Квантование текста и задания в тестовой форме
(на примере художественных произведений для детского чтения русских писателей)
Захарова Наталья Николаевна
учитель МБОУ СОШ «Школа будущего»,
П. Большое Исаково Калининградской области
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.
Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и литературоведческого.
Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Если детям не прививать чуткое, вопросительное отношение к незнакомым словам, словосочетаниям и выражениям, у них развивается невнимание к целым предложениям. В результате они не вычерпывают все содержание текста, довольствуясь скольжением по поверхности смысла. В школьном возрасте дословное запоминание становится тормозом для развития умения пересказывать своими словами и, следовательно, понимать читаемое.
Неоценимую помощь в восприятии учениками текстов может оказать приём квантования.
В квантовании имеется возможность сделать учебный текст короче, понятнее, доступнее, интереснее, запоминающимся для большинства учащихся.
При помощи квантования можно добиться краткости текста путём удаления из него тех частей, без которых можно обойтись на данном этапе обучения.
Понятностьучебного текста достигается применением доступной лексики, уменьшением числа сложных форм предложения, использованием коротких предложений, членением текстов на абзацы и меньшие части, использованием понятных и привлекательных подзаголовков.
Доступностьдостигается тщательным подбором лексики, разделением учебного материала на уровни трудности, членением текста на части.
Развивающую функцию имеет тот текст, к которому подобраны вопросы и задания, стимулирующие интеллектуальный поиск ответов, что достигается созданием заданий в тестовой форме к данному тексту.
Таким образом, одна из целей разработки квантованных учебных текстов – сделать его настолько понятным и ясным для учеников, чтобы облегчить учащимся восприятие текста по той или иной теме.
Вывод: квантованный учебный текст - это разделённый на части, удобный для понимания и усвоения, учебный текст, с заданиями в тестовой форме, для проверки усвоения содержания текста.
Далее вам приводятся примеры составления квантованных текстов для учеников начальной школы на уроках литературного чтения.
Литература в начальной школе:
квантование текста и задания в тестовой форме
(на примере произведения Н. Сладкова «Жалейкин»)
Жалейкин
(По рассказу Николая Сладкова)
Добрый мальчуган
Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Происшествие на пруду
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.
Необдуманный поступок
— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обведите кружком номера всех правильных ответов.
1.КОГДА ЖАЛЕЙКИН ВИДИТ РЯДОМ ЗЛО, ХОЧЕТСЯ ЕМУ:
1) Ругаться 5) Кричать
2) Плакать 6) Вмешаться
3) Всё исправить 7) Драться
4) Сделать доброе дело
2.ПРИБЕЖАЛ ОДНАЖДЫ ЖАЛЕЙКИН НА:
1) Озеро 4)Море
2) Берег 5) Реку
3) Пруд 6) полянку
3.ЖАЛЕЙКИНА ВОЗМУТИЛО В ПОВЕДЕНИИ ТУРИСТОВ
1) то, что они шумели
2) то, что они пели песни
3) то, что они не залили костёр
4) то, что они не собрали бумажки и тряпки
5) то, что они не закопали банки и склянки
4.ЖАЛЕЙКИН СОБРАЛ ВЕСЬ МУСОР И БРОСИЛ
1) в мусорный бак 4) в свой рюкзак
2) в реку 5) в море
3) в коробку 6) в пруд
5.ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКА ЖАЛЕЙКИНА:
1) стал бережок чистеньким и красивым
2) купальщики порезали о склянки ноги
3) рыболовы порвали об острые склянки лески
4) рыболовы поломали о банки крючки
5) рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться
6) люди обрадовались чистоте на берегу пруда
6.ПОСТУПОК МАЛЬЧИКА МОЖНО НАЗВАТЬ
1) хорошим и обдуманным
2) плохим и обдуманным
3) глупым, необдуманным
4) плохим и необдуманным
5) хорошим, но необдуманным
7. ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ПОМЕСТИТЬ В СБОРНИК
1) «Рассказы о детях» 4) «Рассказы о животных»
2) «Рассказы о природе» 5) «Сказки о животных»
3) «Русские народные сказки»