Мастер класс
Современный урок литературного чтения
в условиях введения ФГОС второго поколения
Поземковская Ольга Васильевна
Цель: Показать приемы, использованные на каждом этапе урока
Этап урока |
Деятельность докладчика |
· Деятельность участников семинара |
||||||
Слайд №1
-Кто знает тему мастер-класса?
-Исходя из темы, сформулируйте задачи мастер-класса |
· -Современный урок литературного чтения в условиях введения ФГОС второго поколения -узнать структуру современного урока литературного чтения -узнать приемы работы на каждом этапе урока
|
|||||||
1. Организационный момент |
Слайд №2 -Какой первый этап урока? -Что предполагает данный этап урока? -исходная мотивация (готовит к восприятию информации, концентрирует внимание, возбуждает мыслительную активность) -С помощью, каких средств это может быть достигнуто на уроке? -Какие средства Вы используете на данном этапе?
|
· -Организационный момент. -эмоциональный, психологический настрой…
-песни -загадки, пословицы иллюстрированный ряд…. |
||||||
2. Актуализация знаний. - составление кластера; |
Слайд №3,4,5
-Как понимаете слова Актуализация знаний? -Т.е. активизировать, мотивировать, заинтересовать уч-ся на дальнейшую работу с опорой на имеющиеся знания и опыт -Какой прием работы можно использовать? -Кластер- прием технологии критического мышления. -Критическое мышление - открытое мышление, достигающееся путем наложения новой информации на опыт детей. -Кластер – один из приемов технологии критического мышления. -Вспомним, как создается кластер на уроке? -Выдвигаем смысловую единицу (Родина) -Выделяем смысловые единицы, связанные со словом Родина, опираясь на жизненный опыт детей. -Конкретизировали факты, поработав с информацией в конце урока. -Можно - ли использовать этот прием на других этапах урока? -Этот прием можно использовать не только на этапе актуализации знаний, но и на этапе постановки темы урока. -Например, при изучении нового вида сказок. Фрагмент урока: -волшебство -герои -богатыри -зачин -добро побеждает зло -Какое слово я имела в виду? -Что мы знаем о сказках? -Почему я поставила знак ? -Какая тема нашего урока? -Какие задачи поставим? |
-ответы участников
-кластер
Ответы участников по слайду.
Ответы участников
Составление кластера по теме
«Сказки о животных» |
||||||
3. Постановка темы и задач урока.
- выдвижение гипотез |
Слайд №6,7,8
-Что предполагает данный этап урока? -Какой прием можно использовать на этом этапе? -Здесь можно использовать технологию формированияинтеллектуально-речевой и читательской культуры школьника.(ИРЧК) -Эта технология позволяет глубоко понимать и анализировать информацию. -Технология включает в себя 3 этапа 1.Дотекстовый этап 2.Текстовый 3.Послетекстовый. -Как Вы думаете, какой этап использовался на данном этапе? -Как понимаете слово «дотекстовый» -Какая работа может проводиться? -Такая же работа ведется и с иллюстрацией перед текстом Если она есть. Дотекстовый этап может включать в себя следующие вопросы….
-Попробуем поработать с заголовком произведения В.Берестова «Честное гусиничное..»
-Что можно сказать о произведении? -На что похож заголовок? -Как можно продолжить? -Кто главный герой? -Что можно сказать по иллюстрации? -Какие вопросы можно задать к заголовку? -какие задачи поставим перед чтением?.... Эту технологию ,так же как и ТРКМ, можно использовать не только на разных этапах урока, но и на различных дисциплинах. -Если вернуться к технологии Развития критического мышления, то на этом этапе незаменимым помощником является создание таблицы ЗХУ -Что обозначает аббривеатура? З-опыт детей Х-задачи У-итог урока -С помощью этой таблицы формируем регулятивные УУД-определение и удержание учебной задачи.
-Очень хорошо использовать ЗХУ при изучении жанров фольклора.
|
-Формулировку темы и постановку задач детьми.
Дотекстовый -работа до чтения текста -анализ заголовка
-составление вопросов к заголовку и иллюстрации
Слайд.
Составление таблицы ЗХУ «Сочиняем загадки» |
||||||
4. Первичное чтение. - беседа после чтения |
Слайд №9,10
- Что предполагает следующий этап урока?
-Какой прием можно использовать? -Еще можно использовать прием «диалог с автором» -Что Вы знаете об этом приеме? -Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.. Диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». -Дети по ходу чтения задают вопросы автору, отвечают на вопрос, проверяют свои предположения с помощью текста. -Прочитаем первую часть сказки «Маленький принц» А.С.Экзюпери.
-Когда можно использовать этот прием?
-Вспомним технологию ИРЧК -Какой этап технологии использовался ? – текстовый. -чтение с маркировкой -выделение новых понятий -составление плана -нахождение в тексте авторских вопросов, прямых и скрытых. -Что можете сказать о текстовом этапе? - Как понимаете чтение с маркировкой? -Какая технология используется? -прием называется инсерт -на слайде Вы видите полную версию маркировки, для детей можно упростить.
|
Первичное восприятие текста.
-чтение учителем
-большие тексты
-сложный жанр -глубокая философия
Текстовый
-при чтении делаются пометки значками
-тркм
|
||||||
5. Повторное чтение. |
Слайд №11 -- Что предполагает следующий этап урока? -Какой прием увидели? -Это 3 этап ИРЧК -Послетекстовый -Что можете сказать о послетекстовом этапе? -ответы на вопросы по тексту -ставить вопросы к тексту -реконструирование текста, перевод из вербального в графический -Из технологии критического мышления можно взять прием тонких и толстых вопросов. -Как понимаете слова тонкие и толстые вопросы?
-На каком этапе можно использовать данный прием? |
Чтение анализ произведения
-все приемы используем в работе
-простые вопросы, -вопросы, требующие развернутого ответа
-на любом
|
||||||
6. Итог урока. |
Слайд № 12 -Что предполагает данный этап? -Возвращение к задачам урока -Какие приемы можно использовать? -Как составляется синквейн? -возвращение к кластеру, ЗХУ |
-итог по сформированности предметных умений
-синквейн |
||||||
7. Рефлексия |
Слайд № 13,14,15,16,17 -Что предполагает данный этап? -На каких этапах урока важно, чтобы дети оценили себя? |
-самооценка
-на всех |
||||||
8. Домашнее задание.
|
Слайд № 18,19 -Какой прием увидели? -разноуровневое |