Конспект урока по математике в 1 классе, ОС «Школа 2100»
Число ноль. Цифра 0
Иванова Ирина Валерьевна
Цель урока: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой.
Задачи урока:
образовательные:
-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов счета;
-определить место расположения числа ноль на числовом отрезке;
-познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль;
-познакомить со свойствами числа ноль;
- закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь;
воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;
- воспитанию интереса к предмету;
здоровьесберегающие:
-сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Коммуникативные УУД:
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе);
-задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).
Познавательные УУД:
-строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Структура урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока
4. Первичное закрепление
5. Итог урока
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний.
(учитель читает задачи в стихах, дети показывают ответ на математическом веере; учитель выставляет цифры на доске)
Белочка по лесу шла, 4 спелых груши
На обед грибы нашла. На веточке качалось.
2 под березой, 2 под осиной. 3 груши снял Павлуша.
Сколько грибочков у белки в корзине? А сколько же осталось?
8 смелых медвежат 5 коробок воробей
За малиной в лес спешат. Смастерил сестре своей.
Но 1 малыш устал, 3 коробочки сломались.
От товарищей отстал. Ну а сколько же осталось?
А теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди?
5 орешков мама-свинка На лужайке 3 щенка
для детей несла в корзинке. Бегают, резвятся.
Свинку ежик повстречал К шалунишкам 2 дружка
И ещё 4 дал. С громким лаем мчатся.
Сколько орешков мама-свинка Вместе будет веселей!
Деткам принесла в корзинке? Сколько там всего друзей?
На доске: 4 1 7 2 9 5
У: Расположите эти числа в порядке возрастания. Добавьте недостающие числа в этом натуральном ряду.
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Какое число стоит между числами 4 и 6? Какое число в этом ряду самое большое? Какое число стоит после 7? Какое число больше 9 или 8? Почему?
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1) На доске изображение тучки из 5 снежинок.
У: Обозначим число снежинок точками. Сколько их будет на карточке? (5) С помощью какой цифры запишем? (5) Одна снежинка упала на землю, сколько осталось в тучке? (4) Какой карточкой обозначим? (с 4-мя точками) Упала ещё одна снежинка. (И так далее до тех пор пока не останется ни одной снежинки) Приходим к выводу, что последняя числовая карточка – пустая.
2) Задача в стихах:
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки.
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
У: Ответьте на вопрос этого стихотворения. (Нисколько) Сколько точек должно быть на числовой карточке? (Нисколько. Карточка должна быть пустой.)
Что общего у заданий, которые мы выполнили? (ответом на заданные вопросы будет одно и то же число – нисколько, пусто, ноль)
Кто может сказать тему нашего сегодняшнего урока? (Число и цифра ноль) Правильно. А теперь, чтобы при выполнении заданий по нашей теме быть внимательными, давайте немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Вышли мышки как-то раз
посмотреть, который час.
Раз-2-3-4,
мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Разбежались мышки вон.
4. Первичное закрепление.
У: Итак, сколько мышек осталось у часов? (Нисколько) Каким знаком обозначается это число? (Цифрой 0)
1) показ цифры 0
У: На что похожа цифра 0? (предположения детей, я читаю стихотворение о этой цифре)
Ноль собой весьма хорош:
На бараночку похож,
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с колобком,
Жить нескучно им вдвоем.
Круглый шарик надувают,
Круглый год на нем летают.
2) запись цифры 0
У: Откройте учебник на с. 20. В задании, обозначенном ! вы видите стихотворение С.Я. Маршака о цифре 0. Прочитайте его. (читает 1 ученик) С чем сравнил поэт эту цифру? Слева от стихотворения вы видите образец написания цифры 0. Возьмите ручку обратной стороной и обведите образец, двигаясь по стрелочкам от красной точки. (выполняют) А теперь потренируйтесь в написании этой цифры, выполнив №4.
(На доске числовой отрезок и выражение 1 - 1)
У: Посмотрите на выражение. Пользуясь числовым отрезком, найдите значение этого выражения. (работает 1 ученик) Значит, где в ряду чисел стоит число 0? (перед 1) Почему? (меньше на 1) Молодцы! Сравните, что есть в учебнике в №3.
3) свойства числа ноль
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ.
И то, к чему придем мы,
Немало удивит всех нас.
У: Чтобы понять, о каких «особых свойствах» числа 0 говорится в этом стихотворении, нам нужно выполнить в учебнике №5.(одного ученика вызываю к себе в помощь для иллюстрирования данного задания ) Рассмотрите Катин рисунок. Сколько елочных игрушек у Кати в коробке? (дети за партами, глядя в учебник, называют число игрушек. Ученик у доски кладет это количество игрушек в коробку) Что написано над стрелкой? ( -3) Значит, какое действие нам надо выполнить?( взять из коробки 3 игрушки) Бери игрушки. У нас в коробке пусто. А что на рисунке? (тоже пусто) Давайте запишем наше действие и его результат с помощью равенства. (я на доске, дети в учебнике)
Аналогично выполняется задание по рисункам Пети, Лены и Вовы.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Глазки видят всё вокруг,
нарисую ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
где цветок и где окно.
Обведу я ими круг,
посмотрю на мир вокруг.
У: Мы рассмотрели свойства числа 0, используя числа 2 и 3. А теперь попробуйте придумать похожие примеры с другими известными нам числами. (придумывают примеры, я записываю равенства на доске.) Так что же будет, если:
- к любому числу прибавить или вычесть 0;
- из любого числа вычесть это же число?
Верно. Мы с вами только что вывели правило, которое авторы учебника выделили в задании под ! . Прочитайте его. (1 ученик) Это правило вам необходимо запомнить, так как мы будем им пользоваться в будущем. А сейчас выполняем №7. (1 столбик – вместе, 2- самостоятельно)
6. Итог урока.
У: Что мы узнали о числе и цифре 0? (Каждый правильный ответ детей – елочная игрушка на елке) Посмотрите, какая нарядная елочка у нас получилась.
Достаточно ли на ней игрушек? Чтобы елочка была ещё краше, продолжим работу на следующем уроке.
Рефлексия. (рисуют тучку или солнышко на странице учебника)
Урок закончен. Спасибо .