Методическая разработка урока во 2 классе. УМК «Школа России»
И.А.Крылов и его басня «Лебедь, Щука и Рак»
Борисова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №692
Калининского района Санкт-Петербурга
Технология: развитие критического мышления.
Цели:
Развивающий аспект
-развитие речи учащихся
-развитие умений анализировать произведение в жанре басни, находить способы изображения событий и характеров героев, составлять модель басни
Познавательный аспект
-формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения басни
-формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц
Воспитательный аспект
-воспитание внимательного отношения к мнению другого человека
-воспитание совместной работы в группе, радости сопереживания успехам собеседника
Оборудование урока:
-концептуальное колесо и карточки –предположения, кроссворд ( в каждой группе), листы с текстом об авторе, карточки с действиями героев, листы с изображением героев для написания синквейнов.
Ход урока:
1.Фаза вызова.
а) Вступление.
Ребята, наверное, вы согласитесь, что литература-это необыкновенная волшебная страна. Авторы -это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка.У автора-это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово- не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен разгадать его. А вы внимательные читатели?
СЛАЙД №2
б) Решение кроссворда.
Предлагаю вам решить небольшой кроссворд, вспомнить разные жанры устного народного творчества, чтобы самим определить тему нашего сегодняшнего урока. Во время вашей работы я буду «хранителем времени», буду предупреждать вас о приближении окончания работы. А чтобы работа ладилась, скажите друг другу доброе слово – комплимент.
Разгадывание кроссворда(работа в группах).
|
П |
Р |
И |
Б |
А |
У |
Т |
К |
А |
|
||||
|
З |
А |
Г |
А |
Д |
К |
А |
|
||||||
|
С |
Ч |
И |
Т |
А |
Л |
К |
А |
||||||
|
Н |
Е |
Б |
Ы |
Л |
И |
Ц |
А |
||||||
П |
Е |
С |
Н |
Я |
|
|||||||||
1.Этот жанр содержит шутку, вопрос –ответ, является небольшой сказкой.
2.Вы очень любите их отгадывать.
3.С нее начинают игру.
4.В этом стихотворном жанре происходит то, чего не может быть на самом деле.
5.Мама с ней укладывает малыша спать.
Группа, готовая к презентации,сначала говорит ответ тихо только учителю.
Какое слово у вас получилось? С каким новым литературным жанром мы сегодня познакомимся?
в)Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром –басней и с известным автором басен. Автор басен по-другому называется…А попробуйте сами мне дать определение. Это человек, который басни пишет(баснописец).
СЛАЙД №3( Коротко перечислить авторов басен.)
А кто из вас знает, что такое басня? (высказывания детей). У вас были разные предположения, а кто из вас прав, узнаем по ходу урока.
г) Работа с концептуальным колесом.
Возьмите, пожалуйста, «колесо предсказаний» и разложите на нем карточки, те, которые, как вы думаете, относятся к понятию «басня». Эксперты групп зачитывают карточки. В группах происходит обсуждение, при выработанном решении группа показывает готовность.
Презентация групп. (выслушивание мнений учащихся, ничего не исправляется).
Я внимательно вас выслушала, а верно у вас или нет, вы определите, прочитав текст.
2.Фаза осмысления.
а) Работа с информационным текстом об авторе.
У вас на столах листы с текстом. Возьмите каждый по листу. Прочитайте текст самостоятельно (индивидуальная работа), очень внимательно, выполняя работу «литературного разведчика», расставляя на полях знаки:
СЛАЙД №4
«V» -я это уже знал
«+» -это для меня новое
«?» -у меня вопрос (я не понял)
После окончания работы обсудите в группах полученные результаты. Постарайтесь помочь друзьям, если у них возникли вопросы.(если остались вопросы без ответов, учитель отвечает)
б) Работа с концептуальным колесом.
