Конспект урока по чтению в 1классе
Звук и буква Ф ф
Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов I категории
ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся со звуком и буквой «Ф».
Задачи:
- учить читать слоги и слова с буквой ф;
- развивать навык плавного слогового чтения;
- развивать умение работать с дидактическим материалом (карточками);
- развивать и обогащать словарный запас;
- развивать графические навыки;
- развивать внимание, память, воображение, мышление, связную речь;
- развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: презентация – слайды с текстами загадок, слайды с картинками – отгадками, карточка с печатной буквой «эф», презентация – слоги, карточки со словами, карточки со схемами слов, буква из пластилина.
Ход урока:
IОрганизационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, вступление учителя.
Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт он на урок.
Ну – ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II Новый материал.
- Ребята, я хотела бы начать наш урок с интересных загадок. Слова - отгадки начинаются на одну букву, с которой мы сегодня с вами познакомимся (презентация – слайды с загадками, слайды с картинками – отгадками).
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не гаснут до зари
Глаза ночные - … (фонари)
Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас –
И появится на свет
Очень точный ваш портрет. (фотоаппарат)
После брата января,
Править очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (февраль)
Стоит в саду среди пруда
Столбом серебряным вода. (фонтан)
- Молодцы! С какого звука начинаются эти слова? (ф)
- А какие слова вы знаете на этот звук? (фея, фамилия, физкультура, фотография, фантик, фильм, футбол…)
-Умницы!
- Ребята, на письме звук «ф» обозначается буквой «эф». А теперь давайте подробно познакомимся с ней. Произнесите звук «ф» вслух. Вы чувствуете преграду? Его нельзя протянуть, пропеть. Значит это согласный звук (на доске появляется синяя карточка с буквой).
- Обратите внимание, что эта буква бывает заглавной (большой) и строчной (маленькой).
- Ребята, а напомните мне, когда мы пишем слова с большой буквы? (имена, фамилии людей, клички животных).
- А большая и маленькая буквы отличаются друг от друга? (отличаются только высотой).
- Скажите, пожалуйста, эта буква печатная или письменная? (печатная)
- Где встречаются печатные и письменные буквы? (печатные – в книгах, газетах…; письменные мы пишем в тетрадях).
- Из скольких элементов состоит буква «эф»? (из трёх: прямая палочка и два кружочка).
- Сейчас я покажу вам на доске, как пишется печатная буква (словесное комментирование).
- Посмотрите!
«Ф» - серьёзная фигура,
Философская натура.
Руки как упрёт в бока,
Не посмотришь свысока!
IIIФизминутка.
- Ребята, а давайте встанем возле своих парт и превратимся на минутку в букву «эф» (ноги сомкнуть, руки на пояс).
- Покачаем букву вправо, влево, вперёд, назад. А теперь попрыгаем.
IV Графическое упражнение.
- У вас получились прекрасные буковки, вы немного подвигались. А теперь я посмотрю, какие буковки у вас получатся на доске. Вам нужно будет починить их, то есть дописать недостающие элементы (словесный анализ ошибок учащихся учителем).
V Чистоговорка.
- Прежде, чем мы приступим к чтению, я хотела бы с вами поиграть. Предлагаю произнести вслух чистоговорку правильно, проговаривая каждый звук.
Федя, Филя и Фаина в море видели дельфина.
- Все молодцы!
VI Чтение.
- Начнём чтение со слогов (презентация - слайд со слогами: фа, фо, фу, фы, фи, фе, фё, фю, фя).
- Сейчас почитаем слова, где встречаются эти слоги (карточки со словами на доске: фартук, кофта, шарф, форма, шкаф, Федя, портфель, шофёр, шериф).
- Ребятки, а давайте ещё сыграем в одну игру. Разделим все слова на три группы по схемам, которые изображены на карточках (буква «эф» в начале, в середине и в конце слова).
ф_____________ ________ф________ ____________ф
- Хорошо, все слова нашли с вашей помощью, ребята, свою схему.
- Ребятки, а сейчас, я вам предлагаю составить предложения с каждым из этих слов. Каждому ученику достанется по слову.
- И с этим заданием вы справились. Умницы!
VII Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, я очень хочу, чтобы этот урок вам запомнился и поэтому я предлагаю вам слепить буковку «эф» на память. Но перед работой нам нужно подготовить свои пальчики. Необходимо сжимать и разжимать одновременно пальцы обеих рук в кулачок.
Мы со звуком «Ф» играем.
И слова мы называем:
Фотограф, фермер, футболист,
Фокусник и фигурист.
VIII Закрепление нового материала.
- Я для вас приготовила синий пластилин и разделила его на маленькие кусочки. Вам надо слепить из него букву по образцу, который я приготовила (словесный анализ образца, последовательность).
- Ребята, а как вы думаете, почему я взяла синий пластилин, а не красный? (согласный звук).
IX Итог.
- Обратите внимание, какие получились у вас пластилиновые буковки (выставка букв, отметить всех учащихся).
- С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились?
- Согласный или гласный это звук?