Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

УМК "Перспектива"
Рабочая программа по математике для 4 класса

Терешкова Любовь Федоровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по математике для 4 класса (автор-составитель Л.Г Петерсон к учебно-методическому комплекту «Математика»  «Учись учиться» для 1-4 классов).
Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению математики.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения математики с учетом особенностей учебного процесса школы и контингента учащихся в текущем учебном году.
Основные требования к содержанию и структуре рабочей  программы закреплены в документах:
  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
   Основными целями учебного предмета «Математика» для 4 класса являются:
  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
  Задачами  данного учебного предмета являются:
  1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  2. приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  3. формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  4. духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  5. формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  6. реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
  7. овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  8. создание здоровьесберегающей, информационно-образовательной среды.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Содержание курса математики строится на основе:
  • системно-деятельностного подхода;
  • системного подхода к отбору содержания.
       Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе  математики является дидактическая система деятельностного метода.
       Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате  школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
   
 
  Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
        Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:
  1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебнойдеятельности          на        уроке.  С         этой    целью организуется  их мотивирование на основе механизма « надо» − « хочу» − « могу».
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
  1. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
  1. Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
  1. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
8.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:
  • Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему  ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  • Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к
 
 
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию  решений в ситуацияхвыбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
      Отбор содержания обеспечивает непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач.

Основу учебного предмета «Математика» 4 класса составляют:

  • представления о таких алгебраических понятиях, как неравенство, координаты точки;
  • ознакомление с долями числа, дробью, смешанными числами и процентами;
  • усвоение приемов сравнения, сложения и вычитания, преобразования дробей;
  • осознание и прочное усвоение письменных приемов вычислений четырех  арифметических действий над многозначными числами;
  • ознакомление с видами задач на нахождение доли числа и числа по его доле, задач на все случаи одновременного движения двух тел;
  • ознакомление с различными видами диаграмм;
  • расширение представлений об именованных величинах (длине, площади, массы, объема, времени), переводе единиц измерения величин, арифметических действий над именованными числами.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики в 4 классе отводится не менее 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров:
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы поведения и сотрудничества);
  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения личностных результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
  • делать выводы на основе обобщения умозаключений;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
         Средством формирования коммуникативных УУД служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и  работа в малых группах.

Предметные результаты

  • освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач.
  • использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание учебного предмета «Математика»

Числа и арифметические действия с ними (35 ч)
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.
  Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с   остатком).
Общий случай деления многозначных чисел.
Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле.
  Процент.              
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.
Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной  части).
Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.

Работа с текстовыми задачами (42 ч)

Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.
Составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел. Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа  и числа по его проценту.
Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).
Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.

Геометрические фигуры и величины (15 ч)

Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.
Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.
 Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки. Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.

Величины и зависимости между ними (20 ч)

Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.
Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a . b) : 2.
Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного  луча.  Равномерное  движение  точек  по  координатному  лучу как модель равномерного движения реальных объектов.
Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. .=  v1 + v2 и vуд. .= v1 − v2.
Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) · t),  в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) · t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) · t), с отставанием (d = s0 − (v1 − v2) · t). Формула одновременного движения s = vсбл. . tвстр. Координатный угол. График движения.
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.

Алгебраические представления (6 ч)

Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Двойное неравенство.
Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.
Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.

Математический язык и элементы логики (2 ч)

Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с  языком диаграмм и графиков.
Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов « верно/неверно, что ...», « не», « если ..., то ...», « каждый», « все», « найдется», «всегда», «иногда», «и/или».

Работа с информацией и анализ данных (16 ч)

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.
Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.