А теперь снова вернемся к колесу предсказаний. Посмотрите, может быть вы хотите заменить какие-нибудь карточки на другие, которые больше подходят к понятию «басня»? (работа в группах). Чья группа готова к презентации - просигнализируйте. (Презентацию начните со слов : « Мы заменили карточку такую-то на …, мы решили, что у нас все верно и не стали ничего менять» )
Подведем итоги вашей работы.
-Как зовут великого русского баснописца?СЛАЙД №5(краткая биография)
-Названия каких басен И.А.Крылова вы узнали из текста?
СЛАЙД №6
-С какой из них вы хотели бы познакомиться на уроке?(называют разные)
Мы обязательно познакомимся на уроках со многими баснями великого мастера. Начнем же наше знакомство с басни «Лебедь, Рак и Щука». А для того, чтобы представить наших героев, давайте их « покажем».
в) Физкультминутка
г) Первичное восприятие текста.
Откройте учебники на стр.104. Я прочитаю вам басню (или аудиозапись), а вы внимательно ее слушайте и следите за моим чтением.
-Понравилась вам басня?
-Что заставило вас улыбнуться?
-Кто является персонажами басни?
-Чьи еще слова вы услышали в басне? (автора)
-На что похожа басня? (на стихотворение, на сказку в стихах, на рассказ в стихах)
В басне много слов, значение которых вы не знаете. Попробуйте самостоятельно определить, что они обозначают и запишите ваши мнения. В каждой группе по 2 карточки. Презентация.
После выступления каждой группы учитель выводит на СЛАЙД №7 толкование слов из словаря Ожегова.
д) Работа с концептуальным колесом.
Вернемся к колесу предсказаний. Если у вас есть что изменить – измените. Презентация.
е) Повторное чтение (самостоятельно)
Прочитайте текст самостоятельно. Найдите в басне описание действий каждого героя. Поделитесь своими находками с друзьями. Удостоверьтесь, что выполнили задание верно.
Прочитайте строки о лебеде. Обратите внимание на слово « рвется». Лебедь не просто хочет взлететь, он вырывается с силой, ему нужна свобода, простор. Подумайте, какой характер у лебедя? (выберите карточки, подходящие к данному описанию)
-стремительный - свободолюбивый
-быстрый - сильный
Аналогично. Найдите в тексте действия рака, щуки.
А как вы думаете, почему имена нарицательные лебедь, рак, щука, автор превратил, как по волшебству, в имена собственные и записал их в басне с большой буквы? (рассуждения детей) Роль кого играют (исполняют) животные в басне? (людей).Когда животные играют роль людей – это иносказание, т.е. сказано (передано) через образ животных.
ж) Прочитайте вслух ту часть текста, в которой описываются все действия басни.
з) Работа с концептуальным колесом.
Внесите поправки в своем колесе предсказаний, если это требуется. Презентация.
Чьи слова в басне стоят до описания действий героев? (автора)
Прочитайте слова автора.
-Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор, о чем хотел предупредить? Обсуждение в группах.Презентация.
Вывод. Автор поучает читателей , предупреждает их, чтобы они не попали в такую же ситуацию. Поучительный вывод в басне называется-«мораль».
А теперь внесите, если надо , последние поправки в колесе предсказаний.
3. Фаза рефлексии.
Подготовьте в группах ответ на вопрос «Что же такое басня?»
Презентация групп.
СЛАЙД №8 (определение басни)
Молодцы! Вы хорошо поработали, провели большую исследовательскую работу. А сейчас на несколько минут каждый из вас станет тоже автором. Напишите в группах синквейн о персонажах нашей басни. Найдите точные слова, которые будут характеризовать наших героев и их действия. Эксперты подойдите ко мне и выберите героя.
Итог урока. Кресло автора.
Домашнее задание по выбору.
1. Научиться выразительно читать басню, с расстановкой пауз и логических ударений на кальке.
2. Выучить басню наизусть.
3. Нарисовать героев басни, чтобы в рисунке чувствовался характер .