24 убирается, остаются: 10, 100, 1000.
Подведение к теме урока.
- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем работать с этими числами).
- Правильно, эти числа нам помогут в открытии новых знаний.
III. Постановка проблемы.
- Разделите данные произведения на две группы:
294• 5 345 •10 736 • 2
981 •100 6735 •3 571 • 1000
- Какие произведения вы сможете вычислить?
- Как будете находить произведения этой группы?( Письменно в столбик : можно сделать дома)
- Какие выражения с новым вычислительным приёмом здесь встретились?
- Кто может сказать, как правильно выполнить умножение на 10, 100, 1000?
- Как же правильно выполнить умножение на 10, 100, 1000?
IV. Определение темы урока.
- Какие задачи на уроке нам надо решить?
(Научиться правильно выполнять умножение на 10, 100, 1000 и применять полученные знания для решения примеров, задач).
Найдите значения следующих выражений:
79 х 10 345 х 10 475 х 100
981 х 100 475 х 100 571 х 1000
65 х 1000 821 х 1000
( Работают на индивид. карточках)
Взаимопроверка.
Вывод: При умножении любого числа на единицу с нулями достаточно приписать к этому числу справа столько нулей, сколько их содержится в записи этой единицы.
- Давай те проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. (Чтение в учебнике).
V. Работа по теме урока.
- Найдите произведения удобным способом:
375 • 2 • 5 = 3750
375 • 2 • 2 • 5 • 5 = 37500
375•2•2•2•5•5•5 = 375000
- Сравните данные произведения. Чем они различаются? Во сколько раз увеличилось первое значение произведения? ( Первое значение произведения увеличилось в 10 раз, значит число содержит 375дес., а второе увеличилось в 100 раз, значит второе число содержит – 375 сотен , третье – 375 тысяч).
- Как сделать все эти записи короче?
375х10 =3750
375х100 = 37500
375х1000 =375000
- Объясните, откуда появились числа 10, 100, 1000.
- Какая существует закономерность при умножении любого числа на 10, 100, 1000?
Вывод: При умножении любого числа на единицу с нулями достаточно приписать к этому числу справа столько нулей, сколько их содержится в записи этой единицы.
- Запишите несколько произведений, значения которых можно найти, используя это правило.
- Кто из вас записал произведения с множителями 10000 и 100000. Выполните вычисления.
VI. Применение новых знаний на практике.
- Найти значения произв. удобным способом. ( по вариантам, двое на отдельных досках) №69 (5)
12х5х6х2 43х3х5х2 Самостоятельная работа.
24х8х20х5 54х6х2х50
33х4х10х100 61х7х200х5
Самопроверка.
- Выполнение задания №70. ( Сравнивают длину английской мили и морской, предварительно сделали поиск информации длины морской мили).
VII. Повторение пройденного материала.
- Решение задачи на движение.
«Автобус двигался со скоростью 50км/ч. Какое расстояние он прошёл за 2 часа? Схема)
- Как найти S, зная V и Т? Запись на доске: S=VхТ
- Сколько обратных задач можно составить? Составьте их.
- Чему равно расстояние?
- Составьте обратную задачу, в которой нужно узнать V. Запись: V= S: Т
- Составьте обратную задачу, в которой нужно узнать время. Запись: Т=S:V
- Пользуясь одной из формул, давайте решим задачу.( На карточках)
Два поезда одновременно отправились в противоположном направлении из одного города в другие. Скорость одного 220 км/ч, скорость второго
160 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут они через 3 часа?
( Составляем чертёж и решаем задачу)
- Что известно в задаче?
- Что надо найти?
- Что обозначает понятие скорость «удаления» или скорость «сближения»?
- Эту задачу можно решить двумя способами. Ваша задача выбрать рациональный способ решения и задачу решить. ( два ученика решают задачу двумя способами у доски, затем выбор рационального способа).
Iспособ: IIспособ:
1)220 + 160 = 380(км/ч) –Vудаления 1) 220 х3 = 660(км)
- 380 х 3 = 1140(км) 2) 160 х 3 =480 (км)
3) 660 + 480 = 1140 (км)
Проверка.
Резерв урока.
- Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. У вас на столах карточки. Задавайте друг другу вопросы по очереди, а потом проверим.
43 + 57 28 + 32 36 + 34
:4 - 40 + 18
+ 15 • 3 :11
• 2 - 18 • 5
______ ______ _____
80 42 40
Проверка.
- Геометрическое задание. ( Найти площадь и периметр прямоугольника и квадрата, смотреть №72).
- Что значит найти сумму длин сторон фигуры?
- Назовите формулы, по которым можно найти периметр прямоугольника и периметр квадрата.
- По какой формуле находят площадь прямоугольника и площадь квадрата?
VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как можно умножить на 10, 100, 1000?
Домашнее задание:Стр.39 №72 (2), №71(1,2)
Физминутки на общее развитие организма детей /конечностей и туловища/
v«Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
v«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
. Микропаузы при утомлении глаз:
vКрепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
vБыстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
vИсходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд
Работа на индивидуальных карточках
- Найдите значения следующих выражений:
79 х 10 345 х 10 475 х 100
981 х 100 475 х 100 571 х 1000
65 х 1000 821 х 1000
Взаимопроверка
- Составь чертёж и реши задачу.
Два поезда одновременно отправились в противоположном направлении из одного города в другие. Скорость одного 220 км/ч, скорость второго
- км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут они через 3 часа?
3) Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. У вас на столах карточки. Задавайте друг другу вопросы по очереди, а потом проверим.
43 + 57 28 + 32 36 + 34
:4 - 40 + 18
+ 15 • 3 :11
• 2 - 18 • 5
______ ______ _____
80 42 40
Работа на индивидуальных карточках
- Найдите значения следующих выражений:
79 х 10 345 х 10 475 х 100
981 х 100 475 х 100 571 х 1000
65 х 1000 821 х 1000
Взаимопроверка
- Составь чертёж и реши задачу.
Два поезда одновременно отправились в противоположном направлении из одного города в другие. Скорость одного 220 км/ч, скорость второго
- км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут они через 3 часа?
3) Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. У вас на столах карточки. Задавайте друг другу вопросы по очереди, а потом проверим.
43 + 57 28 + 32 36 + 34
:4 - 40 + 18
+ 15 • 3 :11
• 2 - 18 • 5
______ ______ _____
80 42 40