Технологическая карта урока для 2 класса
Счет десятками и «круглые» десятки
Мякотина Елена Германовна,
учитель начальной школы ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт-Петербурга
Тема |
Счет десятками и «круглые» десятки |
УМК |
«Школа России» |
Класс |
2 класс |
Цели деятельности учителя |
Создать условия для ознакомления с понятием «круглые» десятки; способствовать развитию умений читать и записывать «круглые» двузначные числа, считать десятками, анализировать и сравнивать предметы, объекты |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – вести счет десятками; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные– проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; под руководством учителя определяют план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Личностные:правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Ход урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность |
Деятельность |
Формы совза-имо-действия |
Универсальные |
Форма контроля |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями! |
Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания |
Фронтальная |
Личностные:имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифи-цируют себя с позицией школьника. Регулятивные:самостоятельно организовывают свое рабочее место |
Устные ответы |
|||||||||||||
II. Актуализация знаний |
Устный счет |
Организует устный счет с целью актуализации знаний. 1. Улицы Цветочного города проходят по сторонам большого и маленького треугольников. Сколько маршрутов связывают пункты А и В этого города?
2. Назовите сначала однозначные числа, а затем двузначные: 9, 11, 7, 20, 1, 90, 5, 4, 8. – Какие цифры использованы для записи этих чисел? – Сколько разных цифр? 3. Заполните таблицу:
|
Отвечают на вопросы учителя алу прошлого урока. Выполняют задания устного счета |
Фронтальная |
Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
|
Устные ответы |
|||||||||||||
III. Сообщение темы урока |
Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите ряды чисел, записанные на доске: а) 15, 30, 18, 12, 14; б) 17, 13, 19, 40, 14. – Назовите в каждом ряду «лишнее» число. (30 и 40.) – Объясните, как вы рассуждали. – Чем похожи числа 30 и 40? – Сегодня на уроке мы научимся читать и записывать двузначные числа, которые оканчиваются нулем |
Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока |
Фронтальная |
Личностные:устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные:определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. Коммуникативные:с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Устные ответы |
|||||||||||||
IV. Изучение нового материала |
Работа по учебнику (за-дание 1) |
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Какое число вы получили? (30.) – Числа 10, 20, 30 – «круглые». Почему? – Что обозначает первая цифра такой записи? – Что обозначает вторая цифра такой записи? |
Объясняют, как получились названия чисел |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; соблюдают правила поведения на уроке. Познавательные:общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;
|
Устные ответы |
|||||||||||||
Работа со счетными палочками и в рабочей тетради |
Организует работу со счетными палочками. – Свяжите три пучка по 10 палочек. – Закрасьте в тетради 5 десятков клеточек. – Какое число получили? – Запишите число. (50.) |
Связывают счетные палочки в пучки |
Индивидуальная, фронтальная |
Выполнение задания в рабочей тетради |
|||||||||||||||
Работа по учебнику (за-дание 2) |
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как получились названия чисел. – Вы уже умеете читать и записывать числа от 0 до 20. |
Читают записи дву-значных чисел. |
Фронтальная |
|
|||||||||||||||
|
|
Сегодня мы познакомимся с некоторыми двузначными числами, которые больше 20. Один десяток называют словом «десять». Название числа 20 образуется из двух слов: «два» и «дцать». Слово «дцать» – означает «десять». Два десятка – двадцать, три десятка – тридцать, четыре десятка – сорок, пять десятков – пятьдесят, шесть десятков – шестьдесят, семь десятков – семьдесят, восемь десятков – восемьдесят, девять десятков – девяносто, десять десятков – сто. Вы, наверное, заметили, что названия всех вышеперечисленных чисел, кроме трех (сорок, девяносто и сто), образуются одинаково: сначала называется число десятков, а затем добавляется слово «дцать». Названия чисел «сорок», «девяносто» и «сто» нужно просто запомнить. Число «сто» часто называют и другим словом – сотня. Давайте прочитаем записи («дес.» означает «десяток»). Я начинаю: 5 дес. – пятьдесят, 6 дес. – шестьдесят,
2 дес. – … , 8 дес. – … , 7 дес. – … , 4 дес. – … , – Как же эти числа записать цифрами? А так: «дес.» заменим цифрой «нуль». Получаются следующие записи. (демонстрирует карточки.)
|
называют число, которое демонстрирует учитель, и записывают его на доске с помощью цифр |
|
логические– сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные:самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные:участвуют
|
|
|||||||||||||
V. Первичное осмысление и закрепление |
Работа по учебнику (за-дание 3) |
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Сколько десятков клеточек в синем прямоугольнике? (5 десятков.) – Сколько десятков клеточек в розовом прямоугольнике? (3 десятка.) – На сколько десятков клеточек в синем прямоугольнике больше, чем в розовом? (5 дес. – 3 дес. = 2 дес.) |
Выполняютдидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Индивидуальная |
Личностные:осознают свои возможности в учении. Познавательные:общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют под руководством учителя план вы-полнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.
Коммуникативные:участвуют (задачи) |
Устные ответы. Выполнение зада-ния в рабочей тетради |
|||||||||||||
Работа по учебнику (за-дание 4) |
Организует работу по учебнику. – Запишите в порядке возрастания все «круглые» двузначные числа |
Записывают в порядке возрастания все «круглые» десятки |
Индивидуальная |
Наблюдение |
|||||||||||||||
Работа по учебнику (за- дание 5) |
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Решите задачу. Запись: Мама – 3 дес. Папа – 2 дес. Всего – ? дес. Решение: 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Ответ: 5 десятков яиц |
Решают задачу в рабочей тетради |
Фронтальная |
Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
|||||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных сведений |
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу повопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как записать цифрами числа 2-го десятка, 4-го десятка? – Чтение каких двузначных чисел надо запомнить? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Коммуникативные:выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы |
Устные ответы. Оценивание учащихся |
|||||||||||||
Домашнее задание |
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы. – Составьте и решите задачу по выражению 4 дес. + 3 дес. |
Слушают учителя |
фронтальная |
Записывают домашнее задание |