Процесс развития логического мышления
Терентьева Наталья Владимировна
учитель начальных классов ГБОУ школы №354
Логическое мышление. Логические приемы мышления.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности ее познавательной сферы.
Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными объектами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей), на выделение в объектах существенных и несущественных признаков и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.
Младшие школьники на уроках математики регулярно ставятся в ситуацию, когда им нужно рассуждать, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление.
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более сознательным. Развиваются также и другие виды мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное.
Для умственного развития младших школьников нужно использовать три вида мышления. Решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у учащихся способность управлять своими поисковыми действиями, осуществлять целенаправленное (а не случайное и хаотическое) решение задач.
С помощью наглядно-действенного мышления у детей формируется умение управлять действиями при решении задач, а с помощью наглядно-образного мышления формируется умение рассматривать разные способы решения какой-либо задачи.
Своеобразие словесно-логического мышления (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного) состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с предметами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей предметов и образов.
О том, что необходимо развивать логическое мышление младших школьников говорится в федеральном государственном образовательном стандарте. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям». [4]
Первое, с чего нужно начать развитие логического мышления, это научить учащихся умению выделять в предметах свойства. Обычно дети выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Так, если показать детям карандаш и спросить: «Что о нем можно сказать, какой он?»,- ученики ответят, что он красный (или назовут какой-то другой цвет), круглый (если он имеет цилиндрическую форму), - и все. Больше, чем два-три свойства, они не могут выделить. Поэтому необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием по выделению свойств в предметах – прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.
Как только дети научатся выделять в предметах множество различных свойств, можно переходить к следующему компоненту логического мышления – формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.
После того как учащиеся научатся выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг – научить детей отличать в предметах существенные свойства от свойств несущественных, второстепенных. Показав эти свойства на нескольких примерах, надо дать учащимся упражнения на практическое применение этого приема.
Мы рассмотрели составляющие действия, входящие в основной прием сравнения.
Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является также прием классификации.
В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деление по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия. [3].
Для развития логического мышления необходимо также знакомство учащихся с таким логическим приемом, как обобщение. Обобщение используется в двух различных формах:
1) как мысленное выделение общих свойств в двух или нескольких объектах и объединение этих объектов в группы на основе выделенных свойств (эмпирическое обобщение);
2) как мысленное выделение в рассматриваемом объекте или нескольких объектах в результате анализа их существенных свойств в виде общего понятия для целого класса объектов (научно-теоретическое обобщение). [5]. В начальных классах учащиеся знакомятся больше с эмпирическим обобщением. В процессе обобщения применяется сравнение, поэтому основными логическими приемами, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках математики, являются сравнение и классификация.
Мы рассмотрели первый компонент познавательной деятельности – логические приемы мышления. Важность их формирования у учащихся не требует доказательств, это очевидно. Именно поэтому задача развития логического мышления ставится перед всеми учителями при изучении всех предметов. Однако такая общая постановка задачи явно недостаточна. Логическое мышление нельзя формировать с любого приема: они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности.
Второе важное положение состоит в том, что приемы логического мышления оказываются не усвоенным числом школьников не только в начальных классах, но в старших. Объясняется это тем, что в процессе обучения учителя не делают их предметом специального усвоения, не раскрывают перед учащимися их структуру, не формируют тех логических понятий, которые необходимы для понимания и правильного выполнения логических приемов мышления. [3].
Вывод, который вытекает из всего вышесказанного в том, что уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения. При этом важно отметить, что хотя логические приемы формируются на конкретном математическом материале, в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер. В силу этого логические приемы, будучи усвоены при изучении математики, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов как готовые познавательные средства.
Формирование у младших школьников умения сравнивать.
О пользе сравнения в обучении математике говорилось неоднократно. В учебниках математики имеются упражнения, в которых учащиеся должны выполнить сравнения. Тем самым предполагается, что они в какой-то мере должны овладеть умением сравнивать. И все же при его использовании они испытывают большие трудности и допускают ошибки. Разумеется, успех в применении сравнения зависит от знаний учащихся о сравниваемых объектах.
Однако основная причина затруднений состоит в другом: в обучении сравнение сразу же пытаются применять в целом, нерасчлененно, без предварительной отработки входящих в него действий. Между тем сравнение имеет сложный операционный состав, и простого показа использования этого приема на каком-либо образце недостаточно для успешного самостоятельного применения его учащимися. Необходимо предварительно научит учащихся выполнять каждое входящее в него действие, а затем использовать этот прием в целом путем выполнения соответствующих упражнений. Иными словами, формирование у учащихся умения сравнивать должно стать специальной целью обучения.
Сравнение – это один из основных логических приемов мышления; сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выделения особенных свойств каждого из сравниваемых объектов) между ними. [1,3,5].
Сравнение проводится с соблюдением определенных требований:
а) оно должно быть целенаправленным;
б) сравниваться должны однородные объекты;
в) сравнение осуществляется по существенным признакам сравниваемых объектов. В различных случаях такие признаки у одних и тех же объектов могут быть различными. Это диктуется условиями, в которых приходится сравнивать, целями сравнения;
г) для сравнения выбирается определенное основание. Этим термином обозначают доминирующий, ведущий признак, выбираемый для сравнения, это тот признак, относительно которого сравниваются данные объекты;
д) сравнение проводится от начала до конца по одному и тому же основанию;
сравнение заканчивается выводом, в котором может быть зафиксировано отношение между сравниваемыми объектами (быть больше, меньше и т.д.), введено новое понятие, сформулировано новое правило и т.п.
Из характеристики приема сравнения и правил его применения следует, что в состав такого приема входят следующие основные действия:
1) выделение признаков предметов;
2) расчленение выделенных признаков на существенные и несущественные в данной ситуации;
3) нахождение сходных и различных признаков объектов;
4) формулировка вывода из проведенного сравнения. [1].
Обучение сравнению – длительный процесс. Его необходимо разделить на два этапа – пропедевтический и основной. На первом этапе отрабатываются действия, входящие в прием сравнения, на втором – знакомство с приемом, правилами его использования, упражнения на самостоятельное и осознанное применение учащимися в варьирующихся условиях.
Критериями овладения приемом могут служить объем сравнения (количество сравниваемых признаков), владение правилами сравнения, глубина сделанного вывода, самостоятельное использование сравнения при изучении различного по содержанию учебного материала. В начальных классах формирование у учащихся умения сравнивать не заканчивается, оно продолжается в более старшем возрасте на другом учебном материале.
Список литературы.
1. Артемов А.К. Обучение сравнению в математике. // Начальная школа. 1982. №11.
2. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Издательство ”Наука”, 1971.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
5. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983.