Тематическое планирование учебного предмета «Математика»

 Блоки Кол-во часов (автор.прогр.) Кол-во часов (рабочая прог.)
Числа и арифметические действия с ними 35 35
Работа с текстовыми задачами 42 42
Геометрические фигуры и величины 15 15
Величины и зависимости между ними 20 20
Алгебраические представления            6   6
Математический язык и элементы логики            2   2
Работа с информацией и анализ данных  16 16
Итого 136 136
 
Календарно-тематическое планирование по математике, 4 класс
 
Тип урока
Кол-во часов
Тема урока Планируемые результаты
(предметные)
Характеристика деятельности
(личностные и метапредметные)
Дата  
план факт  
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД  
Повторение – 2 час  
1-2. Р
1час
Повторение пройденного материала. Уметь: читать, записывать, сравнивать многозначные числа;  выполнять действия с многозначными числами, решать  задачи и уравнения изученных видов. Проявлять интерес к математике. Определять свои знания и незнания, видеть и исправлять ошибки. Работать в паре. Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самооценку.      
Неравенства – 7 час.  
3. ОНЗ
1 час
Решение неравенства. Знать понятия: «высказывание», равенство», «уравнение», «множество».
Иметь представление о понятиях: «решение неравенства», «множество решений», «строгое и нестрогое неравенство», «двойное неравенство».
Уметь: решать неравенства вида  х>а, х<а, а<х<в и т.д. на множестве целых неотрицательных чисел на наглядной основе (числовой луч).
Уметь: решать задачи с вопросами, конспектировать текст учебника.
Приобретать опыт самостоятельной математической деятельности. Определять свои знания и незнания, видеть и исправлять ошибки, устанавливать закономерность, обосновывать выводы, применять знания в измененных условиях. Работать в паре, в группе
 
 
 
 
Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самооценку.      
4. ОНЗ
1 час
Множество решений. Иметь мотивацию к творческому труду, работать на результат. Проводить сравнения, устанавливать закономерность, преобразовывать информацию. Принимать и сохранять учебную задачу.      
5. ОНЗ
1 час
Строгое и нестрогое неравенство. Самостоятельная работа. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Определять свои знания и незнания, видеть и исправлять ошибки, устанавливать закономерность, обосновывать выводы, рассуждать и применять знания в измененных условиях, преобразовывать информацию.      
6. ОНЗ
1 час
Двойное неравенство.
 
  Определять свои знания и незнания, видеть и исправлять ошибки, преобразовывать информацию. Понимать, принимать учебную задачу.      
7. ОНЗ
1 час
Двойное неравенство.
Самостоятельная работа.
Быть мотивированным к учебной деятельности. Определять свои знания и незнания, видеть и исправлять ошибки, преобразовывать информацию.   Понимать, принимать учебную задачу.      
8. Р
1 час
Закрепление изученного по теме «Неравенства» Уметь: выявлять и устранять пробелы в знаниях;
решать неравенства
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Исправлять ошибки, делать выводы. Ориентироваться в своей системе знаний. Работать в  паре. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.      
9. К
1 час
Административная контрольная работа. Уметь: контролировать качество своего усвоения учебного материала. Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, работать на результат. Исправлять ошибки, делать выводы.   Контролировать свои действия в процессе выполнения задания.      
Оценка результатов арифметических действий – 7 час  
10. ОНЗ
1 час
Работа над ошибками. Оценка суммы. Иметь представление об оценке суммы
Уметь: находить нижнюю и верхнюю границы суммы.
Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Работать с информацией, делать выводы Работать в паре, в группе. Понимать и принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять контроль и самооценку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.      
11. ОНЗ
1 час
Оценка разности. Иметь представление об оценки разности
Уметь: находить нижнюю и верхнюю границы разности
Использовать полученные знания в повседневной жизни, быть мотивированным к учебной деятельности. Рассуждать, обосновывать, делать выводы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. Определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока.      
12. ОНЗ
1 час
Оценка произведения.
 
Иметь представление об оценки произведения
Уметь: находить границы произведения.
Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Отличать новое от уже известного.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, Интернета.
  Определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока. Оценивать свои достижения, отвечая на вопросы урока.      
13. ОНЗ
1 час
Оценка частного Самостоятельная работа «Оценка результатов арифметических действий». Иметь представление об оценки частного
Уметь: находить границы частного.
Проявлять интерес к приобретению и расширению знаний. Работать в паре. Определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока.      
14. ОНЗ
1 час
Прикидка результатов арифметических действий.
Самостоятельная работа.
Уметь: находить приближенные значения, решать текстовые задачи, находить границы результатов выражений. Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Отличать новое от уже известного.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Работать в паре. Определять и формули

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»