Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках
литературного чтения как средство развития критического мышления учащихся на ступени начального общего образования
«Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития»
В.А.Сухомлинский
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В.А.Сухомлинский
Конкретные знания, которые так долго выдавались самим учителем, часто не только оставались невостребованными, но еще и не развивали у ученика мыслительных способностей. Выучивались правила, отрабатывался алгоритм их применения, но учащиеся не переставали делать одни и те же ошибки. В итоге выпускник начальной школы не умел самостоятельно мыслить, не видел не только оригинальных, но и общих решений как типовых, так и задач повышенного уровня. А самое главное, у него не было уверенности в своей точке зрения, и он не умел ее отстаивать.
Концептуальной основой разработки развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» стал системно-деятельностный подход к обучению, раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру деятельности учащихся.
Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные во ФГОС, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка. В частности, в УМК «Перспективная начальная школа» эти инновации нашли свое отражение в целевой установке комплекта – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы.
В настоящий момент следует учитывать заинтересованность общества в том, чтобы его граждане были способны активно действовать, принимать решения, самостоятельно искать необходимую информацию, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; поэтому уже в начальной школе ребенок должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в трудности и искать пути их преодоления, четко осознавать, каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Содержание учебников дает богатые возможности для развития мыслительной деятельности. И в данной работе хочется остановиться на некоторых приёмах работы с текстом, т.к. часто уровень его восприятия учащимися остаётся низким. Мало уметь читать, нужно обладают культурой чтения: учащиеся не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Важно уметь анализировать текст, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения, выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с получаемой информацией.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование исследовательских приемов при работе с текстом, способствующих формированию и развитию умений не просто осмысливать текст, но и интерпретировать его, определять проблемное поле, формулировать и выражать собственное мнение. Именно такие характеристики свойственны так называемому критическому мышлению.
Особую значимость в УМК «Перспективная начальная школа» приобретает познавательное и личностное развитие обучающегося через организацию общих учебных действий, имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий базового и повышенного уровня сложности.
Формирование личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой учебников и диалоговым характером учебных текстов. Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы во всех учебниках, сказочные герои в учебнике «Литературное чтение»), школьники учатся соотносить свои поступки и поступки героев с принятыми этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения того или иного героя, оценивать высказывания персонажей и т. д. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.
Главное, на что следует обратить внимание, – это работа с текстом и иллюстрациями. В УМК большое значение придается иллюстративному материалу, он выступает как самостоятельный источник информации. Дети получают возможность научиться находить и выделять необходимую информацию.
Текст можно перечитывать с разнымизадачами: оценка смысла всего текста по названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск нужных слов. Уже в «Азбуке» данный прием нашел свое отражение в таких текстах, как: «Данила» (с.47), «Попугай» (с.77), «Лесная школа» (с.98) и т.д.
В учебнике «Литературное чтение» для 2 класса этому способствует цветной фон – цветовое маркирование части текста, которое помогает учащимся формировать положительное отношение к источникам информации. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (с.12) текст разделен на части. Начало каждой части отмечено голубым или жёлтым цветами, позволяющими найти эти части и определить их сходство или различие. Маркирование желтым и голубым цветами по краю листа учебника предполагает прочитывание частей текста разными учениками. Некоторые абзацы в тексте (например, в сказке С. Козлова «Красота», с.111) обведены оранжевым и голубым цветом: это помогает ребенку быстрее и правильнее найти ответы на вопросы учебника.
Учащиеся постепенно овладевают навыками работы с текстами различного типа и стиля, формируются учебно-познавательные и коммуникативные компетентности: умения строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать учебный материал, выстраивать систему доказательств и др., - являющиеся качественными характеристиками сформированного критического мышления.
Исследовательские приёмы работы с информацией являются основой формирования универсальных учебных действий школьников, что является требованием современного образования в условиях подготовки к введению ФГОС на ступени основного общего образования. Кроме этого, сами приёмы универсальны, так как, являясь компонентом технологии развития критического мышления, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении, в рамках информационно-коммуникационных технологий. Исследование, организованное в любой форме, способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но человеком, готовым и способным достойно жить в обществе.